Елена Жилинская
«Русские народные промыслы — хохлома». Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие интереса детей к народному декоративно - прикладному искусству; к художественному творчеству в декоративном рисовании.
Задачи:
- Развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы рисования при создании узоров по мотивам хохломской росписи.
- Совершенствовать умение рисовать концом кисти; выполнять узор в определённой последовательности.
- Расширять и уточнять представления детей о предметах народного художественного промысла русских мастеров – хохломской посуде, особенностях её росписи.
-Воспитывать
Предварительная работа: познавательные беседы о народном декоративно – прикладном искусстве, рассматривание изделий прикладного искусства, иллюстраций, образцов, рисование элементов хохломского узора, составление композиций, роспись силуэтов в совместной деятельности воспитателя с детьми и самостоятельной художественной деятельности детей, дидактические игры: «Обведи рисунок», «Продолжи узор», «Поможем художнику», «Золотая хохлома», «Составь узор на посуде», «Угадай-ка!», чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, прослушивание музыкальных произведений русского народного творчества (песни М. Пахоменко «Хохлома»).
Материал и оборудование:
Демонстрационный: выставка предметов народно – прикладного искусства: хохломские изделия.
Наглядный материал: иллюстрации с образцами хохломской росписи.
Раздаточный: краски, баночки, тонированные шаблоны посуды, ноутбук, проектор, видеофильм «Русские народные промыслы Хохлома» https://dzen.ru/video/watch/621b60639c11ee526c4babdf?f=d2d
Ход:
-Ребята, подойдите ко мне, давайте встанем в круг.
Посмотрите на меня
Улыбнитесь другу
И, конечно же, ему
Протяните руку.
Крепко за руки возьмёмся
И ещё раз улыбнёмся.
-Посмотрите внимательно, что это у нас на столе стоит? Что-то спрятано под красивой скатертью.
Дети: посуда.
-А какая она красивая расписная!
Наверное, к нам приходил таинственный художник и оставил расписную посуду. Интересно для чего она нам нужна?
Дети: что бы кушать из нее.
- Ребята, а разве мы едим из такой посуды?
Дети: Нет.
-А для чего тогда?
Дети: полюбоваться и рассмотреть.
-Ну хорошо, давайте рассмотрим посуду. Из чего она сделана?
Дети: из дерева.
-А чем же она необычна?
Дети: посуда расписана узорами.
-Посмотрите, вся посуда расписана яркими, красочными узорами. Назовите, какая здесь посуда.
Дети: Тарелки, ложки, вазы, чаши, кувшины, блюда.
-И чего здесь только нет:
Поварёшки, чашки, ложки и диковины ковши.
Вы разглядите, не спешите.
Тут травка вьётся и цветы небывалой красоты!
Блестят они как золотые, как будто солнцем залитые.
-Ребята, а вы знаете, где делали такую посуду? Вам знакома такая роспись?
Дети: да.
Отгадайте загадку.
Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.
Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым.
Засияла, поднялась, сладким соком налилась.
А трава, как бахрома. Что же это? … (Хохлома)
- Вся посуда не простая, а словно – золотая!
С яркими узорчиками, ягодками и листочками!
- А как вы думаете, от чего и почему, очень часто называют Хохлому золотой?
Дети: на изделиях присутствует золотой цвет.
-А сейчас внимательно рассмотрите посуду и расскажите, какие цвета используют художники в хохломской росписи? (Красный, жёлтый, чёрный и может присутствовать зелёный).
-Я хочу вам показать элементы узора в хохломской росписи : завитки, травинки, капельки, осочки, кустики, листочки и трилистники, ягодки.
Показ иллюстраций.
-А как вы думаете, какие ягоды рисуют художники?
Дети: малинку, клубничку, чёрную и красную смородину, рябину, вишенки, крыжовник, бруснику.
-А вы знаете, ребята, что в нашу страну приезжают гости из других стран и каждый хочет увезти из России на память сувенир. Идут гости в специальные магазины – художественные салоны и покупают там дымковские игрушки, расписных матрёшек и, конечно же, нарядные хохломские изделия.
Через горы и моря, восхищается весь мир –
Ай да русский сувенир! Ах, какие чудо – краски!
И по свету бродят сказки, и улыбки Хохломы.
Мотивация деятельности.
-Присаживайтесь на стульчики, мы посмотрим видеофильм «Русские народные промыслы Хохлома»
-Ребята, а сейчас, предлагаю вам открыть свой художественный салон. Мы станем художниками и мастерами, чтобы расписать посуду хохломским узором.
Детям предлагается на выбор заготовки посуды.
-Ребята, вы согласны?
Дети: да!
-Выберите любой предмет посуды и проходите в нашу художественную мастерскую.
-Но прежде чем начать украшать посуду, подскажите мне с чего начинается роспись?
Дети: с каймы внизу и вверху изделия, или по форме если она круглая.
-А чем можно украсить изделие?
Дети: завиток, изогнутую веточку.
-Что можно изображать на завитке?
Дети: ягоды, листья, осочки, капельки, травку, завитки и т. д.
-Ребята. А как можно рисовать травку и завитки?
Дети: концом тонкой кисти, чередуя цвета.
-Что мы можем использовать для рисования ягод?
Дети: кисть, тычок.
-Какие цвета вы хотите использовать?
Дети: красный, чёрный, зелёный.
Роспись Хохломская, словно колдовская,
В сказочную песню просится сама.
И нигде на свете, нет таких соцветий,
Всех чудесней наша Хохлома!
-Перед тем как мы приступим к работе, разомнемся.
Физминутка.
Хохлома да хохлома (повороты вправо и влево)
Наше чудо дивное
Мы рисуем хохлому (руки полочкой)
Красоты невиданной (руки вверх и через стороны и вниз)
Нарисуем травку (повороты)
Солнечною краской
Ягоды рябинки (руки полочкой)
Краской цвета алого (руки вверх и через стороны вниз)
Хохлома да хохлома (повороты)
Вот так чудо дивное!
-Теперь, юные мастера, можете смело приступать к работе! Давайте постараемся и удивим друг друга своими работами.
Индивидуальная работа с детьми.
-Ребята, покажите свои работы и давайте полюбуемся ими.
Анализ работ.
Презентация работ детей
Эй, честные господа! К нам пожалуйте сюда!
Как у нас ли тары – бары, хохломские есть товары!
Вот посмотрите!
Выросла золотая травка на ложке,
Распустился цветок на плошке,
Ягодка клюква поспела на поварёшке.
Листочки, ягодки, цветочки, стебелёчек, завиток.
Здесь хозяева три цвета: чёрный, красный, золотой.
-Посмотрите, какая чудесная у нас получилась посуда? Яркая, красочная, праздничная - как у настоящих мастеров, настоящая золотая хохлома.
Дети представляют свою работу. У каждого получился свой, неповторимый узор.
-Ребята, вы молодцы! А теперь, вспомним, какой росписью мы расписывали свою посуду? Какие элементы вы запомнили? Почему хохлому называют золотой? Кому было трудно быть мастерами или наоборот легко?