Любовь Никонова
Обобщение передового педагогического опыта
▼ Скачать + Заказать документы
Никонова Любовь Викторовна,
воспитатель 1 квалификационной категории,
МБДОУ №14 город Лакинск,
Собинский район
1. Тема: Социально-личностное развитие старших дошкольников через взаимодействие с социально-образовательными партнёрами ДОУ.
2. Условия возникновения, становление опыта.
Дошкольное образование сегодня претерпевает существенные изменения, следствием которых становятся как позитивные тенденции в его развитии, так и проблемы, требующие скорейшего разрешения: обеспечение качества образования, привлечение социально-педагогических сил, ориентированных на приобретение воспитанниками комплекса ключевых компетенций.
Публикация «Обобщение передового педагогического опыта» размещена в разделах
Чем шире, разнообразнее социальные контакты ребенка, тем может быть успешнее решена задача формирования его самосознания, тем больше представлено условий для его самореализации. В процессе взаимодействия с социальным окружением ребенок осознает смысл социальных явлений, осваивает культурные нормы, ценности, формирует определенные образы поведения. Поэтому для детского сада очень важно привлекать к процессу воспитания дополнительные образовательные ресурсы, имеющиеся резервы. Одним из таких резервов является институт социально партнерства.
Взаимодействие ДОУ с семьё й в современных условиях ориентировано на гуманистический подход: главным действующим лицом становится ребенок, его развитие, раскрытие его личностного потенциала С этой целью педагоги должны выступать как партнеры родителей по воспитанию их детей. Поэтому особенно актуальной становится проблема вовлечения родителей в планирование и организацию развивающего обучения, в процесс оценивания и прогнозирования развития своего ребенка.
Достаточно ясным представляется, что для дошкольного учреждения в условиях внедрения ФГОС ДО очень важно привлекать к процессу воспитания также и все дополнительные образовательные ресурсы и имеющиеся резервы. Одним из таких резервов является институт социального партнерства, чьи возможности для решения задач социализации подрастающего поколения еще не до конца осознаются и используются образовательными учреждениями
Целью воспитательной работы является совершенствование педагогической деятельности по воспитанию социально компетентной личности, способной к самореализации и адаптации в современной жизни
3. Актуальность и перспективность опыта
Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, поскольку основные структуры личности закладываются в дошкольный период детства, что, в свою очередь, возлагает на семью и дошкольное учреждение особую ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей.
Актуальность социально-коммуникативного развития дошкольников возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.
Данный факт находит своё отражение в основных федеральных документах, определяющих деятельность органов управления и учреждений образования. Так статьи 9 и 14 Закона РФ "Об образовании" устанавливают общие требования к программам и содержанию образования, которое в первую очередь должно ориентироваться на адаптацию личности ребёнка к жизни в обществе, на обеспечение самоопределения личности и создание условий для её самореализации
В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.
Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Задачами социально – коммуникативного развития в соответствии с ФГОС ДО являются следующие:
- присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;
- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,
- формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,
- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;
- формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
- формирование социально-коммуникативных речевых умений (развитие способности вступать в общение и поддерживать его) .
4. Ведущая педагогическая идея
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в интеграции деятельности всех субъектов педагогического процесса, включая социальных партнеров, для гармонического развития детей дошкольного возраста.
5. Новизна опыта
Новизна опыта заключается в том, что через взаимодействие с социальными партнерами удалось создать культурно-образовательное пространство, в котором дети-субъекты деятельности, а значит, приобретают необходимые навыки для жизни и опыт эмоционально-ценностных отношений. В процессе реализации социальных проектов также происходит столь важное для детей меж возрастное общение, формируется социально-личностная готовность к школе.
6. Технология опыта.
Социально-личностное развитие старших дошкольников через взаимодействие с социально-образовательными партнёрами ДОУ.
Цель: создать условия для позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста и приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства посредством расширения образовательного пространства ДОУ.
Задачи:
- разработка и внедрение новых форм работы с родителями (построенных на принципе субъектно-субъектного взаимодействия)
- привлечение внимания родителей к ребенку для успешной социализации детей дошкольного возраста.
- установление положительных взаимоотношений с внешними социальными партнёрами;
- пропаганда педагогических знаний.
В своей педагогической деятельности использую деятельностный подход и метод проектов.
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, успешным. В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти своё место в жизни и реализовать собственный потенциал.
К критериям социально-личностной успешности дошкольника относятся: компетентность, инициативность, креативность, произвольность поведения, ответственность, адекватная самооценка, развитое самосознание, свобода поведения, безопасность, самостоятельность.
Социальное партнёрство в сфере дошкольного образования рассматривается как особый тип взаимодействия образовательных учреждений с участниками образовательного процесса, государственными и местными органами власти, общественными организациями, нацеленного на согласование и реализацию интересов участников этого процесса (Никольская О. Д.)
Выделяют два уровня социального партнерства дошкольного учреждения в сфере образования как внутри него, так и за его пределами:
- обеспечение субъектно - субъектного взаимодействия участников образовательного процесса в МДОУ (внутренний уровень)
- обеспечение взаимодействия МДОУ с различными социальными институтами города (внешний уровень).
Рассмотрим первый уровень.
Дошкольное образовательное учреждение, организованное как социальный институт в поддержку семьи, помогает воспитывать ребёнка, обеспечивает необходимые условия организации и развития детского сообщества. Это хорошо понимают современные родители. При посещении дошкольного учреждения для ребёнка открываются новые возможности приобретения опыта взаимоотношений с людьми. Расширение социального мира ребёнка придает семейным отношениям другую тональность, обогащая их благодаря встречам с другими группами. Ребёнок может сопоставить этот новый опыт с тем, который он получил в семье. Чтобы не оставаться связанным только со своей семьёй, он должен научиться сочетать различные области социализации.
В основе новой философии взаимодействия семьи и ДОУ в соответствии с ФГОС лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Новизна отношений дошкольного учреждения и семьи определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности с помощью общения. Это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать. Только в сотрудничестве с близкими взрослыми можно добиться высоких воспитательных результатов. И тут возникают вопросы:«Как заинтересовать родителей в сотрудничестве с детским садом?», «Какие формы взаимодействия необходимо разработать?»
Девизом моей педагогической деятельности я выбрала древнее изречение:
«Ребенок не сосуд, который надо наполнить, а факел, который нужно зажечь». Поэтому, придя работать в детский сад «Золотая рыбка» 4 года назад, я поняла, что если ты хочешь достичь этой высокой цели, тебе нужны помощники. И самые первые – это конечно же, родители детей. С самого начала я старалась выстроить ровные и конструктивные отношения через ежедневные беседы, когда родители приводят и забирают детей, отмечая даже самые маленькие успехи ребенка. А еще я взяла себе за правило благодарить родителей за помощь письменно: в уголке вывешивала «Благодарности». Этот прием работал тогда, работает и сегодня. Так в процессе межличностного общения началось мое сотрудничество с родителями. Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация совместной деятельности, в которой родители являются активными участниками процесса, т. е. происходит включение родителей в деятельность дошкольного учреждения.
Одной из форм привлечения родителей считаю семейные проекты. Семейные проекты помогают ребенку получить представления о родословной своей семьи, узнать традиции семьи, позволяют поддерживать любовь ребенка к родным и близким людям, своему дому, воспитывать интерес к истории своей семьи: конкурс «Семейный альбом», фотовыставки «Моя Семья»,
создание экспозиции «Семейный архив», выставки поделок родителей.
Ежегодный проект «Масленица». В нем приняли участие дети, их родители, бабушки, дедушки. В духе народных традиций пекли и ели блины с вареньем, сгущенкой, маслом, селедкой. Готовили чучело Масленицы, а потом с восторгом сжигали ее на улице, провожая зиму. С задором пели частушки, играли на народных инструментах, устраивали русские забавы и состязания.
Проект «Пасху радостно встречаем» проходил в нашей группе также ежегодно. Этот проект включал в себя не только изучение традиций праздника, но и изготовление детьми пасхальных яиц, а также катание яиц. Традицией стала Неделя добрых пасхальных дел, в ходе которой дети вместе с родителями с удовольствием участвовали в уборке, ремонте и благоустройстве участка, посадке кустарников. Нам удалось также на средства родителей и благотворителей покрыть крышу прогулочной веранды новым железом.
В ходе проектов происходит развитие эмоциональной сферы ребенка, приобщение к нравственным ценностям, развитие таких коммуникационных компетенций как распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, выражение собственных переживаний. Происходит приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планирование совместной работы, соподчинении и контроле своих желаний, согласовании с партнерами своих мнений и действий; развитие у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово.
Проект активизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности. А если проект – продукт совместной деятельности детей и взрослых, выходит за рамки ДОУ, то происходит расширение коммуникативной среды, а значит личностное развитие ребенка.
Мероприятия с участием детей и родителей служат развитию навыков в установлении контактов с взрослыми. Дети приучаются с уважением относиться к родителям и другим взрослым людям. На протяжении 3-х лет родители принимали участие во множестве дел:
- в создании развивающей среды в группе (приобретение мебели, игрушек, книг, создание макетов)
-в изготовлении костюмов и атрибутов для праздников и театральных постановок,
- в целевых экскурсиях по городу и в природу,
-в поездке в город Владимир (на спектакль и посещение музея Бабы Яги).
Теперь расскажу о сотрудничестве с другими социальными партнерами. Это школа, городской Дом культуры, Детский подростковый центр «Дружба», стадион, пожарная часть города, дом престарелых.
Взаимодействие со школой началось еще в средней группе благодаря учителю первой школы города Лакинска Андреевой А. В, маме одной из воспитанниц. Сначала шестиклассники приготовили в качестве подарка несколько пособий по ФЭМП, а потом пришли к ребятам в гости с кукольным спектаклем. Эти встречи стали постоянными. Школьники на протяжении 3-х лет участвовали во всех утренниках, приходили просто поиграть с детьми. Это было очень полезное и трогательное общение подростков и дошколят. Уже в подготовительной группе мы вместе с родителями отправились торжественную линейку 1 сентября в школу, куда детям предстояло совсем скоро пойти учиться. А затем в ноябре отправились на экскурсию школу №1. Походили по коридорам, поиграли в спортивном зале, посидели за партами, поработали с интерактивными доской и столом, посетили кабинет робототехники и компьютерный класс. И конечно, рядом были родители. А куда же без них. Такая ненавязчивая подготовка к школе способствовала формированию позитивной установки к учебному труду, к школе в целом. И сегодня, когда мои выпускники уже учатся во 2-ом классе, можно сказать, что такое социальное партнерство дало свои положительные результаты. Вот некоторые данные которые мы получаем от школы в рамках сотрудничества.
Высокий и повышенный уровень показали :
по русскому языку -56% первоклассников и 78% уже будучи второклассниками (рост 22%)
по математике -78% начало 1 класса и начало 2-го (стабильность.)
по чтению- 67% на начало 1 класса и 100% на начало 2-го класса (рост 33%).
67% посещают кружки вне школы. Это значит, что проблема социализации детей мною была в большей степени решена.
Взаимодействие с домом- интернатом началось, когда дети были уже в подготовительной группе. Расскажу об этом подробнее. На День матери мы первый раз пришли с концертом. А потом еще и еще раз.
С огромным успехом, на высоком эмоциональном уровне прошел проект
«Святки – колядки». Дети были уже в подготовительной группе, а значит, их возможности возросли. При активном участии родителей были изготовлены русские народные костюмы, костюмы животных (небходимых для участия в действе, Вефлиемская звезда и посох, разучены частушки и игры. Сначала мы отправились в младшие группы веселить народ. Затем вся эта веселая и красочная толпа ряженых, включая родителей, вышла в город и отправилась колядовать. Конечный пункт на этом пути был Дом- интернат для престарелых. Там нас ждали. Там мы уже выступали с концертом на День матери и теперь пришли со святочной программой, вовлекая в действо одиноких бабушек. Это было яркое и запоминающееся событие. Для всех. Бабушки плакали от радости, обнимали и благодарили маленьких артистов. И звали прийти опять. И мы пришли, потому что было желание приносить радость бабушкам, оказавшимся вне семьи. А в третий раз мы выступили перед бабушками с постановкой по мотивам сказки Чуковского Муха- Цокотуха. Кстати все костюмы для спектакля готовили родители. И снова были радость и слезы, и слова благодарности. А у детей ощущение своей значимости от реально сделанного ими доброго дела.
Социально-личностному развитию детей старшего возраста способствовало также активное взаимодействие с ГДК: мы не просто посещали все мероприятия, организуемые в соответствии с планом. Но также участвовали в конкурсе чтецов «Есть в осени первоначальной…», предоставили коллективную работу на городской конкурс плакатов «Есть в красках Победы оттенки войны», побывали в музее Суворова и,наконец,стали победителями общегородского конкурса «Волшебный мир театра», посвященного Международному дню театра. В процессе такого взаимодействия происходило становление самостоятельности, формирование готовности к совместной деятельности.
В ходе реализации проекта «Легче, чем пожар тушить, нам его предотвратить» мы посетили с экскурсией пожарную часть города и библиотеку. (смотри презентацию)
С экскурсией побывали в ДПЦ «Дружба», и потом дети стали занимать в различных кружках и занимаются теперь, уже будучи второклассниками.
8. Результативность опыта.
Описанная выше работа привела к следующим результатам:
* Участие родителей в воспитательно - образовательном процессе детского сада как субъектов этого процесса;
* Создание условий для успешной социализации детей дошкольного возраста.
* Психическое и личностное развитие всех участников образовательных отношений.
9. Адресная направленность опыта
Данный опыт может быть использован педагогами ДОУ при организации работы с детьми 5-6 дет.
10. Приложения:
Благодарности
Справки
Презентации :
«Построение конструктивного взаимодействия с родителями в контексте ФГОС» 2014
«Проект Масленица» 2013
«Взаимодействие со школой» 2014
Проект «Святки-колядки» 2015
Конспект «Нежданный гость» Познавательный досуг в старшей группе
Сценарий по мотивам сказки «Муха Цокотуха» (конкурсная работа)
Сценарий совместной деятельности ДОУ и школьников
«Легче, чем пожар тушить, нам его предотвратить» (представлен на МО района)