Ирина Низавитина
НОД в старшей группе «Путешествие в Антарктиду»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №40
станица Старонижестеблиевская Краснодарский край Красноармейский район
НОД
тема: «Путешествие в Антарктиду».
Образовательная область «Познавательное развитие»
Воспитатель
Низавитина Ирина Андреевна
2022-2023 учебный год.
Публикация «НОД в старшей группе „Путешествие в Антарктиду“» размещена в разделах
- Антарктида
- Животные севера. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Цель: Развивать экологическую компетентность и творческое воображение в процессе ознакомления детей с Антарктидой;
Программное содержание:
Образовательные задачи:
дать детям представления об особенностях географического положения, животного мира, природы Антарктиды;
Развивающие задачи:
- развивать познавательный интерес в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей;
- развивать умение работать за столами самостоятельно
- развивать речь, память, обогащать словарный запас.
Воспитательные задачи:
- воспитывать уважительное отношение к собеседнику, интерес к природе.
- воспитывать привычку к здоровому образу жизни.
Словарная работа: полярник, айсберг, ледник, морской котик, океан.
Предварительная работа:
- рассматривание иллюстраций с изображением холодных зон планеты;
- чтение книг об Антарктиде;
- игры «Кто, где живет», «Зоологическое лото»;
- аппликация на тему «Пингвины»;
- рисование на тему «Антарктида»;
- лепка на тему «Пингвины».
Оборудование и материалы:
- географическая карта, глобус, очки, теплые вещи – шарф, шапка, варежки, аптечка, посылка;
- видео и аудио сопровождение, презентация по теме «Антарктида»;
- емкость с водой (аквариум, лед, салфетки – опыт со льдом «Айсберг»;
- емкость с водой - чашка, крем, салфетки – на каждого ребенка ;
- карточки, карандаши для игры «Кто, где живет»;
- полотенце на каждого ребенка.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, сегодня утром нам принесли посылку, и мы ее сейчас откроем.
- вы хотите узнать, что в ней находится? (ответы детей)
-Что это? (воспитатель выкладывает на стол все вещи)
Дети перечисляют предметы: карта, компас, аптечка, очки, теплые вещи – шарф, шапка, варежки.
Воспитатель: Как вы думаете, кому они могут принадлежать все эти вещи?
(человеку для путешествий в холодные места).
Почему именно в холодные места? (в посылке лежат теплые вещи).
Воспитатель: (берет в руки карту) Что это?
Воспитатель: для чего нужна карта? (чтобы знать, где находится место, куда человек поедет)
Воспитатель: (берет в руки компас) Это что?
Воспитатель: для чего он нужен (определять направление движения).
Воспитатель: (достает и показывает аптечку). А это что такое?
Воспитатель: для чего нужна аптечка? (чтобы оказать помощь себе или другу)
Воспитатель: (берет в руки темные очки) Что это?
Воспитатель: для чего нужны темные очки? (защищать глаза от солнца – летом, от снега – зимой)
Воспитатель: (достает и показывает варежки, шапка, шарф) Что это? (дети поочередно называют варежки, шапка, шарф – теплые вещи)
Кому принадлежат все эти вещи? (полярнику)
Воспитатель: для чего нужны теплые вещи? (чтобы одеться потеплей и отправиться путешествовать туда, где холодно)
Воспитатель: Ребята, посмотрите здесь письмо.
Фото полярника (письмо полярника на магнитофоне)
Здравствуйте, дорогие ребята из ст. Старонижестеблиевской! Меня зовут Иван Николаевич Петров. Большой привет вам с Антарктиды. Я знаю, что вы смелые, сильные, дружные ребята, любите путешествовать. Вы, когда – нибудь, видели удивительное явление природы – полярное сияние? А хотите посмотреть? Приглашаю вас посмотреть на это чудо природы! Но, прежде чем увидеть полярное сияние, вы должны разгадать загадки Антарктиды. Если отгадаете все загадки, узнаете много интересного об удивительном и загадочном материке Антарктида и увидите полярное сияние.
Воспитатель:
Знает каждый человек
Самый южный материк.
Глобус мы перевернём и название найдём.
(Антарктида).
Где находится Антарктида? (Антарктида находится на Южном полюсе).
Воспитатель: - А что же мы знаем про Антарктиду?
Ребята, а теперь посмотрите, пожалуйста на экран.
- Это небольшая земля, назвали её Антарктида.).
Антарктида
Воспитатель: Изображая Антарктиду на глобусе, использовали белый цвет. Воспитатель: Что же означает белый цвет?
(снег, лёд, холод).
Антарктида самое холодное место на земле.
Там никогда не бывает тёплых дней и дождей. Лишь трещат морозы, идёт снег и метут метели. (музыка)
-Антарктида, Антарктида! Холодна ты даже с виду,
-Ты на глобусе цветном, ледяным лежишь пятном.
- А на деле Антарктида холодней чем даже с виду.
- В холодильнике и то, было б жарче, чем в пальто.
Воспитатель: Первую загадку мы отгадали, следующая загадка Антарктиды
- Хотите отправиться в Антарктиду?
- А как мы доберёмся туда?
Транспорт:
( Карточки с разными видами транспорта: велосипед, автомобиль, корабль).
- Давайте выберем транспорт.
- Садимся в корабль, как мы его назовём? (Ледокол)
Дидактическая игра: «Во что оденемся?» (музыка)
(Работа за столами, перед детьми лист бумаги с картинками одежды, дети подчеркивают ту картинку, которая необходима для путешествия.)
Проверка Слайд № 6 Молодцы, все готовы отправиться в путешествие
(Ледокол)
- Это наш корабль с крепким носом, он раскалывает даже самые крепкие льдины.
- Отправляемся. (Физминутка).
- День и ночь стучат машины,
- От винта бежит вода.
- Вот уже поплыли льдины,
- И настали холода.
Воспитатель: Сейчас предстоит разгадать вторую загадку Антарктиды
Айсберги:
- Что это за льдины?
- Это айсберги, огромные горы льда. Они могут просуществовать 6-12 лет, постепенно тая и делясь на мелкие. Их вынесло в море. Формы у них бывают самые разные. В солнечную погоду айсберги кажутся разноцветными и выглядят очень красиво.
-Плавают или тонут айсберги?
- Опасны ли они?
Чтобы это выяснить, мы отправляемся в лабораторию.
Опыт со льдом:
Воспитатель:Ребята, подойдите ко мне поближе, я беру и помещаю в воду большой кусок льда. Представьте, что это откололся кусок льда от айсберга.
- Утонул он?
Дети: Нет.
Воспитатель: Почему? (Лед легче воды)
Воспитатель: Где находится большая часть льда?
Дети: Под водой.
Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать? (Айсберги опасны для кораблей). Почему? (потому что под водой находится его большая часть и она не видна, поэтому нужно плыть осторожно, чтобы не столкнуться и не пробить дно корабля).
Воспитатель: Ребята, лед не всегда плох, он еще и полезен. Давайте поиграем в игру «Хорошо или плохо?» (лед хорошо – можно заморозить продукты, чтобы не испортились; пить воду, добавить лед в горячий чай; каток для занятий спортом – хоккей, фигурное катание; если ударишь ногу – можно приложить к больному месту и станет легче; лед плохо - упадешь, поломаешь ногу, руку; провалиться и утонуть; холодно – простынешь.)
Дети хлопают в ладоши - хорошо, плохо – топают ногами. Молодцы!
Воспитатель: Как вы думаете, могут постоянно жить люди в Антарктиде? (нет)
Там нет городов, только станции на которых работают ученые - полярники).
Воспитатель: Кто такие полярники? (Люди, которые работают на полюсе, за полярным кругом).
Воспитатель: Как вы думаете, что они делают в Антарктиде (наблюдают за погодой, жизнью Антарктиды и передают свои наблюдения на большую землю)
Воспитатель: Как вы думаете, какими качествами должны обладать люди, решившие отправиться работать на такой холодный материк?
Качества полярников:
Кто из вас, ребята, назовет эти качества? (умные, сильные, выносливые – настоящие герои, готовые бороться с любыми трудностями, смелые, внимательные, наблюдательные, быстрые, спортивные). Да, ребята, благодаря этим смелым и отважным людям – ученым - полярникам, мы знаем о погоде, жизни в Антарктиде.
Воспитатель: А вы хотите быть полярниками?
Полярники смелые, сильные, спортивные люди. Значит нам тоже необходимо размяться.
Музыкальная физминутка:
Воспитатель: Антарктида - самое холодное место на земле.
И плывут кругом вдали
Ледяные корабли…
Лишь косматая пурга
Кружит белые снега. Включить вой метели и вьюги
- Живут ли в Антарктиде животные? Оказывается, живут.
Давайте разгадаем четвертую загадку природы
Воспитатель:
Тюлень и морской котик
- В дальних холодных морях
На арктических полях
Я охочусь день - деньской,
Крики чаек надо мной.
Я ныряю целый день.
А зовут меня (тюлень).
Странный гладкий серый кот
Рыбу ест, во льдах живёт,
Есть усы и хвост и ротик.
Кто же это? (морской котик).
Воспитатель: Вы знаете, что ученые прозвали котика пятнистый морской леопард. (за его окрас – пятнышки на теле) Как вы думаете, почему эти животные похожи? У этих животных есть морда, тело покрыто короткой густой шерстью, есть ласты, хвост, У тюленя и у морского котика рождаются живые детеныши, покрытые короткой, густой шерстью, оба кормят детенышей молоком).
Воспитатель:
Он король полярных льдин,
Черно-белый господин.
Ух, для птички он велик,
Ходит очень важно.
Самый южный материк
Заселил отважно. (Пингвин)
Воспитатель: Скажите, пингвин летает? Если пингвин птица и не летает, то для чего же им нужны крылья? (чтобы плавать).
Воспитатель: Чем покрыто тело пингвина? (плотными короткими перьями). Почему пингвины, плавая в воде, в такую стужу, не замерзают, не превращаются в сосульку? (Пингвины не мерзнут и остаются сухими, когда выходят из воды, потому что их плотные короткие перья покрыты слоем жира). Давайте это проверим и пройдем в нашу лабораторию – опыт с кремом и водой – каждый ребенок выполняет самостоятельно
Воспитатель: Ребята, подвиньте поближе к себе емкость с водой. Опустите руки в воду и выньте из воды. Что вы заметили? (капли воды остаются на коже). А теперь вытрите насухо руки и смажьте кремом, который вы видите на блюдце. Смазываем хорошо, тщательно растираем крем на коже рук. Теперь опускаем руки в воду и вынимаем из воды. Что вы заметили? (капли воды скатываются с рук). Тоже самое происходит с перьями пингвина.
Какай вывод мы можем сделать?
Вывод: Пингвины не мерзнут и остаются сухими, когда выходят из воды, потому что их перья покрыты слоем жира. Ребята, пингвин – это удивительная птица: они не только живут в суровых условиях, но и высиживают, растят птенцов.
Молодцы! А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Кто, где живет»
Для этого вам нужно пройти за столы.
Воспитатель: Ребята, внимательно посмотрите на карточки и расселите животных Антарктиды. Карандашом подчеркните. Молодцы! Еще одну загадку Антарктиды вы отгадали.
Воспитатель: Ребята, осталась одна загадка.
- День.
Воспитатель: Какое время суток изображено на картинке? (день). Как вы это определили? ( светит солнце, дети играют птички летают)
- Ночь.
Воспитатель: Какое время суток изображено на картинке? (ночь). Как вы это определили? (темно, на небе светит луна, звезды)
Воспитатель: Ребята, вы знаете, в Антарктиде короткий полярный день и очень длинные полярные ночи.
День - Ночь.
Полярники работают и в темное время суток.
Воспитатель: Мы разгадали все загадки Антарктиды.
Ребята, пока мы путешествовали в Антарктиде уже наступила полярная ночь и мы сможем увидеть удивительное явление природы – полярное сияние.
СлаКартинки- Полярное Сияние. Красота небесного свечения!
Воспитатель: Понравилось полярное сияние? Если вы хотите подробнее узнать об этом удивительном явлении, попросите родителей прочитать в энциклопедии.
Воспитатель: Вот какая удивительная земля есть на нашей планете. А сейчас ребята снова садимся на наш ледокол и возвращаемся домой.
-Заводим моторы.
-День и ночь стучат машины
От винта бежит вода.
Вот уже проплыли льдины,
Отступили холода.
-До свидания, Антарктида!
Понравилось путешествовать?
У кого были затруднения? Какие?
Я думаю, что пройдет немного времени, кто – то из вас обязательно станет ученым и продолжит знакомство с Антарктидой.
Ребята, этот год объявлен годом кино, очень много мультфильмов, передач снято об этом материке и вы можете их посмотреть вместе с родителями.
В память о нашем путешествии я хочу подарить вам вот такие раскраски (раздаю детям). Молодцы, вы меня очень порадовали своими знаниями. Спасибо.