Иванова Наталья Анатольевна
Клубный час как современная игровая технология эффективной социализации дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из главных задач дошкольного детства является социализация ребенка и важная ее часть – развитие коммуникабельности, это умение общаться со сверстниками и взрослыми. Отношения с другими людьми зарождаются и интенсивно развиваются в детском возрасте. Без полноценного общения ребенок не сможет социально адаптироваться в обществе, также это отразится на интеллектуальном развитии и формировании личности в целом.
Темочки:
- Игровые технологии
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Образовательные технологии в ДОУ
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Темочки
В современном мире проблема социализации наиболее актуальна, когда нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьезную тревогу. В наше время родители в силу своей занятости недостаточно уделяют времени на общение со своими детьми. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребенка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом.
Общение со сверстниками занимает важное место в жизни ребё нка: от того, насколько успешно оно складывается, зависит темп развития ребёнка, его самоощущение и самооценка, отношение к другим людям. В общении со сверстниками он учится выстраивать отношения по определённым правилам. Осознавать себя как субъекта в системе социальных отношений.
Таким образом, формирование коммуникативной компетенции ребенка дошкольного возраста является актуальной проблемой современной дошкольной педагогики.
Для решения этой проблемы мы внедрили в нашем детском саду такую технологию как «Клубный час» автор Н. П. Гришаева.
«Клубный час» заключается в том, что дети могут в течение одного часа перемещаться по всему зданию детского сада, соблюдая определённые правила. В процессе него дети включаются в различные виды деятельности, которые организуют педагоги ДОУ. Причём, чем заняться, дети выбирают самостоятельно. По звонку колокольчика дошкольники возвращаются в группу.
В данной технологии реализуются требования ФОП:
поддерживается интерес детей к отношениям и событиям в коллективе, согласованию действий между собой и заинтересованности в общем результате совместной деятельности;
обеспечение умений детей вырабатывать и принимать правила;
взаимодействовать в группе, понимание детьми последствий несоблюдения принятых правил;
расширять представления о правилах поведения в общественных местах; об обязанностях в группе;
поддерживать положительную самооценку ребёнка, уверенность в себе, осознание роста своих достижений, чувства собственного достоинства;
обогащать опыт применения разнообразных способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
развитие начал социально-значимой активности; развивать способность ребёнка понимать и учитывать интересы и чувства других; договариваться и дружить со сверстниками;
разрешать возникающие конфликты конструктивными способами; [2]
До начала мероприятия детям предлагаем послушать правила поведения в детском саду. По схеме обсуждаем, в какие группы можно пойти, чем заняться. По специальному сигналу дети расходятся по группам и помещениям, на дверях которых опознавательный знак. У каждого ребёнка на груди зафиксированы три кружка. При нарушении правила поведения в ходе «Клубного часа» у ребёнка забирается кружок. После каждого мероприятия проводится рефлексия. Дети рассказывают друг другу, где они были, что делали, что им понравилось, что они чувствовали. Совместно с педагогом выясняют, кто нарушил правила, и за что у ребёнка сняли кружок.
В первые «Клубные часы» дети неуверенно перемещались по помещениям, иногда задерживались там, где были их старшие или младшие братья, сёстры или просто знакомые дети. Вскоре они полюбили такие мероприятия, с удовольствием в них участвовали и эмоционально рассказывали о различных видах деятельности.
Ежемесячно коллектив детского сада организует и проводит данную технологию в саду. При подготовке клубного часа учитываются пожелания и интересы детей. Одной из первых тем была «Мой любимый детский сад», где дети, которые впервые принимали участие в данной технологии самостоятельно, под косвенным руководством взрослого изучили помещения детского сада. В музыкальном зале исполняли песни про любимый детский сад и танцевали под любимые песни, в спортивном зале проходили интересные эстафеты, направленные на сплочение детского коллектива, умения договариваться, умения радоваться победам других. В групповом помещении развернулась настоящая творческая мастерская, в которой каждый ребенок мог сделать открытку своему другу. В группе с изучением хакасского языка, ребят научили приветствию на родном языке и поиграли в игры народов Хакасии.
В преддверии празднования «День отца» на клубный час были приглашены папы и дедушки воспитанников. Для них были организован спортивный марафон: игра «Городки», скиппинг, «Дартс», эстафеты, в заключении дети вместе с взрослыми исполнили песни «Мой папа хороший» ребята подарили открытки.
Мы живем в Республике Хакасия, поэтому необходимо обеспечить условия для развития умения дошкольников уважать культуру и быт коренного населения, знать русский язык и культуру русского народа для того, чтобы вступать в эффективное взаимодействие. Поэтому один из клубных часов был посвящен празднованию хакасского нового года «Чыл-пазы». При организации клубного часа «Чыл - пазы» совместно с родителями и педагогами были организованы следующие станции: мини – музей русской и хакасской культуры, выставка национальных блюд (которые с удовольствием пробовали дети). На одной из станций представляли национальные костюмы, в спортивном зале играли в народные игры : гори-гори ясно, ручеек. В музыкальном зале: хороводные песни, танцы. В творческой мастерской были изготовлены пого с использованием различных материалов. В заключении бабушки наших воспитанников провели национальный обряд с богородской травой.
Опыт показал, что детям клубный час очень нравится. Дошкольники с нетерпением ждут его начала. Просят родителей обязательно привести их в детский сад в день его проведения.
Так у дошкольника формируется не только самостоятельность и ответственность за свои поступки, но и умение аргументировать свою точку зрения, планировать свою деятельность и удерживать в голове план.
Таким образом, данная технология способствует не только эффективной социализацией дошкольников, а так же благоприятно влияет на гармонизацию детско-родительских отношений, установлению доверительных отношений ДОУ и семьи.
Список используемой литературы
1. Н. П. Гришаева Технологии эффективной социализации детей 3—7 лет : система реализации, формы, сценарии : методическое пособие. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 320 с.
2. Федеральная образовательная программа дошкольного образования.