Евгения Дроворуб
Конспект занятия «Путешествие по Кавказу»
▼ Скачать + Заказать документы
] Программное содержание:
-познакомить детей с культурой народов Кавказа;
- побуждать сравнивать и находить сходство двух культур;
- воспитывать уважение к собственной культуре и культуре другого народа.
Методы и приемы: игровая мотивация; рассказывание традиций; слушание музыки адыгов; исполнение танца; беседа; игра; нетрадиционные приемы изображения.
Словарная работа: обычаи, традиции, народы, Кавказ.
Предварительная работа:
• Беседа о достопримечательностях природы Кавказа, просмотр ви-деофильма.
Публикация «Конспект занятия „Путешествие по Кавказу“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2017
• Рассматривание фотографий, иллюстраций, репродукций картин с изображением природы Кавказа.
• Чтение рассказа Н. Сладкова «В горах», стихотворений З. Хостикоевой. и Г. Цагараева.
• Д/и «Составь свой пейзаж», «Выложи горный пейзаж», «Краски весны (зимы)».
• Лото «Горные (лесные) жители Кавказа».
Материалы и оборудование: презентация, аудиозапись танца «Лезгинка».
Ход занятия:
На Кавказе любят
Музыку и пляски
На конях джигиты
Скачут без опаски.
На Кавказе любят
Пить кефир-айран.
Надевает бурку
В дальний путь чабан.
На Кавказе любят
Сладкий виноград.
Здесь хозяин гостю,
Как родному, рад
(В. Степанов)
Воспитатель: А что за место, о котором говориться в стихотворении?
Дети: В стихотворении говориться о Кавказе.
Воспитатель: У каждого человека есть Родина. Это страна, где он живет. Как называется наша страна?
Дети: Россия.
Воспитатель: Но есть у человека и малая Родина. Это край, район, город или село, где он родился и вырос. Ребята, наш край многонационален. Это значит, что в крае живет много людей различных национальностей. Национальность есть у каждого из нас с момента рождения.
Дети: (читают стихи)
I ребенок:
Милый край! Мордовия родная!
Разливы рек, бескрайние поля.
И я не знаю лучше в мире края,
Чем наша славная мордовская земля!
I ребенок:
Поклон земной, мой край тебе
Что на тебя расту похожим
Тебя на свете нет дороже,
Я твой, и ты – в моей судьбе.
Воспитатель: Ребята, мы с вами уже познакомились с обычаями, традициями, быте мордовского народа. А сегодня я хочу вас познакомить с культурой Кавказа.
Кавказ – один из самых любимых направлений российских путешествен-ников. И не зря. Где вы еще найдете такое сочетание ландшафтов, от которых захватывает дух, уникальной растительности, древних памятников и минеральных источников. Тот, кто впервые едет на Кавказ, надеется увидеть чудо. И ожидание на обманывает его. А тот, кто уже побывал здесь, не может дождаться мгновения, когда вновь сольется с чарующей, необъятной красотой.
Воспитатель: Все ли люди живущие на нашей планете одинаковы и по-хожи? Чем они отличаются?
Дети: Говорят на разных языках, у них разные обычаи и традиции.
Воспитатель: А что такое «традиции»? Это разные умения и знания, которые передаются от одного поколения к другому. Например, ваши бабушки умеют делать голубцы. Этому они учат ваших мам, а когда вы вырастите, ваши мамы научат вас. И у народов Кавказа тоже есть свои голубцы. Только у них совсем другой вкус. Они называются – Долма по – тюрски. Вместо капустных листьев они используют виноградные листья. Так же туда добавляют говядину, баранину, рис, лук, соль, перец и куркуму.
Воспитатель: На Кавказе тоже есть свои традиции и обычаи. Одной из них является народный танец «Лезгинка» (показать детям несколько характерных танцевальных движений и предложить детям вместе станцевать).
Воспитатель: Молодцы ребята! А теперь я вам предлагаю сыграть в кавказскую народную игру.
Кавказская народная игра «Жмурки – носильщики».
Цель: развивать внимание, ловкость.
Ход игры: В одном конце площадки ставиться небольшой столик, на нем раскладывают 10 мелких игрушек. На другом конце площадки, шагах в 10-15 от столика – два стула. Из числа играющих выбирают двух носильщиков. Они садятся на стулья лицом к столику, обоим завязывают глаза. Каждый носильщик должен перенести со столика на свой стул 5 предметов. Победит тот, кто раньше справиться с работой.
Правила игры: Оба носильщика начинают игру одновременно, по сигналу. Переносить можно только по 1 предмету. В ходе игры необходимо следить, чтобы носильщики не сталкивались, идя навстречу друг другу.
Воспитатель: а сейчас рассмотрим кавказские костюмы. Посмотрите ка-кие красивые узоры вышивали. Вышивка не только украшала одежду, люди верили, что узоры защищают человека от беды. Узоры украшали рубаху мужчину – война. Национальная одежда очень красива. Женщины носили длинные – до пят платья и шаровары. Платье украшали золотыми или иным шитьем и затягивали на талии красивым поясом. Женская одежда создавалась таким образом, чтобы подчеркнуть стройность и достоинства фигуры.
Мужской костюм отражал нравы и самобытность народа. Верхнюю его часть составляли штаны, бешмет, черкеска, башлык, бурка, папаха. На черкеске по обеим сторонам груди пришиваются гнезда для патронов, которые помещаются в специальных гильзах (газырях).
Дети рассматривают костюмы.
Воспитатель: Кавказские народы славятся своим гостеприимством. Когда они первый раз приходят в гости, то всегда дарят хозяевам подарок.
Старинное кавказское изречение гласит : «Подбодряй семью, радуй друга, будь ласков с родителями, уживчив с соседями и приветлив к гостю!»
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие по Кавказу. Сегодня мы с вами познакомились с обычаями и традициями кавказских народов.
Список использованной литературы
1. Клавдий К. Малая родина. Издательство: ИД Сказочная дорога, 2014 г.
2. Луценко В. В. – Обычаи и традиции народов Северного Кавказа. Часть 2, Краснодар: -2007 С. 105.
3. Обычаи и традиции народов Северного Кавказа сохранились ли они в наше время? Каитова А. Н. Журнал Выпуск № 6 (18) / 2015.
4. Студенецкая Е. Н. Одежда народов Северного. М. ,1989.