Оксана Хисамова
Социальная адаптация детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры
▼ Скачать + Заказать документы
«Игра хранит и развивает детское в детях,
она их школа жизни и практика развития».
А. С. Макаренко
С каждым новым поколением детей меняется игровое пространство детства. Социализация нынешних бабушек и дедушек проходила во дворах, где они целыми днями гоняли мяч, играли в «Казаки-разбойники», общались. Современное поколение предпочитает коллективным играм индивидуальные компьютерные, компьютеризация вытесняет живое общение. А ведь игра – ведущий вид деятельности дошкольников, в которой происходит развитие воображения, образного мышления, личностных качеств, коммуникативных способностей. И я считаю, что на сегодняшний день проблема формирования и развития навыков сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста как никогда актуальна.
Публикация «Социальная адаптация детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Игры в период адаптации
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Цель моей работы: формирование умения вступать в реальные организационные и ролевые отношения.
Задачи:
• учить налаживать и регулировать контакты в совместной игре.
• формировать умение выстраивать новые последовательности событий, ориентируясь на партнеров-сверстников;
• совершенствовать игровые действия в соответствии с общим сюжетом и замыслом игры;
Для формирования сюжетно-ролевой игры в дошкольной педагогике выделяют три этапа: воспроизведение действий, становление ролевого поведения, сюжетосложение.
Целью моей работы на первом этапе «Воспроизведение действий» (1,5- 3 г.) было развитие у детей простейших навыков совместной игры. Для руководства творческой игрой я подобрала соответствующий игровой материал: предметы-заместители, образные игрушки, чудесный мешочек, волшебная коробочка, книжки-забавы. Для развития содержания игры использовала различные приемы: художественное слово (прибаутки, потешки, песенки, стихи, сказки, драматизация в лицах, обыгрывание игрушек, создание игровых ситуаций, сюрпризные моменты, показ и словесное пояснение игровых действий.
Подбирая для игр простейшие сюжеты с одним-двумя персонажами, брала на себя главную ведущую роль, объединяя детей для совместной деятельности.
Для развития сюжета игры предлагала и показывала детям, как покормить куклу, покачать ее, уложить спать. Если ребенок затруднялся в воспроизведении игрового действия, я использовала прием совместной игры, предлагая: «Давай, Оля, вместе кормить Катю, ты тоже держи ложку» или «Давай вместе будем певицами».
В итоге, к трем годам у детей сформировались элементарные навыки ролевого поведения.
На втором этапе «Становление ролевого поведения» (3-5л.) учитывая, что в силу возрастных особенностей у детей возникают расхождения между желанием развернуть коллективную игру и практическим ее осуществлением, передо мной стояла цель – научить детей согласовывать игровые замыслы. В первую очередь я дополнила предметно-пространственную среду: ролевыми атрибутами, сюжетно-образными игрушками, игрушками животных, предметами-заместителями, наборами «Парикмахерская», «Доктор», «Магазин».
Для формирования игровых умений использовала разыгрывание многоперсонажных сюжетов, где действия партнеров взаимосвязаны между собой. В игре я была уже не руководителем, а равноправным партнером детей.
Для развития игрового замысла и обогащения игрового образа использовала беседы, рассказы с демонстрацией иллюстративного материала о предполагаемых действиях характерных игровому персонажу. Подобрала литературные произведения, дающие ребенку дополнительные знания и представления о выбранной роли. В результате дети научились объединяться в игре со сверстниками, соблюдать ролевое соподчинение.
Третий этап - «Сюжетосложение» (5-7 лет).
У детей данного возраста возникает длительная сюжетно-ролевая игра, в которой проявляются в большей степени активность и самостоятельность, фантазия и творчество в выборе действий.
Соответственно передо мной стояла задача: развитие у детей умения согласовывать свои интересы с интересами партнеров, помогать друг другу в осуществлении игровых замыслов. Предметно-пространственная среда расширилась и обогатилась за счет полифункциональных материалов: бросового, природного, игрушек-самоделок, предметов для опытно-экспериментальной деятельности и т. п. Дети самостоятельно моделировали игровую среду. На этом этапе для обогащения жизненного и игрового опыта детей я использовала экскурсии на места работы родителей, рассказы о профессиональных действиях и умениях взрослых, творческое фантазирование и преобразование известных литературных произведений, предоставляла детям возможность самостоятельно выбирать игровые образы, если нужно подсказывала, как лучше обыграть персонаж. В результате дети самостоятельно научились придумывать разнообразные сюжеты игры и поддерживать игровой замысел.
Результат всей работы:
Избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми Может оказать эмоциональную поддержку и помощь Сознательное отношение к соблюдению правил ролевого взаимодействия Согласует творческие индивидуальные замыслы с партнерскими
Демонстрирует 95% 90% 100% 100%
Не демонстрирует 5% 10% 0% 0%
Итог: 96% детей социально адаптированы.