Ольга Сидорова
Конспект занятия «Путешествие в космос»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством создания условий для познавательной деятельности.
Задачи:
Образовательные
- закрепить представления детей о «Солнечной системе», о планетах, космосе;
- закрепить количественный и порядковый счёт, умение детей ориентироваться на листе бумаги, закрепить знания о геометрических фигурах;
Развивающие
- развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность;
- развивать художественно – творческие способности: свободно экспериментировать, воображение и чувство композиции;
Публикация «Конспект занятия „Путешествие в космос“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2023
- развивать умение детей действовать самостоятельно;
- совершенствовать умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи;
Воспитательные:
- воспитывать чувство патриотизма;
- воспитывать интерес к экспериментальной деятельности;
- воспитывать у детей доброжелательное отношение к окружающему миру;
Планируемые результаты:
- Имеют представление о порядковом и обратном счёте;
- решают задачи в одно действие на сложение и вычитание;
- проявляют заинтересованность к экспериментальной деятельности;
- имеют представление о космосе, планетах, «Солнечной системе»;
- умеют рисовать нужную фигуру путём соединения точек с цифрами;
- активно и доброжелательно взаимодействуют с воспитателем, сверстниками в решении игровых, познавательных задач;
- сплотить коллектив группы;
- у всех участников проекта сохранять радостное праздничное настроение;
- дать толчок для развития детского творчества и воображения, повысить уровень связной речи.
Организация среды для проведения занятия
- Письмо из космоса;
- шаблоны для рисования ракет на каждого ребёнка;
- простой карандаш на каждого ребёнка;
- модели звёзд с заданиями;
- схема строения задачи из цветных овалов, магнитная доска;
- карточки с математическими примерами на каждого ребёнка и соответствующая ответу буква, магнитная доска, простые карандаши;
- безопасная проволока на каждого ребёнка;
- большой красный или жёлтый мяч и голубая бусинка;
«Метеоритные кратеры» - ёмкость с манкой, керамзит на каждого ребёнка разного размера;
опыт № 4 «Почему Луна не падает на Землю» - спортивное кольцо, верёвка);
- материал для продуктивной деятельности (банка из-под детского питания, вата, глицерин, вода разного цвета, блёстки);
- мультимедийное оборудование
- атрибуты для корреспондента (бейсболка, микрофон, бейджик, фотоаппарат);
- презентация;
- подбор музыкальных произведений.
Предварительная работа:
Рассматривание схемы Солнечной системы; чтение сказок и рассказов о космонавтах, беседа о космосе и первом космонавте – Юрии Гагарине; проведение беседы на тему «Космос», рассматривание иллюстраций, энциклопедий, рисование «Космическая фантазия»; лепка моделей планет Солнечной системы, привлечение родителей для изготовления макета «Солнечная система» из пряжи; решение математических задач в одно действие, рисование фигур путём соединения точек, разучивание физ. минуток, считалок, подвижных и дидактических игр. Наблюдения на прогулке, рассказы из собственного опыта детей.
I. Вводная часть
Ребята, когда вы пришли в детский сад, какое у вас было настроение?
Ответы детей…
Возьмёмся за руки и передадим друг другу своё хорошее настроение.
(Дети встают в круг, вместе с воспитателем играют в хороводную игру) :
Круг широкий вижу я
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево.
В центр круга соберемся
И на место все вернемся
Все друг другу улыбнемся.
Ребята, нам почтальон передал необычное письмо. Как вы думаете, от кого оно?
Дети: Оно из космоса, от инопланетян.
В. –Прочитайте, что написано на конверте?
Дети: (читают) куда: Детский сад «Берёзка»
кому: Детям в группу «Звёздочки»
От кого: От жителей планеты «Мастеров»
В. откроем и прочитаем: «Мы жители математической галактики приветствуем вас. Мы узнали, что вы скоро пойдёте в школу, умеете хорошо считать, решать задачи, умные, находчивые и внимательные. Мы просим у вас помощи - на планете «Мастеров», в космическом музее случилась беда – кто-то разрушил макет Солнечной системы. И только вы, земляне, можете нам помочь».
Ребята, что же делать?
Дети: Нужно помочь!
Как мы окажемся на планете мастеров?
Дети: Нужно отправиться в путешествие.
В: Для чего мы должны отправиться в путешествие?
Дети: на помощь жителям планеты «Мастеров».
В. : Правильно, чтобы мы не заблудились, нам передали схему – маршрут следования до планеты «Мастеров», а помогать нам в пути будут звёзды-подсказки.
В. Наша команда готова к отправлению?
Дети: Да
II. Основная часть:
В. : не хватает только капитана космического корабля. А кто же будет капитаном, определит космическая считалка! (дети сами выбирают)
На Луне жил звездочет,
Он планетам вел подсчет.
Меркурий - раз, Венера - два-с,
Три - Земля, четыре - Марс.
Пять - Юпитер, шесть - Сатурн,
Семь - Уран, восьмой - Нептун,
Девять - дальше всех - Плутон.
Кто не видит - выйди вон…
В: Ребята, на каком транспорте можно отправиться в космическое путешествие.
Дети: на ракете.
В: Правильно, а на какой ракете вы полетите, узнаете, выполнив задание. Присаживайтесь за столы, вам нужно соединить точку по порядку, обратите внимание на свою осанку. Приступаем, нам надо торопиться (дети выполняют задание).
В: У всех получилась ракета?
Дети: Да!
В. : К старту космического корабля приготовиться. Берёмся за руки, закрываем глаза и начинаем обратный отсчё т от 10 до 0 и в конце говорим: «Поехали!»(звук взлетающей ракеты)
Дети: 10, 9, 8, 7, 6…. 1. Поехали! (звук взлета ракеты)
В. - Наша ракета взлетела и теперь капитан может взять первую звезду, она называется «Задачка». (капитан берет звезду)
Ребята, задание от звезды выполняет капитан. Слушай внимательно задание!
Капитан, вам нужно пройти ___ шага вперёд. Ребята, подходите к капитану. Посмотрите, что это за странные задачки. Не зря говорят, что они неопознанные объекты. Задачки-то заколдованные, зашифрованные. Нам остались только схемы. Прежде чем вы составите задачки по этим схемам:
- Вспомните, из каких частей состоит задача?
Дети: В задаче есть условие, вопрос, решение, ответ.
В. - Посмотрите, правильно составлена пирамида?
Дети: Нет, так неправильно.
В. : Капитан складывает пирамиду правильно, а вы ему помогаете. Что должно быть с начало?
Дети: Условие.
В. : Что такое условие?
Дети: Условие, это то, что уже известно.
В. : Что идёт за условием?
Дети: Вопрос.
В. : Что такое вопрос задачи?
Дети: Вопрос, это то, что нам неизвестно, и то, что нужно найти.
В. : Что следующее?
Дети: Решение.
В. : Что такое решение?
Дети: Решение, это то, что можно сложить, объединить, прибавить.
В. : Что такое ответ задачи?
Дети: Ответ задачи, это то, что получилось, и стало нам известно.
В. : Посмотрите, правильная у вас получилась пирамида?
Дети: Да.
В. : Кто из вас умеет составлять задачи?
Решаем одну задачу, составленную кем – то из детей.
В: Молодцы! Умеете составлять и решать задачи! Капитан, можешь взять вторую звезду. Это звезда «Головоломка», она укажет нам дальнейший путь.
СЛАЙД № 5
Надпись на обратной стороне: Капитан, встань лицом к окну, сделай ___ шагов вперёд.
В. : Посмотрите, здесь для вас приготовили зашифрованное письмо. Для того, чтобы нам его расшифровать, нужно решить примеры, на получившийся ответ найти соответствующую букву и составить слова. Только тогда вы сможете прочитать послание из космоса. Один пример решаем все вместе, ищем букву, вставляем в зашифрованное письмо. Самостоятельная деятельность детей. (звучит тихо музыка)
Зашифрованное слово «Юрий Гагарин».
В: Кто такой Юрий Гагарин?
Дети: первый космонавт.
В: Гагарин учился в лётном училище именно в нашем с вами городе Оренбурге.
В. : Капитан, бери третью звезду. Это звезда «Превращений».
На ней написано: Встань лицом к окнам, подойди к третьему окну, встань лицом к стене, которая находиться напротив. Отсчитай 4 шага. И команда тоже присоединяется к капитану.
(На полу лежат мягкие модули в виде геометрических фигур, на них разложены безопасные проволоки по количеству детей включить не громко музыку).
В: Присаживайте и посмотрите, на какую линию похожа проволока?
Дети: - На прямую.
В: - Что похоже на прямую линию?
Дети: - Стрела, карандаш, фломастер.
В: - А если превратить прямую в волнистую, на что похоже?
Дети: - Волны, червячок, гусеница. Попробуйте превратить прямую в волнистую. Превратили.
В: а теперь волнистую в ломаную. Превращается в ломаную. На что похоже?
Дети: - Огонь, горы, зубы.
В: А теперь каждый из вас из своей проволоки сделает такую геометрическую фигуру, чтобы она совпадала с фигурой, на которой вы сидите.
В. : Ребята, мы с вами попали зону невесомости (музыку сделать погромче).
- Физкультминутка «На ракете мы летим» под музыку.
На ракете мы летим, (руки вверх домиком)
В невесомости парим. (наклоны в стороны)
Смотрим все в иллюминатор, (руки ко лбу)
Ищем для посадки кратер. (повороты влево, вправо)
Вдруг пошел метеоритный
Дождь космический магнитный. (резко машем кулаками в стороны)
Мы на кнопку нажимаем (имитация нажимания пальцами на кнопки)
И ракету опускаем. (присели)
Повреждений вроде нету, (руки на пояс, повороты туловища)
Мы увидели звезду! (маршируем)
В. : Капитан, бери звезду!
Это звезда «Исследований».
На ней написано: встань лицом к центральной стене, повернись налево и сделай ___ шагов вперёд»
Добывание (сообщение и приятие) нового знания В. : Как вы думаете, какого цвета звёзды?
Дети: красные, голубые, белые, жёлтые.
В. :. А что же такое наше солнце?
Дети: Тоже звезда.
В. : Правильно, звезда, гигантский шар из раскалённых газов.
В. : А как вы думаете, звёзды больше или меньше Солнца.
Дети: Есть и больше, и меньше.
В. : Совершенно верно, звёзды разные по размеру, а есть и такие, что гораздо больше Солнца. Тогда почему же нам кажется, что они совсем крошечные?
Дети: Потому, что они очень далеко от нас.
В. : Сейчас мы с вами проведём простой опыт, и вы всё поймёте!
Опыт №1. Посмотрите на часы. Поднимите указательный палец и поставьте его перед своим глазом. Вам кажется, что палец больше часов? Дети: Да!
В. : Представьте: часы – это звезды, а палец – солнце. Кто может объяснить, почему так получилось? Какой вывод мы можем сделать?
Дети: Часы мы сравниваем со звёздами, и они нам кажут дальше. Палец, также, как и солнце находится ближе к нам и кажется больше по размеру.
В. : Земля это единственная известная нам обитаемая планета. Кто знает, что окружает Землю?
Дети: Землю окружает атмосфера.
В. : Для чего нужно атмосфера?
Дети: она защищает её от горячих лучей солнца и падающих с неба метеоритов и льда.
В. : Правильно, все они сгорают в атмосфере.
Вспомните, какой мы видим луну на ночном небе, на что она похожа?
Дети: на мяч, на лицо, на головку сыра.
В: Вот такой вид у неё в космосе. Какая у неё поверхность?
Дети: её поверхность состоит из углублений, ям, кратеров.
В: Сейчас вы узнаете, как они образуются.
Опыт № 3: - Представьте, что манка – это поверхность планеты, а камень - это метеорит. Метеорит летит в космосе с огромной скоростью и ударяется о поверхность планеты. Бросайте свои камни по очереди в манку! Дети бросают камни разных размеров в чашку с мукой. Посмотрите, что образовалось на нашей поверхности?
Дети: Углубление, ямы, кратеры.
В: Ребята, почему образуются кратеры? Сделайте вывод.
Дети: Метеорит тяжёлый, а поверхность планеты мягкая, покрытая толстым слоем пыли, поэтому образовались все неровности.
В: Как вы думаете, есть ли у Земли спутник?
Дети: Да.
В. : Как он называется?
Дети: Луна – это спутник земли.
В:. Как выдумаете, почему луна не улетает в космос и не падает на Землю, что держит её?
Дети: Земля вращается и держит Луну своим притяжением.
Опыт № 4: Вот это мы с вами сейчас и проверим. Нам понадобится кольцо и верёвка. Один конец верёвки привязываем к кольцу, а другой предлагаем кому-то из детей зажать в руке. Кольцо - это луна, а ребёнок – земля. Попросить ребёнка раскрутить кольцо за верёвку. Кольцу не даёт улететь верёвка. Верёвка - это сила земного притяжения. Как только земля перестанет вращаться, так сразу сила земного притяжения пропадёт, и луна упадёт на землю или улетит в открытый космос. Какой вывод?
Дети: весь секрет в движении Земли.
В: Отправляемся на планету «Мастеров».
- В небе звёзды ярко светят
И ракету нашу ждут.
Интересный наш маршрут!
.Дети за воспитателем подходит к столу с макетом Солнечной системы.
В. : Вот и космический музей. Посмотрите, что случилось со всеми планетами! (сложить их в одну кучу). Как же нам их расставить и не ошибиться?
Дети: Нам поможет пальчиковая гимнастика.
Пальчиковая гимнастика:
По порядку все планеты
Назовет любой из нас:
Раз – Меркурий,
Два – Венера,
Три – Земля,
Четыре – Марс,
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
За ним – Нептун.
Он восьмой идет по счету.
А за ним, уже потом,
И девятая планета
Под названием Плутон!
В: Вот мы и вспомнили места каждой планеты. Теперь каждый из вас возьмёт по одной планете и поставит её на свою орбиту. Как вы думаете, с чего мы должны начать, что считается центром Солнечной системы?
Дети: Солнце считают центром Солнечной системы.
Дети по очереди расставляют планеты, называя их.
В. : Молодцы, с заданиями со всеми справились и в космическом музее помогли! Жители планеты «Мастеров» предлагают вам на память о вашем космическом путешествии самим сделать свой микрокосмос, попробуете?
Дети: Конечно.
В: Присаживайтесь за стол, на дно баночки кладём не много ваты, сверху наливаем глицерин, добавляем блёстки, наливаем не много окрашенной воды. Затем снова – вата, глицерин, блёстки, вода другого цвета и так далее, пока баночка не заполнится. Цвета в ней красиво переходят друг в друга, почти не перемешиваясь.
III. Заключительная часть
В. : пора возвращаться на землю.
- Приготовьтесь к запуску ракеты. Взялись за руки, закрыли глаза и считаем по цепочке в обратном порядке от 10 до 1 и говорим: «Поехали!»
Воспитатель берет микрофон и “превращается” в корреспондента.
- Здравствуйте дорогие ребята. Я корреспондент журнала “Космос глазами детей”. Я очень рада, что вы удачно приземлились. Скажите, пожалуйста,
Где вы были?
Чем вы занимались в вашем путешествии?
Для чего вы всё это делали?
Что у вас получалось?
Что вы хотели ещё сделать?
Как вы думаете, где эти знания могут вам пригодиться?
Спасибо, ребята, за интервью, всего вам хорошего. Вы проявили не только смекалку и ум, но доброту и отзывчивость! А теперь снимок на память для нашей газеты!