Люба Абрамова
Распространении педагогического опыта
▼ Скачать +Заказ
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение комбинированного вида «Детский сад № 69 «Дюймовочка» Город Северодвинск, Архангельской обл.
Педагогический опыт работы воспитателя 1 квалификационной категории Абрамовой Любови Сергеевной
По теме «Развитие речи у детей раннего возраста через развитие мелкой моторики пальцев рук»,
2019 год.
г. Северодвинс
Содержание:
Введение с. 3
1. Теоретические аспекты формирование активной речи у детей раннего возраста посредством игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики пальцев рук
1.1. Развитие речи детей раннего возраста
Публикация «Распространении педагогического опыта» размещена в разделах
1.2. Развитие мелкой моторики пальцев рук
1.3. Взаимосвязь мелкой моторики и развития речи
1.4. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук с. 4
с. 4
с. 4
с. 5
с. 6
2. Практические аспекты формирование активной речи у детей раннего возраста посредством игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики пальцев рук с. 7
Список использованной литературы с. 10
Приложения
Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев.
В. А. Сухомлинский
Введение
В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями. Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять. Все знают о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук. Известный исследователь детской речи Мира Михайловна Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.
Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно ещё во втором веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием руки пальцев (в виде «Сороки-белобоки», «Ладушек» и других) проводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.
Вопрос развития мелкой моторики пальцев рук у детей безусловно важен. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования. Значимость работы по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей. В раннем возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.
Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать с самого раннего возраста.
Просмотрев диагностики предыдущих лет, я заметила, что уровень развития речи и мелкой моторики пальцев рук у детей раннего возраста достаточно низкий. Поэтому меня заинтересовала эта тема. Я обратилась к разным источникам для углубленного изучения данной проблемы, потому что с каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям. Неуклонно растёт объём знаний, которые нужно им передавать; мало того, педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. А для этого необходимо иметь развитую речь. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи и других психических процессов (внимания, мышления, памяти). Это – основные условия успешного обучения.
Таким образом, актуальность данной проблемы определяет цель работы – развитие речи у детей раннего возраста через развитие мелкой моторики пальцев рук.
Цель выдвигает следующие задачи:
1) Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития речи и мелкой моторики пальцев рук у детей раннего возраста по средствам игр и упражнений направленных на формирование активной речи.
2) Выявить уровень развития речи и мелкой моторики пальцев рук у детей раннего возраста.
3) Использовать практические пособия способствующие укреплению мелкой моторики пальцев рук и направленные на развитие речи детей раннего возраста.
4) Повысить педагогическую компетентность педагогов и родителей в вопросах взаимосвязи мелкой моторики пальцев рук и развитие речи у детей раннего возраста.
5) Разработать методические пособия: дидактические игры на развитие мелкой моторики пальцев рук в соответствии с возрастными особенностями, картотека пальчиковых игр для детей раннего возраста, пальчиковый театр.
Гипотеза заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей раннего возраста способствует формированию активной речевой деятельности малышей.
1. Теоретические аспекты формирование активной речи у детей раннего возраста посредством игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики пальцев рук
1.1. Развитие речи детей раннего возраста
Что же такое речь?
Речь - это:
1) форма общения, опосредствованная языком;
2) деятельность говорящего, применяющего язык для взаимодействия с другими членами языкового коллектива. (Леонтьев А. А., Шаповал С. А. Словарь общей психологии)
Ещё в процессе нашей работы мы используем такие понятия, как:
Понимаемая речь – то, что ребёнок понимает, хотя сам возможно не может произнести.
Активная речь – речь, которую непосредственно произносит малыш.
Развитие речи — это процесс формирования речи в зависимости от возрастных характеристик человека. Становление речи проходит три основных этапа. (Рузская А. Г. Словарь психологии развития)
Стадии развития речи:
1. Первый этап — довербальный (доречевой). Охватывает первый год жизни ребенка. Хотя речь начинает развиваться ещё до рождения: ведь дети рождаются со способностью отдавать предпочтение голосу одного, определённого взрослого. Задолго до того, как ребёнок начинает говорить, он может общаться посредством мимики, жестов, звука, плача, затем у ребёнка появляется гуление, лепет, чуть позже модулируемый лепет (ребё нок овладевает речевым подражанием: повторяет за взрослым слоги с разнообразными интонациями – ко-ко, ав-ав). Второй этап — период активной речи. Он характеризуется удивительно быстрыми темпами увеличения словарного запаса. Если в 2 года – 200слов, то к 3-м годам словарный запас может составить 1000-1500 слов. Психолог Свирская выделяет несколько особенностей развития речи детей на этом этапе – это, так называемая автономная речь. Как узнать её? Ребёнок использует аморфные слова-корни. На третьем этапе речь совершенствуется как средство общения.
1.2. Развитие мелкой моторики пальцев рук
Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.
К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.
Систематические игры и упражнения, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, дают мощный толчок детям к познавательной и творческой активности, развивают внимание, мышление, память и что самое главное, что доказано учёными речь. Кисти рук становятся, более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма.
Нетрадиционное использование предметов, стимулирует умственную деятельность, способствует хорошему эмоциональному настрою, повышает общий тонус, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует движения пальцев рук, расширяет словарный запас, приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям.
1.3. Взаимосвязь мелкой моторики пальцев рук и развития речи
Проблема низкого уровня развития речи у детей в наше время является достаточно распространенной. Учитывая, что речевые отклонения возникают на раннем этапе развития малыша, то необходимо распознать нарушение речи, и своевременно начать бороться с этой проблемой, чтобы обеспечить достойное будущее вашему ребенку. Для того, чтобы обеспечить полноценную помощь, работа над развитием речи должна быть всесторонней, и затрагивать все аспекты, которые положительно повлияют на этот процесс.
Одним таким немаловажным аспектом является работа над мелкой моторикой и тонкой моторикой пальцев рук. Уже достаточно давно была установлена взаимосвязь между речью и моторикой рук, то есть уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Также мы можем наблюдать следующую закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и сама речь. И действительно, на практике при диагностическом обследовании, у 80% детей имеющих патологию речи, наблюдаются низкие показатели развития общей моторики и моторики рук. Дети, страдающие общим недоразвитием речи, имеют разной степени выраженности недостаточность в развитии общей моторики и подвижности пальцев рук, т. к. это тесно связано с речевой функцией. В дальнейшем, это сказывается на отношение к обучению в школе, уже на самых первых этапах.
Вот почему работа по развитию мелкой моторики, является важной составляющей в работе с детьми по развитию речи детей раннего возраста. Движения руки человека формируются в процессе воспитания и обучения, как результат ассоциативных связей, возникающих при работе зрительного, слухового и речедвигательного анализаторов.
Высокий уровень развития мелкой моторики, свидетельствует о функциональной зрелости головного мозга у ребенка. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики оказывают стимулирующее влияние на активизацию речевых зон коры головного мозга, а в следствии и на благоприятное развитие речи.
Выполняя различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на речевое развитие, но и подготавливает малыша к рисованию, лепке, а в дальнейшем и развивает руку к письму. В следствии такой целенаправленной работы, кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Всё это создает благоприятную базу для улучшения качества речи.
Таким образом, можно смело заявлять, что кисть руки – это орган речи ребенка, которую необходимо развивать начиная с самого раннего возраста. Известный педагог В. А. Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». С Василием Александровичем трудно не согласиться — двигательные и речевые центры в мозгу находятся рядом, и значит, чем лучше развита мелкая моторика, тем успешнее будет развиваться и речь, да и не только она.
1.4. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук
Мелкую моторику рук развивают:
- различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности;
- игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в руку (только под контролем взрослого);
- игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать – разжимать, наливать – выливать, насыпать – высыпать, проталкивать в отверстие и т. д. ;
- рисование карандашом (фломастером, кистью и т. д.);
- застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание и т. д.
Мелкую моторику рук также укрепляют физические упражнения. Это разнообразные висы и лазание (на спортивном комплексе, на лесенке и т. д.). Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы малыша, развивают мышцы. Малыш, которому позволяют лазать и висеть, лучше осваивает упражнения, направленные непосредственно на развитие мелкой моторики.
Игры с бусинками: «Разноцветные бусы», «Сделаем куклам бусы» Игры-шнуровки -Например: «Ежик», «Жук», «Улитка», «Бабочка», «Домик», «Пуговица», «Колобок» и т. д.
Игры с прищепками -
Игра «Солнышко».
Игра «Елочка».
Игра «Травушка-муравушка».
Игры с крупой - развивают мелкую моторику.
Игра «Мы кормим цыплят»
Игра «Я - художник»
2. Практические аспекты формирование активной речи у детей раннего возраста посредством игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики пальцев рук
Работа по данной проблеме проводилась со всеми участниками образовательных отношений и строилась в три этапа:
1) Первый этап – диагностический, включал в себя проведение первичной сравнительной диагностики с детьми в начале учебного года.
Результаты первичной диагностики показали недостаточное развитие мелкой моторики пальцев рук и речи детей (Приложение №2). На начало учебного года у 85% (17 человек) воспитанников отмечается низкий и у 15% (3 человека) - средний уровень сформированности мелкой моторики пальцев рук. У большинства детей - 90% (18 человек) воспитанников диагностирован низкий и у 10% (2 человека) - средний уровень развития речи.
2) Второй этап – формирующий, который включал в себя целенаправленную работу с педагогами, воспитанниками и их родителями в рамках заявленной темы.
2.1.)Достаточно большое внимание уделялось мною работе с детьми на формирование активной речи у детей раннего возраста посредством игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики пальцев рук. Проанализировав развивающую предметно-пространственную среду группы, я определила необходимость создания пособий, которые могли бы привлечь внимание детей и улучшить результативность работы. (см. Приложение №6) :
Данный материал использовался в совместной и специально организованной деятельности с детьми.
Мною также было разработано перспективное планирование на развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (см. Приложение №8).
2.2.) В процессе практической части моей работы повышалась педагогическая компетентность родителей воспитанников группы.
Проведено родительское собрание на тему: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста с использованием нестандартного оборудования», где я познакомила родителей с содержанием и значением развития мелкой моторики пальцев рук у детей раннего возраста.
С родителями воспитанников была проведена консультация на тему: «Ум на кончиках пальцев» (см. Приложение №5).
В родительский уголок регулярно размещались рекомендации по теме опыта работы.
В рамках детско-родительского клуба «Ромашка» мною были организованы игры по сенсорике, развитию мелкой моторики пальцев рук и речи детей (см. Приложение №3). В ходе данного мероприятия участники с удовольствием участвовали в выполнении предложенных заданий. Данная встреча получила положительные отзывы родителей.
Кроме того, родители активно принимали участие в расширении развивающей предметно-пространственной среды группы.
2.3.) Работа с педагогами заключалась в следующем: мною была подготовлена консультация на тему «Развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» (см. Приложение №7, в которой я рассказала о задачах и принципах работы педагога по данной проблеме. Так же для педагогов, мною была организована выставка дидактических игр, представлена картотека пальчиковых игр. Педагоги посетили открытое занятие «Колобок» с детьми раннего возраста, которое получило положительные отзывы коллег.
3) Третий этап – итоговый, позволил проследить динамику освоения детьми знаний по теме и выявить эффективность педагогических условий.
По результатам целенаправленной работы по развитию речи и мелкой моторики пальцев рук у детей раннего возраста можно наблюдать положительную динамику.
Таким образом, планомерное использование игр и упражнений на развитие речи и мелкой моторики пальцев рук с детьми раннего возраста способствовало тому, что у всех воспитанников группы наблюдалось проявление активности и инициативы в речевых контактах с воспитателем и детьми. Дети проявляли интерес и доброжелательность в общении со сверстниками, легко понимали речь взрослого, используя в разговоре форму простого предложения из 4-х и более слов, правильно оформляли его. Воспитанники демонстрировали достаточно активный словарь, вступали в диалог со взрослыми и сверстниками. Кроме того, у детей совершенствовалась мелкая моторика: стали более активными пальцы рук, если ранее малыши захватывали предметы преимущественно ладонью, то теперь активнее используют сами пальцы. Движения пальцев стали более похожими на движения взрослого человека.
Поэтому поэтапную и соответствующую возрастными особенностями детей работу по данному направлению можно считать эффективной. Поставленные ранее цели и задачи достигнуты, гипотеза подтверждена.
Список использованной литературы:
1. «Рисуем пальчиками» Под редакцией В. Виюнова. Издательство «Мозаика – Синтез». Москва 2005.
2. «Театр на столе» ручной труд для младших дошкольников. И. М. Петрова Санкт-Петербург «Детство – Пресс» 2006.
3. «Умелые пальчики» Т. Б. Бардышева. Москва издательство «Мир книги» 2008.
4. «Мелкая моторика» гимнастика для пальчиков Т. А. Ткаченко Москва «Эксмо» 2005.
5. Бардышева Т. Ю. Разговорчивые пальчики. – Издательский дом «Карапуз», 2001.
6. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисоват4ь. – Ярославль: «Академия развития» 1997.
7. Галянт И., Галянт М. Пальчиковые игры
8. Киселёва В. Развитие тонкой моторики 6. Моисеева Р. Пальчиковые игры и упражнения // Дошкольное воспитание, 2000, № 10.
9. Нефёдова Е. А. Пальчиковая гимнастика. – М., АСТ, 2004