Иванова Татьяна
Конспект НОД по ФЭМП для детей подготовительной группы «Путешествие в страну Математики. Геометрические фигуры»
Программное содержание.
Закрепить название геометрических фигур; умение классифицировать их; упражнять в ориентировке на плоскости, используя словосочетания «левый верхний угол», «правый верхний угол», «левый нижний угол», «правый нижний угол».
Закрепить знания чётных - нечётных чисел; умение называть последующие и предыдущие числа; умение раскладывать числа второго десятка на десятки и единицы.
Публикация «Конспект НОД по ФЭМП для детей подготовительной группы „Путешествие в страну Математики, Геометрические фигуры“» размещена в разделах
- Геометрические фигуры и формы
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Темочки
Упражнять детей в составлении геометрических фигур на плоскости стола; анализе и обследовании их зрительно-осязательным способом. Закреплять умение составлять геометрические фигуры из определённого количества палочек, пользуясь приёмом пристроения к одной фигуре, взятой за основу другой; упражнять в умении видеть и показывать при этом новую, полученную в результате составления фигуру; пользоваться выражением «пристроил одну к другой», обдумывать практические действия. Продолжать формировать конструктивные умения, умение узнавать и выделять объект, собирать объект из готовых частей (синтезировать, расчленять, выделять готовые части (анализировать, видоизменять объект с заданными свойствами, развивать конструктивное мышление.
Продолжать развивать пространственные представления, воображение, сообразительность, смекалку, целенаправленность в решение практических и интеллектуальных задач; развивать аналитико-синтетическую и планирующую деятельность, нравственно-волевые качества личности.
Материал : набор плоскостных геометрических фигур (квадрат, трапеция, ромб, прямоугольник, треугольник); наборы цифр первого и второго десятка
(от 1 до 20); мяч; коробочки со счётными палочками (по количеству детей); конверты с игрой Танграм (на каждого ребёнка); демонстрационный материал к игре «Танграм».
Ход занятия
Организационный момент
-Здравствуйте ребята!
-Меня зовут королева Математики. Я пришла к вам за помощью. С одним из жителей моего сказочного королевства случилась беда. Он просит помочь ему. Одна я не справлюсь. Поможете мне? (ответы детей) Не испугаетесь? (ответы детей) Для того чтобы попасть в моё королевство, нужно справиться с несколькими игровыми заданиями и задачами. Вы, готовы? (ответы детей) Давайте поиграем. Дети подходят к доске и встают полукругом.
Перед детьми на доске королева Математики выставляет геометрические фигуры (квадрат, трапеция, ромб и прямоугольник). Поочередно показывает на фигуры и убеждается, что дети правильно их называют. Затем задаё т вопрос:
-Каким словом можно назвать все эти фигуры? (четырёхугольники) Выкладывает треугольник, обращает внимание на 3 угла фигуры и просит назвать все фигуры, выставленные на доске по-другому (дети называют многоугольники).
-Молодцы! С первым заданием справились.
Предлагает поиграть в другую игру. Дети садятся.
Игра «Разложи, как скажу».
Воспитатель по очереди предлагает выйти к доске и прикрепить фигуры магнитами в углах и в середине доски. Например: Ира возьми трапецию и прикрепи её в правом верхнем углу» и т. д.
-Молодцы!
-Воспитатель предлагает детям поиграть в следующую игру.
Игра «Назови место фигуры»
Просит назвать в каком углу стоит фигура ( Например: квадрат стоит в правом верхнем углу.)
-Молодцы!
-Для того чтобы справиться со следующим заданием нам нужно встать взяться за руки и образовать большой круг.
Игра «Назови соседей»
Дети образуют круг. С помощью считалки выбирают ведущего. Он бросает мяч и говорит: «Назови соседей числа (7). Ребёнок, поймав мяч, отвечает (6 и 8). Следующий вопрос будет задавать он. Игра проходится в быстром темпе.
-Молодцы! Дети садятся на места.
Воспитатель предлагает поиграть в следующую игру.
Игра «Что за числа – назови»
По очереди обращаясь к каждому ребёнку, просит назвать число, в котором есть и десятки и единицы ( Например: один десяток и шесть единиц) Дети называют. Затем задание меняется, детям называется число, а они должны сказать, сколько в нём десятков и единиц.
Воспитатель обращает внимание детей на числовой ряд, выставленный на доске. Предлагает перечислить четные, а затем нечётные числа. Вызывает двоих детей и просит на одной доске прикрепить четные числа, а на другой нечётные.
-Молодцы! Вижу, играть вы любите.
- А задачи на смекалку решать умеете? (ответы детей) Предлагает ребятам занять свои места за столами.
«Задачи на смекалку»
-Ребята перед каждым из вас на столе лежит коробочка со счётными палочками. Откройте коробочку, внимательно послушайте задание и достаньте нужное количество палочек.
1) «Сложите один треугольник! Сколько палочек нужно?» (ответы детей -3);
Молодцы!
- «Сложите 2 треугольника из 6 палочек.
Молодцы!
Просит одного из детей подойти к доске зарисовать и рассказать, как он выполнял задание?
Анализ:
(Так как у треугольника три стороны, я для построения каждого треугольника взял по три палочки)
Молодец!
2). «Ребята, сколько палочек вы использовали, чтобы построить 2 треугольника? (6) Уберите одну палочку в коробку. Сколько палочек у вас осталось? (5) Сложите 2 треугольника из пяти палочек!»
Молодцы! Просит одного из детей подойти к доске зарисовать и рассказать, как он выполнял задание?
Анализ:
Чтобы выложить 2 треугольника нужно взять 6 палочек, а у тебя их только пять. (Из трёх я построил один треугольник, а две присоединил к одной из сторон)
Молодец!
«Ребята, какие фигуры выложены на столах? (треугольники); Покажите общую палочку у треугольников! Сколько у вас фигур?» (2) «Сколько нужно убрать палочек, чтобы остался один треугольник?» (2)
3)Сломайте изображение отсчитайте и положите перед собой 6 палочек.
«Из шести палочек выложите две фигуры квадрат и треугольник!»
Молодцы ребята!
Просит одного из детей подойти к доске зарисовать и рассказать, как он выполнял задание?
Анализ:
(Из 4 палочек я выложил квадрат и присоединил, пристроил к одной из сторон ещё 2 палочки)
«Сколько у вас фигур? Назовите их! На что похоже изображение?» (на домик)
Молодцы! Сломайте изображение.
4) «Сложите из палочек один квадрат! Если одна сторона – одна палочка, сколько палочек вы возьмёте?» (4)
- «Сложите из палочек один квадрат! Если одна сторона 2 палочки, сколько палочек вы возьмёте?» (8) Почему со всех сторон у квадрата одинаковое, равное количество палочек?» (ответы детей – потому что у квадрата все стороны и углы равны)
- «Сложите 2 квадрата из 8 палочек!»
Анализ:
(Так как у квадрата все стороны равны, то для построения каждого квадрата нужно взять по 4 палочки)
Молодцы!
- «Ребята, а как построить два таких же квадрата, но из семи палочек?» Дети выполняют задание.
- Ребята у Вас было всего семь палочек. Чтобы построить один квадрат нужно взять четыре палочки. Чтобы построить еще один, еще четыре, а у Вас их только три. Что же вы сделали для того, чтобы построить второй квадрат. Воспитатель просит одного из детей подойти к доске зарисовать и рассказать, как он выполнял задание?
Анализ:
Нужно выложить один квадрат, а затем к нему пристроить другой. Одна палочка будет общей для двух фигур.
Молодцы ребята!
- «Сколько всего квадратов получилось?
- Сколько многоугольников?
- Сколько нужно убрать палочек, чтобы остался один квадрат?» (Ответы детей)
5) - «Из десяти палочек выложите два квадрата: большой и маленький. Одна сторона большого квадрата должна быть равна двум палочкам!»
Анализ:
- Ребята, расскажите, какой квадрат вы сделали первым? (Большой)
- Сколько палочек вы при этом использовали? (8)
- Почему левая, правая, верхняя и нижняя стороны квадрата составлены из одного и того же количества палочек (У квадрата все стороны равны).
- Из скольких палочек вы пристроили к нему второй квадрат (из двух).
-Где расположили? (В одном из внутренних углов квадрата)
-Скольким палочкам равна одна сторона квадрата? (1)
– Молодцы вы справились со всеми задачами!
Ворота сказочного королевства открываются для вас!
Быстро встанем,
Повернёмся.
Дружно за руки возьмёмся.
Крикнем громко:
Раз! Два! Три!
Нам ворота отвори!
(дети прыгают на месте)
Мы вошли!
Пора размяться
И за дело приниматься.
(дети садятся на корточки)
Физкультминутка
Раз - подняться потянуться,
Два - согнуться разогнуться.
Три - в ладошки три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре руки шире,
Пять руками помахать.
Шесть на стульчик сесть опять.
(дети садятся за столы)
Королева:
Нам отправлено письмо.
Прочитаем мы его.
Игра-головоломка
Танграм
(открывает конверт, читает)
Авария
Я несчастная лиса
Мне вцепилась в хвост оса,
Я бедняжка, так, вертелась,
Что на части разлетелась.
Три сороки возле пня
Стали складывать меня
Между ними вспыхнул спор:
Получился мухомор!
Помогите! Помогите!
Из кусков меня сложите.
- «Бедная лиса, нужно ей помочь. Вы согласны? (ответы детей) Вот на эти геометрические фигуры (части) разлетелась наша лиса. - Сколько их? (7)
– Да их ровно семь. Столько же, сколько и в Китайской игре, которая называется Танграм.»
- У вас на столах лежат конверты с деталями игры. Откройте их, достаньте детали. Запомните, каждый из вас должен работать только на своей половине стола. У нас есть портрет лисы, посмотрите внимательно и приступайте. Обратите внимание лиса, сидит. Дети собирают лису. Затем задание усложняется.
- Лиса решила прилечь. Посмотрите на картинку. (Даётся силуэтное изображение) Теперь мы не видим, из каких фигур составлено изображение. Видим только силуэт. Попробуйте собрать лису. Не торопитесь, еще раз внимательно посмотрите на изображение сказочного героя. (Дети собирают лису).
Подведение итогов занятия.
-Молодцы ребята, с заданием справились. Какое интересное путешествие мы с вами совершили! Пора возвращаться!
- Повторяйте за мной!
Быстро встану,
Повернусь.
В группе снова окажусь.
-Где мы сегодня побывали?
-Кому помогли!
-Какие игры вам запомнились и понравились больше всего? (Ответы детей)
-Оставляю вам игру «Танграм». Во второй половине дня вы сможете продолжить игру. Ну что ж, а мне пора! До новых встреч друзья!