Ольга Александровна Красакова
Путешествие в Пишичитайск. Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Форма занятия: фронтальное, комплексное (лексико-грамматическое + обучение грамоте)
Возраст: 6-7 лет (подготовительная к школе группа)
Цель:
- повторить и закрепить знания о ранее изученных звуках и буквах; закрепить понятия: «звук-буква», «слог-слово», «предложение», продолжать развивать речь.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- активизировать словарь;
- закреплять умение образовывать притяжательные прилагательные, уменьшительно- ласкательную форму слов;
- закреплять умение отвечать на вопросы полным ответом;
Публикация «Путешествие в Пишичитайск, Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2020
- закреплять представление о твердости и мягкости, глухости и звонкости согласных звуков;
- закреплять умение выделять первый звук в слове;
- закрепить навык звукового анализа и синтеза;
- закреплять навык послогового чтения;
- закреплять умение работать с предложением, используя предлоги.
Коррекционно-развивающие:
- продолжать учить четко произносить в связной речи все звуки;
- продолжать развивать пространственную ориентацию;
- продолжать развивать слуховое и зрительное внимание, память;
- продолжать развивать координацию речи с движением;
- продолжать развивать общеречевые навыки (дыхание, интонацию, силу голоса);
- продолжать развивать фонематический слух и восприятие, фонематический анализ и синтез слов.
Коррекционно-воспитательные:
- способствовать поддержанию положительных эмоций у детей на протяжении всего занятия;
- поддерживать двигательную активность во время всего занятия;
- воспитывать дружеские взаимоотношения, взаимопонимание, используя социо-игровые технологии;
- воспитывать общие учебные умения, любовь к родному языку;
- воспитывать умение преодолевать трудности;
- воспитывать прилежание, самостоятельность, усидчивость, последовательность в действиях.
Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый, социо-игровой.
Оборудование.
Мяч.
Колокольчик.
Игра «Рыбалка» (названия картинок начинаются со звуков Л, С, Ш).
Большие карточки с буквами Л, С, Ш.
Набор для составления звуковых схем (у детей - настольный, у логопеда - магнитный).
Конверты с буквами: з, о, н, т; л, е, т, о; ш, к, а, ф.
Игрушки: Черепаха, Пчелка, Зайчик.
Карточки - домики со словами для составления предложения.
Раскраски «Город Пишичитайск».
ХОД ЗАНЯТИЯ.
1. Оргмомент.
Сегодня я вас хочу пригласить в гости, в необычный сказочный городок, который называется ПИШИЧИТАЙСК. Поедим мы туда на поезде. (Речевая разминка «Поезд». Дети заходят в группу, встают в круг)
2. Игра в мяч. (лексико-грамматический строй речи)
Вот мы с вами и приехали. Нас встречают жители Пишичитайска. Давайте поздороваемся с ними. Наша первая остановка называется Умейкино. Жители этого района всё умеют, всё знают. Давайте и мы покажем, что умеем делать два дела одновременно – и в мяч играть, и слова придумывать.
«Скажи наоборот» - белый, горькая, большие, вниз, холодно, узкий, высоко, жара, чистый, длинные, здоровая, тяжелое, мелкая, открыть, стоять, молодой, толстое, полный, твердые, звонкие.
«Скажи ласково» - лист, булка, ягода, гриб, огурец, яблоко, лес, дерево, кофта, ложка, зима, друг, подарки, курица, корова, белка, слон, кресло, самолет, солдат, облака, мяч, тетрадь, улица, город, рыба, паук, луг.
«Чей хвост?» - кошка, заяц, корова, лошадь, белка, лиса, волк, лев, тигр, собака, петух, медведь, мышь, обезьяна, кролик, рыба, поросенок, кот, змея.
3. Игра «Рыбалка»
Ребята, а теперь я предлагаю порыбачить в волшебном озере. (Дети ловят по одной картинке). Поздравляю вас с уловом. Похвастайтесь тем, что вы поймали (дети по очереди называют название картинки). Давайте двигаться дальше. Для этого нам надо рассесться по вагонам другого поезда. Каждый вагон имеет свое название – Л, С, Ш (логопед предоставляет карточки с буквами, дети хором читают). А билеты у вас в руках – с какого звука начинается название вашей картинки, в тот вагон вы можете сесть (дети рассаживаются за столы – происходит деление на 3 команды). Поезд отправляется! (привлечение внимания звоном колокольчика)
4. Совокупность звуков.
Мы приехали в район, где живут Звукознайкины и Буквазнайкины. Как вы думаете, что это за жители? Они хорошо знают звуки и буквы. А вы знаете, чем отличается звук от буквы? (Звук мы слышим и произносим, а букву мы видим и пишем). А какие бывают звуки? (гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие). Назовите их.
5. Физминутка – заглавные и строчные буквы. А буквы какими бывают? (заглавными и строчными). Когда пишется заглавная буква? (Имена, фамилии людей, клички животных, названия улиц, городов, стран, рек пишутся с большой буквы.)
Ребята, я вам буду говорить слова, если слово пишется с маленькой буквы – вы приседаете, если с большой – встаете на носочки.
совок, Лена, помидор, кофта, Новокузнецк, пирог, Паша, Томь, воздушный шарик, собака Шарик, звезда, Звездова, колобок, сказочный герой Колобок.
6. Игра «Фонари улицы»
Внимание – поезд отправляется! (привлечение внимания колокольчиком, дети садятся). Звукознайкины предлагают нам прокатится по их улице. Смотрите, какие фонарики горят на улице Звукознайкиных! (на доске крепятся магнитные круги звуковой схемы). На что они похожи? (На символы звуков). Давайте порадуем Звукознайкиных и выложим звуко-слоговую схему слова. Отгадайте загадку «Рыжая плутовка, кур ворует ловко» – Лиса. (Дети индивидуально выкладывают схему).
Звуковой анализ слова: сколько слогов в слове, назвать их, сколько звуков, перечислить, сколько гласных (правило – сколько в слове гласных, столько и слогов, сколько согласных, назвать их, есть ли в слове твердые, есть ли мягкие, какие?
7. Игра «Живые буквы»
А теперь прокатимся по улице Буквазнайкиных. У них случилось несчастье – все буквы разбежались. Буквазнайкиным помогают Черепаха, Пчелка и Зайчик. Давайте и поможем собрать буквы в слова. Команда Л поможет Черепахе, команда С поможет Пчелке, команда Ш – Зайчику. Кто быстрее? (Каждой команде выдаются отдельные наборы, команда должна собрать слово и выстроиться так, чтобы читалось слово). Слова – лето, шкаф, зонт.
8. Работа с предложением
Едим дальше. Звенит колокольчик (дети садятся). Интересно, кто же здесь живёт? Читайкины.
У них на каждом доме написаны слова, их можно сложить в предложение. Давайте попробуем. Кто быстрее? (Каждая команда составляет свое предложение: На полке лежат книги. Катя пошла в магазин. Над диваном висит картина.).
Ребята, как вы определили, что это предложение? (Предложение пишется с большой буквы, в конце ставится точка). А есть ли в ваших предложениях маленькое слово - предлог? Назовите. (Дети называют предлоги – на, в, над). Задания по предложениям: прочитайте второе слово, прочитайте самое длинное слово, прочитайте слово, в котором первый звук мягкий, прочитайте слово, в котором есть две одинаковые гласные и т. д.
9. Подведение итогов.
Пора возвращаться домой. Жители города Пишичитайска дарят вам фотографию своего города, только она черно-белая и ее надо раскрасить. Поедим обратно – по улице Читайкиных. Что мы там сегодня делали? Потом по улице Буквазнайкиных. Что интересного было на этой улице? На какой улице мы еще были? Чем мы занимались на улице Звукознайкиных? Вам понравилось наше путешествие?
Путешествию конец, а кто работал – молодец.