Ольга Савкина
«Путешествие в парк» — логопедическое занятие для подготовительной группы с элементами сюжетно-ролевой игры
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
- ознакомление со звуком [П] и буквой П.
Задачи:
Образовательные:
- обогащать и активизировать словарный запас детей по теме «Парк», расширять кругозор;
- закреплять правильное произношение звука [П];
- продолжать учить подбирать слова с заданным звуком;
- отрабатывать навыки слогоделения, определения местоположения звука в слове;
- упражнять в словообразовании и словоизменении.
Развивающие:
- развивать речевое внимание, память, воображение, мышление;
- продолжать развивать языковое чутье и фонематический слух;
Публикация «„Путешествие в парк“ — логопедическое занятие для подготовительной группы с элементами сюжетно-ролевой игры» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Логопедические игры
- Подготовительная группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- формировать коммуникативные умения в процессе взаимодействия;
- создавать положительный эмоциональный настрой.
Воспитательная:
Воспитывать личностные качества: активность, самостоятельность, доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование: ларец; кубики с картинками и буквами; приглашение; картинки с изображением разных эмоций; листья с картинками, в названии которых есть звук [П]; картинки с изображением разных деревьев; «волшебная» палочка; корзинки; листья со слогами; буква П; мольберт.
Ход занятия
1. Вводная часть
1.1. Упражнение «Подари хорошее настроение»
Логопед : - Доброе утро, ребята! Посмотрите, что у меня в руке? Это «волшебная» палочка. Стоит только взять ее в руки и сказать доброе слово, сразу у всех поднимается настроение. Мы будем передавать ее друг другу по кругу, и говорить приятные слова: «Сашенька, желаю тебе хорошего дня… и т. д.». А теперь скажем все вместе: «Мы желаем всем ребятам хорошего дня!»
2. Основная часть
Логопед : - Ребята, я приготовила для вас сюрприз. Он лежит в этом чудесном ларце.
Под музыку ларец открывается. Логопед достает из него приглашение.
- Это приглашение. А от кого оно, вы узнаете, когда отгадаете мою загадку.
Я – пушистый игрунок.
Если бросишь мне клубок,
Я с ним поиграю –
Нитки размотаю.
- Кто это?
Дети: - Это кот.
Логопед : - Правильно, а зовут его Платон. Платон – ученый кот, много пожил и многое повидал. Он очень многое знает из того, что нас всех окружает. Он прислал нам приглашение. А куда же он нас приглашает, мы сейчас узнаем. Я буду доставать из нашего ларца кубики. Эти кубики с картинками. Мы должны с вами назвать эти картинки и определить первые звуки в названии этих картинок. Только тогда мы с вами узнаем, куда хочет нас пригласить кот Платон. Все звуки на письме превращаются в буквы. Из букв мы с вами составим слово и определим, куда сегодня отправимся.
Детям демонстрируются картинки: пылесос, аист, ракета, курица.
- Куда же нас приглашает Платон?
Дети: - В парк.
Логопед : - Прочитаем, что он пишет.
Ребенок: - Дорогие ребята, сегодня такая чудесная осенняя погода. Я хочу вас пригласить на прогулку в городской парк, чтобы вспомнить и узнать, какие деревья и кустарники там растут.
Логопед : - Ребята, вы хотите туда отправиться?
- Произнесите слово «парк». Какой звук вы слышите в начале слова?
Дети: - Звук [П].
Логопед : - С этим звуком мы сегодня и познакомимся. А также, узнаем, какой буквой на письме он обозначается. Возьмите в руки зеркала. Давайте произнесем звук [П], чтобы понять, как он образуется. А затем дадим этому звуку характеристику. Когда мы его произносим, воздушная струя выходит свободно? Или ей что-нибудь мешает?
Дети: - Мешают наши губы.
Логопед : - Правильно, губы являются преградой для выдыхаемой воздушной струи, через них воздух не проходит свободно, это является преградой. Значит это какой звук?
Дети: - Согласный.
Логопед : - Правильно.
- А теперь, положите свою ладошку на горлышко и произнесите этот звук еще раз. Что вы можете сказать? Молчит ваше горлышко, или дрожит при произнесении звука [П]?
Дети: - Молчит.
Логопед : - Правильно. А что это значит? Какой это согласный звук?
Дети: - Глухой.
Логопед : - Правильно.
- Звук [П] – согласный, глухой, твердый, обозначать его будем синим цветом.
- Этот звук живет в домике – это буква П. Посмотрите на нее. (Выставляется печатная буква на доске). Что она вам напоминает? (дверной проем, турник и т. д.) Давайте ее напишем правым указательным пальцем в воздухе, а затем на столе, выложим ее из палочек. Она состоит из 3-х элементов, значит, будем использовать 3 палочки.
Звучит красивая музыка.
Логопед : - Ребята, а теперь произнесем с вами волшебные слова.
- Глазки закрываем, до пяти считаем: раз, два, три, четыре, пять – вот и в парке мы опять. Ах, какая тут красота!
Логопед выставляет игрушечного кота.
Логопед : - Ребята, а вот и кот Платон. Он проведет сегодняшнюю экскурсию по парку и расскажет много нового и интересного.
Логопед : - Ребята, выделите первый звук в названии его имени.
Дети: - Это звук [П].
Логопед : - Кот Платон хочет с вами поиграть в игру «Поймай звук».
Он будет называть ряд звуков, а вы должны хлопнуть в ладоши, когда услышите звук [П], затем ряд слогов, а затем слов.
Логопед : - Молодцы. Вы были очень внимательные.
Логопед : - Ребята, у нас необычная прогулка по парку – вы будете принимать в ней активное участие. Вы к этому готовы? Тогда получите от кота Платона с нашего осеннего парка по листочку (бумажные листья с изображением доброй, радостной эмоции и картинкой, в названии которой есть звук [П]).
Логопед на доске располагает три звуковые схемы с тремя окошками для определения места звука в слове (в начале, в середине, в конце).
Логопед : - Ребята! Расположите ваши осенние листья с картинками к соответствующим звуковым схемам, если звук [П] вы слышите в начале слова, значит прикрепите его к первой схеме.
П
Если звук [П] слышите в середине слова, то ко второй схеме.
П
Если звук [П] слышите в конце слова, то к третьей схеме.
П
Игра «Чего не хватает?»
Логопед : - Ребята, кот Платон приготовил для вас загадки. Когда вы отгадаете загадку, сразу появится картинка с ответом.
1-я загадка:
Весной роняет слезы
Белая … (береза).
2-я загадка:
Это дерево цветет,
Аромат и мед дает.
И от гриппа нас спасет,
От простуды защищает. (Липа.)
3-я загадка:
Почки – пахучие,
Листья – липучие,
Плоды – летучие. (Тополь.)
Логопед : - Ребята, как можно назвать одним словом: береза, липа, тополь (деревья).
- Ребята, а теперь закройте глаза и что-то на доске исчезнет. Потом вы откроете глаза и попробуете догадаться, чего недостает. Будьте внимательны.
Ребята: - Не стало березы.
Логопед : - Правильно. Молодцы! А как вы думаете, почему ее не стало среди этих деревьев?
Дети: - Оно лишнее. В названии этого дерева нет звука [П], а в остальных названиях есть (липа, тополь).
Логопед : - Правильно.
- Продолжаем нашу прогулку по парку.
- Ребята, скажите мне. Наш кот Платон проводит экскурсию по парку, значит он кто?
Дети: - Экскурсовод.
Логопед : - Правильно, молодцы.
- Ребята, кот Платон просит нас о помощи. Перед нами появилась преграда - лежат какие-то разбросанные листья, мешают нам пройти. Это не простые листья, на них написаны слоги. Чтобы пройти тропинку, нужно придумать слова со слогами:
Па (палец, Паша, паста, лупа, ступа, липа и т. д.)
По (Поля, поле, сапог, пост и т. д.)
Пу (пушка, пуля, пудель, пулемет, попугай и т. д.)
Пы (пыль, пылесос, лапы и т. д.)
Дети выполняют задания.
Логопед : - Молодцы, ребята! Справились с заданием, теперь нам ничего не мешает идти дальше.
Игра «Говорим чисто»
Дети идут по парку, проговаривая чистоговорки:
Па-па-па – цветет ароматная липа.
Пы-пы-пы – сладкий мед у липы.
Пу-пу-пу – смотрю на липу.
Игра «Отгадай название дерева»
Логопед : - Ребята, кот Платон еще приготовил для вас загадки о деревьях.
Стоит над кручей
Богатырь могучий:
Плечи пораздвинул,
Руки пораскинул. (Дуб.)
Сучки рогатые,
Плоды крылатые,
А лист – ладошкой,
С длинной ножкой. (Клен.)
Весной зеленела,
Летом загорела,
Осенью надела
Красные кораллы. (Рябина.)
Никто ее не пугает,
А она вся дрожит. (Осина.)
Зимой и летом одним цветом. (Ель.)
Игра «С какого дерева лист?»
Логопед : - Ребята, Платон хочет узнать, с каких деревьев упали листья. Давайте ему расскажем, что мы знаем о них.
Лист с березы – березовый.
Лист с тополя – тополиный.
Лист с осины – осиновый.
Лист с рябины – рябиновый.
Лист с клна – кленовый.
Лист с липы – липовый.
Физкультминутка «Осенние листочки»
Мы, листики осенние, на веточках сидели.
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели и на землю сели.
Ветер снова набежал и листочки все поднял,
Повертел их, покрутил
И на землю опустил.
Дыхательная гимнастика «Летящий листик»
Логопед : - Ребята, осенью с деревьев опадают листья. Как называется такое природное явление?
Дети: - Осенний листопад.
Логопед : - Правильно. Давайте с вами устроим осенний листопад. Каждый из вас возьмет по одному листочку и подует на него со своей ладони. Получится очень красивый листопад.
Игра «Исправь ошибку»
Логопед : - Ребята, кот Платон приготовил для вас последнее задание, оно самое сложное. Царевна Осень прислала ему письмо, где просит его исправить допущенные ошибки. Ему очень трудно справиться с этим заданием. Давайте ему поможем.
- Осенью перелетные птицы прилетают с юга.
- Осенью медведи просыпаются из берлоги.
- Осенью на деревьях набухают почки, распускаются молодые листочки.
- Осенью в лесу появляются подснежники.
Логопед : - Молодцы, ребята! Вы прекрасно справились со всеми заданиями. А теперь наша прогулка подошла к концу. Пришло время возвращаться в детский сад.
Раз, два – повернись,
В нашей группе окажись!
Итог занятия :
Логопед : - Ребята! Вам понравилась наша прогулка? Что вам понравилось больше всего? Кто пригласил нас на эту прогулку? С каким новым звуком мы познакомились? Дайте ему характеристику. Какой буквой на письме этот звук обозначается?