Ольга Савкина
«Путешествие в весеннюю чащу леса». Логопедическое занятие для подготовительной группы с элементами сюжетно-ролевой игры
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
- ознакомление со звуком [Ч] и буквой Ч.
Задачи:
Образовательные:
- обогащать и активизировать словарный запас детей по теме «Весна», «Весенние приметы», расширять кругозор;
- закреплять правильное произношение звука [Ч];
- продолжать учить подбирать слова с заданным звуком;
- отрабатывать навыки слогоделения, определения местоположения звука в слове;
- упражнять в словообразовании и словоизменении.
Развивающие:
Публикация «„Путешествие в весеннюю чащу леса“, Логопедическое занятие для подготовительной группы с элементами сюжетно-ролевой игры» размещена в разделах
- Весенний лес. Конспекты занятий на тему весеннего леса
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Игры, дидактические пособия
- Весна. Конспекты занятий
- Весна. Работа логопеда. Логопедические занятия
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Логопедические занятия
- Логопедические игры
- Подготовительная группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2018
- развивать речевое внимание, память, воображение, мышление;
- продолжать развивать языковое чутье и фонематический слух;
- формировать коммуникативные умения в процессе взаимодействия;
- создавать положительный эмоциональный настрой.
Воспитательная:
Воспитывать личностные качества: активность, самостоятельность, доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование: сундук; картинки и буквы, обозначающие их названия; приглашение; картинки с изображением разных эмоций; листья с картинками, в названии которых есть звук [Ч]; картинки с изображением птиц; «волшебный» кубик с положительными эмоциями; листья со слогами; бумажные птички; буква Ч; мольберт.
Ход занятия
1. Вводная часть
1.1. Упражнение «Подари хорошее настроение»
Логопед : - Доброе утро, ребята! Посмотрите, что у меня в руке? Это «волшебный» кубик с разными положительными эмоциями. Мы будем по кругу бросать этот кубик и, глядя на картинку, передавать эмоциональное состояние своему соседу.
Основная часть
Логопед : - Ребята, я приготовила для вас сюрприз. Он лежит в этом сундучке.
- Это приглашение. А от кого оно, вы узнаете, когда отгадаете мою загадку.
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад – вперед по пашне вскачь,
А зовется птица … (Грач)
Дети: - Это грач.
Логопед : - Правильно. Грач – птица, которая приносит на крыльях весну. Грач – очень красивая, статная и умная перелетная птица. Так как грач перелетает с места на место, он многое видит и все знает, что нас с вами окружает. Он прислал нам приглашение. А куда же он нас приглашает, мы сейчас узнаем. Я буду доставать из нашего сундучка картинки. Мы должны с вами назвать эти картинки и определить первые звуки в их названии. Все звуки на письме превращаются в буквы. Из букв мы с вами составим слово и прочитаем.
Детям демонстрируются картинки: часы, аист, щука, арбуз.
- Куда же нас приглашает грач?
Дети: - В чащу.
Логопед : - Прочитаем, что он пишет.
Ребенок: - Дорогие ребята, сегодня замечательная весенняя погода. Я хочу вас пригласить на прогулку в лесную чащу.
Логопед : - Ребята, вы хотите туда отправиться?
- Произнесите слово «чаща». Какой звук вы слышите в начале слова?
Дети: - Звук [Ч].
Логопед : - С этим звуком мы сегодня и познакомимся. А также, узнаем, какой буквой на письме он обозначается. Возьмите в руки зеркала. Давайте произнесем звук [Ч], чтобы понять, как он образуется. А затем дадим этому звуку характеристику. Когда мы его произносим, воздушная струя выходит свободно? Или ей что-нибудь мешает?
Дети: - Мешают наши верхние бугорки (альвеолы, верхние передние зубы и язык.
Логопед : - Правильно, они являются преградой для выдыхаемой воздушной струи, через них воздух не проходит свободно. Значит это какой звук?
Дети: - Согласный.
Логопед : - Правильно.
- А теперь, положите свою ладошку на горлышко и произнесите этот звук еще раз. Что вы можете сказать? Молчит ваше горлышко, или дрожит при произнесении звука [Ч]?
Дети: - Молчит.
Логопед : - Правильно. А что это значит? Какой это согласный звук?
Дети: - Глухой.
Логопед : - Правильно.
- Звук [Ч] – согласный, глухой, всегда мягкий, обозначать его будем зеленым цветом.
- Этот звук живет в домике – это буква Ч. Посмотрите на нее. (Выставляется печатная буква на доске). Что она вам напоминает? (чайник с носиком, цифра «4» и т. д.) Давайте ее напишем правым указательным пальцем в воздухе, а затем на столе, выложим ее из пуговиц. Она состоит из 2-х элементов.
Звучит красивая музыка.
Логопед : - Ребята, а теперь произнесем с вами волшебные слова.
- Глазки закрываем, про себя считаем: раз, два – повернись, в чаще леса окажись! Ах, как тут красиво!
Логопед выставляет игрушечного грача (картинка).
Логопед : - Ребята, а вот и черный грач. Он проведет сегодняшнюю экскурсию по чаще и покажет много нового и интересного.
Логопед : - Ребята, выделите последний звук в названии этой птицы.
Дети: - Это звук [Ч].
Логопед : - Грач хочет с вами поиграть в игру «Поймай звук».
Он будет называть ряд звуков, а вы должны хлопнуть в ладоши, когда услышите звук [Ч], затем ряд слогов, а затем слов.
Логопед : - Молодцы. Вы были очень внимательные.
Логопед : - Ребята, у нас необычная прогулка по чаще леса – вы проявите в ней свою смекалку и находчивость. Вы к этому готовы? Тогда получите от грача с весенней чащи по листочку (на листочках изображены картинки, в названии которых есть звук [Ч]).
Логопед на доске располагает три звуковые схемы с тремя окошками для определения места звука в слове (в начале, в середине, в конце).
Логопед : - Ребята! Расположите ваши молоденькие весенние листья с картинками к соответствующим звуковым схемам, если звук [Ч] вы слышите в начале слова, значит, прикрепите его к первой схеме.
Ч
Если звук [Ч] слышите в середине слова, то ко второй схеме.
Ч
Если звук [Ч] слышите в конце слова, то к третьей схеме.
Ч
Игра «Чего не хватает?»
Логопед : - Ребята, грач приготовил для вас загадки. Когда вы отгадаете загадку, сразу появится картинка с ответом.
1-я загадка:
Кто над пастбищем летает
Беспокойно и крикливо,
Незнакомого встречая
Очень громким «чьи-вы», «чьи-вы»? (Чибис.)
2-я загадка:
Кочующий пернатый,
Окрас зеленоватый.
Средь хвои обитает,
К ольхе по корм летает.
Ну, что же ты молчишь?
Лесной певец то … (Чиж.)
3-я загадка:
Кто без ног и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? … (Соловей.)
Логопед : - Ребята, как можно назвать одним словом: чибис, чиж, соловей (дикие птицы).
- Ребята, а теперь закройте глаза и что-то на доске исчезнет. Потом вы откроете глаза и попробуете догадаться, чего недостает. Будьте внимательны.
Ребята: - Не стало соловья.
Логопед : - Правильно. Молодцы! А как вы думаете, почему его не стало среди этих птиц?
Дети: - Он лишний. В названии этой птицы нет звука [Ч], а в остальных названиях есть (чибис, чиж).
Логопед : - Правильно.
- Продолжаем нашу прогулку по лесной чаще.
- Ребята, грач просит нас о помощи. Перед нами появилась преграда - лежат какие-то разбросанные ветки с листочками, мешают нам пройти. Это не простые веточки, на них листочки со слогами. Чтобы пройти тропинку, нужно придумать слова со слогами:
Ча (Чайник, чашка, туча, куча, кочан и т. д.)
Чи (Чижик, чипсы, учитель, очи, ночи, тучи, Сочи, грачи и т. д.)
Че (Чемодан, чердак, качели, чемпион и т. д.)
Чу (Чушь, качу, лечу, чукча, чулан и т. д.)
Дети выполняют задания.
Логопед : - Молодцы, ребята! Справились с заданием, теперь нам ничего не мешает идти дальше.
Игра «Говорим чисто»
Дети идут по лесу, проговаривая чистоговорки:
Ач-ач-ач – шел по лесу черный грач.
Оч-оч-оч – наступила ночь.
Ча-ча-ча – набежала туча.
Чи-чи-чи – налетели черные грачи.
Чу-чу-чу – по лесу бродить хочу.
Игра «Отгадай весеннюю примету»
Логопед : - Ребята, грач еще приготовил для вас загадки о весне.
Вдоль обочины дороги
Мы бежим, звеним, журчим,
Рассказать друзьям хотим,
Что весенние деньки
Очень любят … (ручейки).
Замерли густые ели,
Слушают, как с пышных лап
Капли падают: кап, кап.
Узнаете звук … (капели?
Я косматая, большая,
По небу медленно ползу
И веду с собой грозу. (Туча.)
Логопед : - Ребята, как можно назвать одним словом: ручейки, капели, туча? (Природные явления.)
- В какое время года происходят такие природные явления? (Весной.)
- Значит, это, какие приметы? (Весенние приметы.)
Физкультминутка «Мы в лесу»
Инструкция логопеда Выполняемые движения
Руки подняли и покачали Качаем поднятыми вверх руками.
Это деревья в лесу. Плавно опускаем руки вниз.
Руки нагнули, кисти встряхнули - Встряхивание кистей рук.
Ветер сбивает росу. Машем руками перед собой.
В стороны руки, плавно помашем Руки в стороны.
Это к нам птицы летят. Повороты туловища с раскрытыми руками в стороны.
Как они сядут, тоже покажем, Приседания.
Крылья сложили назад. Встали, спрятали руки за спину.
Дыхательная гимнастика «Птичий полет»
Логопед : - Ребята, весной с юга возвращаются перелетные птицы. Первые прилетают грачи, затем скворцы, журавли, ласточки и др.
Логопед : - Давайте с вами устроим птичий полет. Каждый из вас возьмет по одной птичке и подует на нее со своей ладони. Мы увидим, у кого птичка улетит далеко.
Игра «Исправь ошибку»
Логопед : - Ребята, черный грач приготовил для вас последнее задание, оно самое сложное. Весна - Красна прислала ему письмо, где просит его исправить допущенные ошибки. Ему очень трудно справиться с этим заданием. Давайте ему поможем.
- Весной медведи спят в берлогах и сосут лапу.
- Весной с деревьев опадают желтые листья.
- Весной в лесу появляются подснежники.
- Весной люди ходят в лес собирать грибы и ягоды.
Логопед : - Молодцы, ребята! Вы прекрасно справились со всеми заданиями, которые для вас приготовил черный грач. А теперь наша прогулка подошла к концу. Пришло время возвращаться в детский сад.
Раз, два – повернись,
В детсаду окажись!
Итог занятия :
Логопед : - Ребята! Вам понравилась наша прогулка? Что вам понравилось больше всего? Кто пригласил нас на эту прогулку? С каким новым звуком мы познакомились? Дайте ему характеристику. Какой буквой на письме этот звук обозначается?