Ирина Шемякина
Конспект занятия в форме интерактивной игры «Путешествие петербургского кораблика»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №6
компенсирующего вида Московского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка совместной деятельности учителя-логопеда, учителей-дефектологов, музыкального руководителя и воспитателя с детьми в форме интерактивной игры :
«Путешествие петербургского кораблика»
Санкт-Петербург
2016 год
Контингент воспитанников: дети подготовительной группы (6-7 лет) с нарушением зрения.
Авторы разработки:
Галкина Марина Дмитриевна – учитель-логопед высш. кв. кат.
Публикация «Конспект занятия в форме интерактивной игры „Путешествие петербургского кораблика“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Корабли. Конспекты занятий
- Ленинградская область, Санкт-Петербург. Петербурговедение
- Темочки
Рязанова Ольга Николаева – учитель-дефектолог I кв. кат.
Шемякина Ирина Николаевна – учитель-дефектолог высш. кв. кат.
Бон Юлия Васильевна – музыкальный руководитель высш. кв. кат.
Майорова Вера Васильевна – воспитатель I кв. кат.
Цели мероприятия: осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма и любви к родному городу Санкт-Петербургу. Формирование интереса к коллективной, игровой, продуктивной и творческой деятельности.
Образовательные задачи: - Развитие связной речи, умения правильно строить предложения - Формирование усвоения лексико-грамматических категорий - Закрепление формирования предпосылок обучения грамоте
- Развитие координации движений, развитие чувства ритма
- Развитие координации слуха и голоса - Обогащение и активизация словарного запаса и навыка словообразования
- Использование мнемотехнических приемов для облегчения запоминания и воспроизведения изученного материала - Использование ИКТ технологий для повышения познавательной активности детей
Коррекционные задачи: - Развитие процессов аккомодации как профилактики близорукости. - Стимуляция прослеживающей функции глаза в условиях зашумления, умения соотносить часть и целое.
- Развитие целостности восприятия, умения узнавать предметы, изображенные в разных модальностях (художественном и силуэтном).
- Развитие мелкой моторики и цветоразличения. - Стимуляция речедвигательной активности (словесное описание местоположения объектов).
- Развитие ассоциативного мышления и аналитико – синтетической деятельности (мнемотаблица, ребусы).
- Профилактика оптической дисграфии.
Воспитательные задачи: - Прививать уважение к родному городу, его истории.
- Воспитывать чувство патриотизма.
- Формировать умение принимать проблемную ситуацию, решать ее самостоятельно или сообща.
Педагог Дети
I.Организационный момент.
Звучит музыка (песня о СПб).
Проводит учитель-логопед:
- Ребята, скоро у нашего города день рождения. Ему исполнится 313 лет. Для города он еще очень молодой.
- Вы любите свой город?
- Кто его основал?
- В честь кого он так назван?
- Расскажите стихотворения о городе.
- Молодцы!
II. Основная часть.
- Посмотрите, что здесь изображено? (флаг города, ангел, Александрийская колонна, домик Петра I, крейсер Аврора и т. д.)
- Как назвать одним словом?
- Что такое – символы?
- А это - герб города Санкт-Петербурга…
Но, посмотрите-ка, чего-то не хватает на гербе?
- А где же якоря?. Ой! Да тут какое-то послание!
Педагог зачитывает «пиратскую» записку:
«Мы веселые пираты. Очень вредные ребята.
Мы по миру много ходим, клады, золото находим. А у вас нашли, друзья, непростые якоря. В сундучок мы их сложили, очень глубоко зарыли… Чтобы тот сундук достать, Петербург свой надо знать. Все задания, пройдя, вы найдете якоря! А когда вы их найдете
Из них герб вы соберете».
- Ребята, скажите, как же мы найдем якоря в таком большом городе?
- Правильно. Надо отправиться в путешествие по Санкт- Петербургу и выполнить задания, о которых написали пираты.
- Скажите, на чем можно путешествовать?
- А на чем нам будет удобнее? Почему?
- Хорошо по городу гулять, вокруг смотреть и наблюдать, а ещё запоминать и много нового узнать…
Песня «По городу» (проводит музыкальный руководитель)
- Ребята, смотрите: пираты оставили нам пиратскую карту.
- Как вы думаете, на чем передвигались пираты? Значит, они тоже плыли на корабле, только на каком?
А мы с вами будем путешествовать на маленьком кораблике.
На экране появляется кораблик.
-Узнали его? Он в Петербурге, значит, как можно про него сказать?
- Кто расскажет стихотворение «Кораблик»?
- Подойдите поближе к пиратской карте и скажите, кто главный на корабле?
- А как называются остальные члены команды?
- А кто отвечает за путь корабля?
- Я буду штурманом. А тот кому, я дам указку будет капитаном. Капитан должен правильно назвать линию и путь, по которому идет петербургский кораблик, и разгадать ребусы.
Педагог проводит лазерной указкой прямую линию по Неве (ребус) к Адмиралтейству.
- Капитаном будет… (имя). Назови линию, покажи указкой и расскажи путь.
- А как ты узнал это здание?
На экране появляется вид Адмиралтейства.
- А кто знает стихотворение об Адмиралтействе? Расскажите, пожалуйста.
- А вот и первое задание (проводит учитель-дефектолог)
- «Узнай по части» (соедини и назови)
- Посмотрите внимательно на карточку. Узнайте петербургские здания и их части и соедините их между собой линией (от точки до точки).
- Расскажите, где оно находится.
Звучит сигнал колокольчика:
- Ребята, продолжаем наше путешествие. Теперь капитаном будет (имя).
Педагог показывает лазерной указкой волнистую линию от Адмиралтейства по Неве к Заячьему острову.
- Назови линию, покажи указкой и расскажи путь:
- Что ты видишь на Заячьем острове?
- А как ты догадался?
- Молодец, капитан, правильно!
На экране появляется вид Петропавловской крепости.
- Кто знает стихотворение о Петропавловской крепости? Расскажите, пожалуйста.
- Молодец!
Звучит сигнал колокольчика.
- Петербургский кораблик снова отправляется в путь. Капитаном будет… (имя).
Педагог показывает лазерной указкой волнистой линией путь от стрелки В. О. по реке Неве к Зимнему дворцу.
- Назови линию, покажи указкой и расскажи путь.
- Как ты догадался?
На экране – вид Зимнего дворца.
- Кто знает стихотворение о Зимнем дворце? Расскажите, пожалуйста.
Вот вам второе задание : «Чудо- ваза» Петровского времени (проводит учитель-логопед)
- В Зимнем дворце жил царь со своей семьей и его приближенные. Цари всегда окружали себя предметами роскоши. Вам надо из кристаллов желтых оттенков сделать «Чудо- вазу».
- На какой камень похожи кристаллы?
- Используйте разные оттенки кристаллов.
- Расскажи, какая у тебя получилась ваза?
- А где можно увидеть предметы из янтаря?
- Молодцы! У всех получились очень красивые вазы.
Звучит релаксационная музыка: шум моря… «Пальминг» (проводит учитель-дефектолог)
- А теперь, ребята, мы отдохнем, расслабимся и послушаем шум моря.
Снимите очки, положите на стол стеклышками вверх.
- Сядьте удобно, расслабьтесь, согрейте ладони, почувствуйте тепло.
Закройте правой рукой правый глаз, левой - левый глаз. Сожмите пальцы, чтобы свет не проходил. Закройте глаза. Представьте черный – черный бархат… Откройте глаза.
Наденьте свои очки.
- Динамическая пауза (проводит учитель-логопед)
- Сейчас мы поиграем.
Игра. «Море волнуется раз… петербургская скульптура на месте замри!»
- Тот, к кому я прикоснусь рукой, расскажет, какую фигуру он изобразил и где она находится.
Звучит сигнал колокольчика.
- Наш кораблик снова отправляется в путь. Капитаном будет (имя).
Педагог показывает лазерной указкой прямую линию от Зимнего дворца до Исаакиевского собора.
- Назови линию, покажи указкой и расскажи путь.
- Расскажи, как ты догадался?
На экране - вид Исаакиевского собора.
- Кто знает про него стихотворение? Расскажи стихотворение.
- Молодец!
- Ребята, а какой памятник стоит перед Исаакиевским собором?
- Как иначе он называется?
Звучит сигнал колокольчика.
Петербургский кораблик снова отправляется в путь. Капитаном будет (имя).
Педагог показывает путь волнистой линией от Исаакиевского собора, по реке Мойке, по реке Фонтанке к Летнему саду.
- Покажи указкой и расскажи путь.
На экране вид Летнего сада.
- «А вот и решетка Летнего сада формой изящной чарует ограда!»
-А кто знает стихотворение о Летнем саде? Расскажите, пожалуйста.
- Отлично молодцы!
- Ребята! А ведь мы уже у цели. Кораблик прошел путь от Адмиралтейства до Летнего сада. Где же сундучок с якорями?
- Посмотрите, где еще есть решетка Летнего сада? (педагог показывает лазерной указкой).
Дети находят сундучок с якорями, спрятанный за подвесной решеткой Летнего сада.
- Ребята! Надо вернуть якоря на герб. Ой, их много… (6 штук). Возьмите каждый по якорю и подумайте, какие якоря нам нужны, а какие
лишние. Объясните почему?
- Сколько зубцов сосчитайте. Какой это якорь?
- Составьте герб.
- Молодцы!
III. Заключительная часть. Рефлексия.
- Ребята, где мы сегодня путешествовали?
- Какой путь прошел петербургский кораблик?
- А зачем он прошел этот путь?
- Вы все молодцы! Преодолели все препятствия и нашли якоря. Теперь Санкт-Петербург может встречать свой день рождения. Вы доказали, что любите и знаете свой город. На память я дарю вам магниты с видами города Санкт- Петербурга.
Звучит музыка (песня «Яблочко») – проводит музыкальный руководитель.
Дети входят в зал.
-Да!
- Его основал Петр I.
- В честь святого Петра.
- «Люблю тебя Петра творенье…»
- «Я счастлив, что в городе этом живу…»
- «Мы очень любим город свой, сияет солнце над Невой…»
- «Санкт- Петербург – гранитный город…»
- Символы города СПб.
- Символы – это опознавательные знаки.
- Якорей.
- Надо отправиться в путешествие.
-На машине …
-На самолете…
-На корабле.
- На корабле. В пробке не застрянем…
Дети поют
На карте городские объекты закрыты прикреплёнными сверху схемами. Дети отгадывают ребусы, педагог снимает схему, а на интерактивной доске появляется изображение данной достопримечательности.
- Тоже на корабле.
- На пиратском.
- Кораблик со шпиля Адмиралтейства -
- Петербургский кораблик.
- «Маленький кораблик
в городе огромном, в небе над Невою синем и просторном…»
- Капитан
- Матросы
- Штурман
Дети следят глазами за движением «луча».
- Линия прямая.
Кораблик идет по Неве к Адмиралтейству.
- Это вид сверху - перевернутая буква «П».
- «Адмиралтейство. Над городом шпиль. Архитектуры торжественный стиль».
- Я соединил ангела с Александрийской колонной. Она находится на Дворцовой площади.
- Я соединила скульптуру Невы с Ростральной колонной. Она находится на стрелке В. О.
- Я соединил скульптуру атланта с Зимним дворцом. Они находится на портике Эрмитажа.
- Я соединила скульптуру с нимфами со зданием Адмиралтейства. Они находятся у главных ворот Адмиралтейства.
- Я соединила скульптуру богини - победы Ники с аркой Главного штаба. Она находится на Дворцовой площади.
- Я соединил скульптуру Нептуна со зданием Биржи. Оно находится на стрелке В. О.
Дети следят глазами за движением «луча».
- Линия волнистая.
Кораблик идет от здания Адмиралтейства к Заячьему острову.
- Я вижу Петропавловскую крепость.
- Сверху крепость похожа на «черепаху».
- Линия волнистая.
Кораблик идет от стрелки В. О. по реке Неве к зданию Зимнего дворца.
- Вид сверху напоминает большой прямоугольник
- «Построили в крепости первый собор. По высоте первый он до сих пор».
- Кристаллы похожи
на янтарь.
- У меня янтарная ваза. Она высокая, на ножке, с широким горлышком. Я выложил контур вазы желтыми и лимонными кристаллами, в центре вазы выложил цветок.
Дети рассказывают о выложенных ими вазах.
- В янтарной комнате Екатерининского дворца.
Дети выполняют инструкции педагога.
Дети изображают фигуры, называют себя и сравнивают с фигурой на экране.
- Я атлант с портика Эрмитажа.
- Я ангел с Александрийской колонны.
- Я Геракл с Летнего сада.
- Я Ника с арки Главного штаба.
- Я Амур с Летнего сада.
- Я Нептун со здания Биржи.
- Линия прямая.
Корабль идет от Зимнего дворца по реке Неве, по реке Мойке к Исаакиевскому собору.
- Сверху Исаакиевский собор похож на квадрат. Круг в центре - это купол собора, а маленькие квадраты это башенки.
Дети читают по ролям:
(на экране появляются изображения)
Медный всадник.
Дети следят глазами за передвижением кораблика.
- Линия волнистая.
Кораблик идет от Зимнего дворца, по реке Мойке, по реке Фонтанке к Летнему саду.
- «На свете много есть чудес. Но всех прекрасней сад! С деревьями в одном ряду скульптуры там стоят.
А вдалеке по глади вод, вокруг пруда большого два белых лебедя плывут, приветствуя любого. Дорожки чинно нас ведут вдоль мраморных богов. В тенистом чудном уголке сидит поэт Крылов».
- 2 зубца. Это морской якорь.
4 зубца. Это речной якорь – кошка.
Дети составляют герб на ковролине.
- По Санкт-Петербургу.
- Кораблик прошел от Адмиралтейства до Летнего сада.
- Чтобы найти якоря, которые спрятали пираты и герб нашего города стал настоящим.
Дети танцуют «Яблочко», прощаются и уходят в группу.