Папки-передвижки

«Теоретические основы проектной деятельности. Место проекта в педагогическом процессе ДОУ».

Светлана Антонова
«Теоретические основы проектной деятельности. Место проекта в педагогическом процессе ДОУ».
▼ Скачать + Заказать документы

Семинар для педагогов

«Теоретические основы проектной деятельности.

Место проекта в педагогическом процессе ДОУ».

Форма проведения:

Лекция

Цель:

-Познакомить воспитателей с

Историей, содержанием и структурой метода проектов ;

- определить рамки возможного использования данного метода в условиях ДОУ.

Предварительная работа

Публикация «„Теоретические основы проектной деятельности, Место проекта в педагогическом процессе ДОУ“,» размещена в разделах

- изучение истории вопроса, методологических основ технологии ; - составление списка статей для изучение опыта по реализации проекта.

1. История вопроса, теоретический блок, понятийный аппарат, содержание и структура проекта, виды, типы проектов (лекция).

2. Обзор литературы по проблеме.

3. Закрепление полученных знаний. (работа по карточкам)

Ход

1. Метод проектов в дошкольном учреждении.

В начале третьего тысячелетия личность, общество, государство предъявляет к образованию принципиально новые требования. Перед педагогами стоит задача уже в дошкольном возрасте закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы,систематизировать информацию, использовать полученные знания,умения и навыки в играх и практической деятельности. В поисках наиболее эффективных средств обучения на всех «этажах» системы российского образования сегодня вновь обращаются к методу проектов, родоначальником которого принято считать Е. Паркхерст 1919год,США.

Из истории возникновения метода проектов в педагогике.

Метод проектов возник еще в 20 –е годы прошлого столетия в США. Его также называли методом проблем и связывали с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американскими философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В. Х. Килпатриком. В основе метода –идея о направленности учебно –познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Внешний результат можно осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Однако в практике обучения этот метод стали использовать значительно раньше выхода в свет известной статьи В. Х. Килпатрика «Метод проектов»(1918, в которой он определил это понятие как «от души выполняемый замысел».

В России метод проектов был известен еще с 1905 г. Тогда группа российских педагогов, под руководством С. Т. Шацкого внедряла его в образовательную практику.

Развитие метода проектов в школах России связано также с именем таких педагогов, как В. Н. Шульгин, М. В. Крупенина, Б. В. Игнатьев и др.

Педагоги 20 –х. г. г. прошлого века считали, что метод проектов вносит разнообразие в учебную деятельность, в развитие интереса к учению, стимулирует учащихся к творческому поиску, самостоятельному исследованию, преобразованиям, способствует воспитанию инициативности, коллективизма, развитию умений и навыков и планирования и организации труда, распределения сил и средств т. д.

После революции этот метод применялся в школах по личному распоряжению Н. К. Крупской. Содержание учебных проектов должны были составлять общественно полезные дела подростков и детей. Между тем однобокое увеличение проектами в ущерб общему развитию личности привело к тому, что уровень образовательной подготовки детей резко снизился. В 1931 г. постановлением ЦК ВКП (б) метод проектов был осужден как чуждый советской школе.

В системе отечественного школьного образования он возродился в начале 90 –х гг. прошлого столетия, что было связано с внедрением информационных технологий в процесс обучения. В большей степени метод проектов применялся при обучении учащихся иностранному языку. Типология проектов и особенности технологии его применения были представлены Е. С. Полат в учебном пособии «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования».

Со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Возникнув из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом разработанной и структурированной системы образования. Но суть её остается прежней – стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение конкретной суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.

Актуальность проектного метода

В современном обществе метод проектов становится все более актуальным. В последние годы в отечественном образовании наблюдается возросший интерес к форме организации обучения. входит в содержание проекта.

Сегодня метод проектов широко используется и в сфере дошкольного образования. Педагоги не только проектируют свою деятельность, но и разрабатывают интересные проекты на самые разные темы с воспитанниками и их родителями.

Метод проектов –это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию, которая должна завершиться вполне реальным результатом, оформленным тем или иным образом.

Проект-это разовая деятельность, которая :

- направлена на достижение конкретной цели;

-производит конечные результаты;

- состоит из последовательности взаимосвязанных работ;

Имеет обозначенные временные рамки, т. е. дату начала и окончания ;

-использует ограниченное количество ресурсов; финансовых, человеческих, информационных

Педагогический проект трактуется как разработанные система и структура действий педагога для реализации конкретной педагогической задачи с уточнением роли и места каждого действия, времени осуществления этих действий, их участников и условий, необходимых для эффективности всей системы действий.

В. И. Слабодчиков указывает на три типа проектирования в образовании :

-социально- педагогическое

- педагогическое :

-разнообразие и вариативность дошкольных обр. учреждений;

- концепции и программы развития

-Взаимодействие различных объединений специалистов, действующих в сфере образования.

-воспитательно-образовательного процесса;

-предметно- развивающей среды ДОУ;

-планов и программ, методик и технологий обучения, инновационных планов и программ

-Психолого- педагогическое проектирование развивающих образовательных процессов :

- создание и реализация отдельных педагогических конструкторов (конспекты игр и занятий, сценарии праздников

-образовательные проекты совместной деятельности (дети-родители- педагоги)

Педагогическое проектирование осуществляется всеми педагогами и специалистами дошкольного образования, но на различных уровнях (управленческое проектирование, проектирование занятий, маршрутов, мероприятий, игровые, творческие проекты, проекты самообразования)

Формулирование проекта :

1 проблема

2Цель

3 Задачи и конкретные результаты

4 мероприятия (методы работы)

5 ресурсы.

Для составления проекта используется логическая таблица (совпадает с этапами проекта)

Этапы проекта

1Подготовительный. (создание проблемной ситуации, выбор темы проекта)

2Целеполагания (Постановка цели –выявление проблемы, противоречия, формулировка задач)

3Планирования (построения планов деятельности, обсуждение возможных вариантов исследования, выбор способов. Продумывание хода деятельности, распределение заданий, самоактуализация и самообразование)

4Исполнительский (Получение продукта, результата деятельности)

5Презентационный (представление результата деятельности)

6 Рефлексивно-оценочный (сравнение планируемых результатов и реальных, обобщение, выводы)

7Проектировочный (последует ли продолжение проекта).

Метод проектов в работе с дошкольниками

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает свои знания в реальные продукты.

Основная цель проектного метода для дошкольников:

Создание условий раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, взрослых и педагогов, способствующих самопознанию и саморазвитию всех участников процесса.

Значение проектного метода :

-дает возможность для активизации самостоятельной и познавательной деятельности дошкольника ;

-помогает осваивать окружающую действительность ;

-способствуют развитию творческих способностей ;

-способствуют умению наблюдать, слушать;

-помогают ребенку увидеть проблему со всех сторон;

-способствуют развитию навыков обобщать и и анализировать;

-развивают речь, память, мышление, воображение;

-формирует коммуникативные навыки и нравственные качества ;

-стимулирует к самосовершенствованию

В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции, использование метода в обучении дошкольников –подготовительный этап для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования.

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел).

Поэтому в воспитательно- образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, а также привлекаются родители и другие члены семьи. Специфика использования метода проектов в дошкольной практике состоит в том, что взрослым необходимо «Наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызывать к ней интерес и включать детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью педагогов и родителей. Педагог моделирует цикл творческой,познавательной. практической деятельности не только с учетом необходимости решения проблемы, лежащей в его основе, но и учитывая задачи личностного роста и развития воспитанников.

Виды, типы проектов.

По доминирующему методу:

- исследовательские, предполагают проверку некого предположения (гипотезы) с использованием метода познания (наблюдение, эксперимент) например. «Почему дети болеют?», «Что мы знаем о воде», «Как растет горох?»;

- информационные – направлены на сбор и анализ информации о каком –либо явлении, объекте «Герои- земляки» ;

- творческие связаны с подготовкой праздников, театрализованных представлений, съемкой видеофильма и др. (чаще всего дошкольники выступают как исполнители заданных взрослым ролей, например, «Концерт для мам»,спектакль для малышей ;

- приключенческие, игровые, участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта (литературные герои, выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения в определенных игровых или учебных ситуациях. В основе таких проектов лежит сюжетно- ролевая игра и дети активно включаются в них. Охотно выполняют роли. Например, «Моя любимая игрушка», «В гостях у сказки»;

- практические, связаны с работой на достижение значимого результата. Например, благоустройство группы, оформление клумбы и уход за ней.

По характеру содержания включают:

- ребенка и его семью;

-ребенка и природу;

-ребенка и рукотворный мир;

- ребенка, общество и культуру

По количеству участников:

- индивидуальные;

- групповые;

-коллективные

По продолжительности выполнения:

-краткосрочные (одно или несколько занятий)

-среднесрочные

-долгосрочные (в течении года)

Этапы работы над проектом.

1подготовительный.

Определение проблемы. Актуальной и интересной для всех предполагаемых участников, решение которой посильно детям и соответствует материально-техническим возможностям ДОУ и специалистов.

2. Целеполагания.

(мотивирующее начало проекта, По внешней форме это задача, учебная проблема или коллизия, вызывающая у детей интерес, потребность участвовать в ее разрешении. Осознание сути проблемы, учебной задачи позволяет сформулировать цель предстоящей работы, ее направление, предполагаемые результаты. Задача педагога на данном этапе состоит в том, чтобы помочь учащимся сделать выбор самостоятельно, осознать, сформулировать цели, желания, проблемы. понимаемое как создание проблемной, личностно-развивающей ситуации). В силу недостатка опыта дети чаще всего не могут предложить конкретные пути решения проблемы. Но при помощи взрослых вполне способны наметить определенные ориентиры и составить план действий

3. Планирования.

Связан с подготовкой необходимых материалов, распределением ролей между участниками, составлением развернутого плана деятельности по достижению цели :

- к кому обратиться за помощью (педагогу, родителю;

-в каких источниках найти информацию;

Какие предметы (оборудование, пособия) использовать;

-с какими предметами научиться работать. Огромное значение приобретает организация развивающей, познавательной, предметной среды.

4. Исполнительский

- этап реализации работы над проектом :

4.1информационный запрос. На начальной стадии проекта дети чаще всего ощущают нехватку знаний и умений для достижения цели. В ответ на возникающий у ребят запрос организуется работа по поиску необходимой информации, ее анализу, освоению необходимых навыков.

4.2 Практическая деятельность по реализации проекта. На этом этапе раскрываются широкие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов. родителей, проявляется индивидуальность каждого ребенка, его интересы, склонности.

Самостоятельная деятельность на данной стадии проекта закладывает основу таких качеств, как ответственность, уверенность в себе, умение самостоятельно добывать и использовать знания.

5. Презентационный

(представление продуктов проектной деятельности)

Практически проекты венчают выполнение намеченного дела; творческие –показ спектаклей, исследовательские – сообщения о ходе и результатах исследования, информационные –демонстрация и использование собранного материала. Приключенческие и игровые, изначально направленные на «проживание» определенной ситуации –их важнейший состав – процесс деятельности (для этого вида деятельности данный этап не предполагается)

6. Рефлексивно-оценочный

На данном этапе происходит осмысление результатов, хода работы, действий каждого, выявление причин успехов и неудач на каждом этапе. На этапе осмысления итогов проекта необходимо обсудить с детьми не только чему они научились, но и как они достигли поставленных целей Анализ пути познания, успехов и неудач на каждом этапе дополняется обращением к чувствам и ощущениям, испытанными детьми при работе над проектом. Основным критерием успешности проектной деятельности, помимо задуманного результата. можно признать рост самостоятельности детей на каждом этапе данной деятельности : при осознании проблемы, при формулировке целей и составлении плана работы, в ходе поиска информации и практической реализации проекта, при организации собственных действий и деятельности группы, в оценке своих усилий и успехов.

7. Проектировочный.

Определение перспективы развития проектирования. Определяющее значение для успеха реализации проекта имеют профессионализм педагога, его понимание задач и возможностей,неформальное отношение к ней,значимость возможности пережить вместе с детьми минуты вдохновения, превратить образовательный процесс в созидательную творческую работу.

Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта

1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.

2. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).

3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.

4. Составление плана-схемы проекта.

5. Сбор, накопление материала.

6. Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.

7. Домашние задания для самостоятельного выполнения

2. Анализ литературы по проектной деятельности :

Теоретические и практические материалы по использованию проектного метода в работе педагогического коллектива – созданию единого образовательного пространства и развитию познавательных способностей детей представлены в книге Л. С. Киселёвой, Т. А. Данилиной, Т. С. Лагоды, М. Б. Зуйковой «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения». Авторы предлагают конспекты занятий и схемы осуществления различных проектов; называют удачной находкой педагогического коллектива естественное включение семьи в проектную деятельность детей.

Методика работы с детьми дошкольного возраста по организации проектной деятельности полно и планомерно раскрыта в пособии Вераксы Н. Е., Вераксы А. Н. «Проектная деятельность дошкольников». Авторы особое внимание уделяют вопросам поддержки детской познавательной инициативы в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи. В данной книге подробно описаны типы проектной деятельности : исследовательская, творческая и нормативная, используемые в практике ДОУ; приведён анализ занятий по проектной деятельности.

книга Л. Д. Морозовой «Педагогическое проектирование в ДОУ : от теории к практике», в которой автор раскрывает теоретические основы педагогического проектирования, определяет его сущность и содержание в деятельности специалистов дошкольного образования; выявляет структуру, качественные характеристики и уровни сформированности умений педагогического проектирования. В своей книге Л. Д. Морозова определяет проектную деятельность как средство взаимодействия педагогов ДОУ, детей и родителей; как средство разработки и внедрения педагогических инноваций. В данной книге представлены консультации для воспитателей ДОУ и родителей по совместному проектированию, материалы для тематического контроля по показателям эффективности проектов

Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса пособие «Проектная деятельность дошкольников»

В пособии описывается методика работы с детьми дошкольного возраста по реализации проектной деятельности. В данном пособии можно подробно познакомиться с типами и видами проектов, их разработкой.

О. И Давыдова, А. А. Майер, Л. Г. Богословец «Проекты в работе с семьей»

В данном методическом пособии раскрыты основные направления проектирования как активной формы работы с родителями, обобщен опыт работы образовательных учреждений по разработке семейных проектов, материалом из практики работы.

3. Рефлексия

Задания для педагогов на карточках по теме лекции.

Домашнее задание: самостоятельно подобрать литературу по проектной деятельности используя интернет- ресурсы

Публикации по теме:

«Место сюжетно-ролевой игры в педагогическом процессе для детей трех — четырех лет» Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни ребенка, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности.

Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ Слайд 1 «Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ» Слайд 2 В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является.

Осуществление проектной деятельности в вопросах взаимодействия с семьей в образовательном процессе ДОУ Доклад на тему:"Осуществление проектной деятельности в вопросах взаимодействия с семьей в образовательном процессе ДОУ" Выполнила: Холодова.

Консультация для воспитателей ДОУ «Взаимодействие в педагогическом процессе музыкального руководителя с воспитателем» Взаимодействие в педагогическом процессе музыкального руководителя с воспитателем Общее и музыкально-эстетическое развитие дошкольников.

Мини-проект по дисциплине «Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями и сотрудниками ДОУ» Мини-проект по дисциплине «Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями и сотрудниками ДОУ» ОГЛАВЛЕНИЕ.

Педагогический совет «Современные здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ» Подготовила старший воспитатель Беккер Юлия Сергеевна Педагогический совет: «Современные здоровьесберегающие технологии в педагогическом.

Психолого-педагогические основы формирования нравственного отношения к природе посредством проектной деятельности 1. Сущность понятия «нравственное отношение к природе «в науке Проблема взаимоотношений человека и природы, а также влияния человеческого.

Теоретические основы организации словарной работы в детском саду .Понятие словарная работа и её значение в развитии речи дошкольников М. М. Алексеева отмечает, что в современной методике словарная работа.

Теоретические основы сенсорного воспитания дошкольников Теоретические основы сенсорного воспитания дошкольников «Сенсорное воспитание – это развитие его восприятия и формирование представлений.

Теоретические основы взаимодействия дошкольного учреждения и семьи Соотношение семейного и общественного воспитания в различных исследованиях Выдающиеся педагоги прошлого убеждены были, что главными воспитателями.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Теоретические основы проектной деятельности. Место проекта в педагогическом процессе ДОУ».
Опубликовано: 21 сентября 2017 в 21:53
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Теоретические основы проектной деятельности. Место проекта в педагогическом процессе ДОУ».» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Антонова (УИ 83941) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД