Папки-передвижки

Развитие познавательного интереса воспитанников ДОУ в процессе исследовательской деятельности

Анна Старостина
Развитие познавательного интереса воспитанников ДОУ в процессе исследовательской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

I. Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта воспитателя МБДОУ «Верхоянский детский сад №2»,

г. Верхоянска, Верхоянского района РС (Я)

Старостиной Анны Трофимовны

Тема инновационного педагогического опыта: «Развитие познавательного интереса воспитанников ДОУ в процессе исследовательской деятельности по программе лабораторных занятий «Почемучка»»

Публикация «Развитие познавательного интереса воспитанников ДОУ в процессе исследовательской деятельности» размещена в разделах

«Люди, научившиеся … наблюдениями и опытами, приобретают способность самим ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел …»

К. Е. Тимирязев.

Это, прежде всего, означает, что у детей первых семи лет жизни наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Поэтому, педагогический процесс в детском саду в основном строится на наглядных и практических методах. И этот принцип особенно важен при осуществлении естественнонаучного и экологического образования.

А также среди многих идей, направленных на совершенствование учебно-воспитательного процесса, определенное место занимает идея формирования познавательного интереса воспитанников. Эта идея служит отысканию таких средств, которые привлекают к себе детей. Располагают его к совместной деятельности с воспитателем, активизируют его учение. Обучающая деятельность воспитателя, опираясь на опыт и интересы воспитанников, на их устремления и запросы, значительно способствует совершенствованию в процессе исследовательской деятельности.

Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Познавательный интерес носит поисковый, исследовательский характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая, исследовательская деятельность детей дошкольного возраста совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, эстафету знаний, радость от удачи.

С 2009 года по 2015 год, наш детский сад был Республиканской экспериментальной площадкой по теме «Самореализации личности ребенка в условиях арктического детского сада-лаборатории». Для эффективного педагогического процесса в работе с детьми большое внимание уделяется проведению наблюдений и экспериментов с объектами живой и неживой природы, а также по изучению особенностей климата и природных условий нашего родного города Верхоянска – Полюса Холода. Создана насыщенная развивающая среда, лабораторный уголок и мини метеоплощадка для наблюдений за явлениями природы. Проложена экологическая тропа, партнерские отношения с Гидрометеорологической станцией, со школой, с МЧС.

Я работаю в детском саду №2 с 2014 года. И с 2014 года работаю над темой «Развитие познавательного интереса воспитанников ДОУ в процессе исследовательской деятельности по программе лабораторных занятий «Почемучка»».

Основная цель в моей работе с воспитанниками состоит

Развитие и укрепление у детей познавательного интереса.

Повышение интереса к исследовательской деятельности.

Формирование основ научного мировоззрения.

Задачи:

Развитие навыков проведения лабораторных работ.

Установление связи между живой и неживой природой.

Приобретение способностей самим ставить вопросы и получать на них фактические ответы.

Установление необходимости условий для роста и развития живых существ.

Развитие социальных навыков, как умение работать в группе, договариваться и учитывать мнение товарища, отстаивать правоту.

Воспитание стремление к ЗОЖ.

Воспитание бережного отношения к природе.

Совместно с детьми веду такие виды деятельности как :

Диагностика исследовательских умений детей.

Измерение наружной температуры воздуха на площадке и фиксирование в дневнике наблюдений.

Наблюдение за явлениями природных изменений.

Во время экскурсии по гидрометеорологической станции наблюдение за трудом сотрудников ГМС.

Опты и эксперименты (кратковременные, длительные и системные).

Беседы с детьми о климате и природе родного района и города, о Полюсе Холода.

Ведение индивидуальных дневников наблюдений каждым ребенком.

Изготовление календаря – макета «Тымныы о5уьа».

Сбор гербария из природных материалов.

Создание тематических уголков.

За эти годы работы убеждаюсь, что познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов, таких как внимания, мышления, воображения, памяти, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.

В лабораторию приходят дети со старшей разновозрастной группы, т. к. в этом возрасте дети уже более взрослые, но, тем не менее, в этом возрасте ярко появляется любопытство. Дети любознательные. Начинают задавать многочисленные вопросы естественнонаучного и экологического содержания. Поэтому в этом возрасте ребенку полезно не сообщать знания в готовом виде, а помочь ребенку получить их самостоятельно, поставив небольшой опыт.

Оборудования и материалы в лаборатории приобрели с помощью всего коллектива ДОУ, а также использую приобретенные мною лабораторные комплекты «Занимательные эксперименты по химии и физике», «Метеорологическая станция - Юный синоптик», «Интерактивные модели». Приобрела комплект портретов ученых с информацией об их научных трудах, с которыми знакомлю детей в каждом исследовании.

На базе РЭП была создана мини метеоплощадка. Это специально организованное место, где собраны оборудование для наблюдений за погодой, сезонными изменениями, суточными ритмами и т. д. опыты используются наряду с длительными наблюдениями в природе, в ходе которых дети могут обобщить некоторый объем знаний.

С 2009 года на базе нашего детского сада №2 проводится районная познавательная конференция дошкольников «То5ус тегул то5о?». Это стала показателем успехов формирования познавательной компетентности детей и результативности нашей опытно-экспериментальной работы. Участниками конференции являются дети старшей и подготовительной к школе групп МБДОУ района (Верхоянский детский сад №1, №2, Боронукский, Столбинский, Дулгалахский, Суордахский, Сартанский, Арылахский, Борулахский). Конференция проходит в виде стендовой защиты научно - исследовательских проектов детей своих представленных тем, а также проводится интеллектуальное игровое занятие «Оркон ой», театрализованное представление детей младших групп.

Конференция дошкольников ни чем не отличается от НПК «Шаг в будущее». Наши воспитанники при поступлении в школу дальше продолжают свои темы. Первые участники конференции «То5ус тогул то5о?» продолжают свои работы и участвуют ежегодно проводимой районной научно – познавательной конференции для начальных классов «Юный изыскатель», и тем самым дошли до республиканского уровня НПК «Шаг в будущее».

При этом использую ИКТ в рабочей деятельности. Оно позволило мне реализовать познавательный интерес к обучению, а также повысить темп занятий, сократить потери рабочего времени до минимума, увеличить объем самостоятельной.

Для меня компьютер на занятиях и в исследовательской деятельности - это инструмент с широкими возможностями, позволяющий красочно и интересно изложить материал, подготовить дидактические материалы, сопровождающие каждое занятие, разработать наглядные и мультимедийные картинки. ИКТ реализую с помощью программы подготовки компьютерных презентаций MS Power Point.

В результате данной работы по программе лабораторно – исследовательской работы «Почемучка» дает определенные позитивные результаты: изменились количественные показатели учебной деятельности воспитанников и заметен качественный рост личности ребенка.

За 2 года работы по этой теме повысился качество усвоения знаний, стали более творчески активными и уверенными в себе, самостоятельными.

Каждый человек желает добиться определенных результатов в своей деятельности. Я – не исключение. Результаты деятельности воспитателя – это успехи его воспитанников. На сегодняшний день результативность применения данной проблемы проявляется в:

участие детей в познавательной конференции дошкольников «То5ус тегул то5о?»;

участие детей в заочных конкурсах различного уровня.

Главное достоинство экспериментов, которые я провожу в своей мини лаборатории, заключается в том, что они дают детям реальные представление о разных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе экспериментирования идет обогащения памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, т. к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

За 2 года работы с детьми можно отметить положительное влияние экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков, на развитие у детей познавательного интереса, повышение интереса к исследовательской деятельности, на формирование основ научного мировоззрения.

Результаты моих работ:

- Максимова Виросалина – тема: «Мой кролик Мила» - лауреат 1 степени;

- Васильева Диана – тема: «Сахалыы оуордар»;

- Слепцова Александра – тема: «Мои улитки Ахатины» - лауреат 1 степени.

Также работаю над темой «Приобщение воспитанников к ЗОЖ посредством ГТО». Комплекс ГТО направлена на физическое развитие и укрепления здоровья человека.

Однако первую ступень ГТО принято было начинать с учащихся начальных классов. Я с этим не согласна. Возрождение этой системы, надо следовательно начинать именно с дошкольников. Не зря существует такое понятие, как «Движение – это жизнь». А дошкольный период – яркое тому подтверждение и фактически непреложная истина. Поэтому с физической точки зрения ГТО стоит прививать, именно, начиная с дошкольного возраста.

Физическое развитие ребенка – это, прежде всего двигательные навыки. Т. к. в два года ребенок уже должен координироваться в пространстве. Координация движений определяют развитием мелкой и большой моторики. С большой моторикой связаны движения ребенка, благодаря которым он может передвигаться в пространстве. Сюда относят ходьбу и бег. Именно в дошкольном возрасте закладывается основа для физического развития, здоровья и характера человека в будущем. Для развития координация движений сензитивным является старший дошкольный возраст. Именно в это время ребенку следует приступать к занятиям гимнастикой, легкой атлетикой, балетом, и т. д. Этот период – период самого активного развития ребенка, в двигательном, так и психическом развитии. Развитие движения рук напрямую связаны с развитием речи.

Моя задача не просто сформировать будущего здорового физически и психологически человека, а быть частью системы этого образования. ГТО вполне может справиться с этой задачей, мотивирую родителей, не садить ребенка за компьютер, в сотовом телефоне и планшетах.

Фактически двигательная активность детей и его развитие – это принцип естественного воспитания ребенка, и ГТО весьма органично вписывается в данный процесс, в качестве завершающего фактора. Подготовка и участие в сдаче норм ГТО позволит не только создать условия для укрепления здоровья детей, воспитание волевых качеств, развитие стремления к победе и уверенности в своих силах, но и ощутить дух Олимпиады. Во время соревнований дети получают не только радость от своих результатов, но и учатся переживать за товарищей, а также чувствуют себя маленькими участниками огромной команды спортсменов.

В результате данной работы мои воспитанники стали участвовать в районной спартакиаде дошкольников, которое ежегодно проводится в районе в п. Батагай. Где занимают призовые места в личном зачете.

Каждый год в 2 раза в год осенью и весной принимаю зачет по нормативам ГТО, а также физкультурного комплекса «Кэнчээри» и в конце учебного года награждаю похвальными грамотами за участие и за достижения высоких результатов.

Результаты моих работ:

Результаты ГТО в конце учебного года 2015 май

Фамилия, имя

ребенка Обязательные испытания (тесты) Испытания по выбору

Челночный бег

3*10 м (с) / или бег на 30 м (с) Смешанное

Передвижение (1км) Или сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (кол-во раз) Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на полу прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см) Метание теннисного мяча в цель, дистанция 6 м (кол-во раз) Или смешанное передвижение на 1,5 км результат

1. Мельникова Арина (2009) 8,5 + 3 Пальцами 84 см 0 +

2. Старостина Раиса(2009) 7,2 + 8 Пальцами 107 см 1 +

3. Максимова Виросалина (2009) 10,6 + 2 Пальцами 77 см 0 +

4. Горохов Афанасий (2009) 9,0 + 4 Пальцами 97 см 0 +

5. Перфильев Александр (2008) 6,8 + 9 Ладонями 125 см 2 + Бронза

6. Старостин Эрэл (2008) 7,8 + 7 Ладонями 124 см 0 +

7. Рожин Андриян (2008) 7,2 + 3 Пальцами 140 см 1 +

8. Константинова Елена (2008) 7,0 + 9 Ладонями 131 см 3 + Серебро

9. Горохов Христофор (2008) 7,3 + 2 Ладонями 108 см 0 +

10 Салмина Анастасия (2008) 7,6 + 5 Пальцами 110 см 0 +

11. Туралысов Игорь (2008) 8,7 + 6 Пальцами 75 см 0 +

12. Горохов Игорь (2008) 11,8 + 3 Пальцами 85 см 0 +

13. Другина Иванна (2009) 8,7 + 3 Ладонями 85 см 1 +

Результаты ГТО в начале учебного года 2015 сентябрь

Фамилия, имя

ребенка Обязательные испытания (тесты) Испытания по выбору

Челночный бег

3*10 м (с) / или бег на 30 м (с) Смешанное

Передвижение (1км) Или сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (кол-во раз) Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на полу прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см) Метание теннисного мяча в цель, дистанция 6 м (кол-во раз) Или смешанное передвижение на 1,5 км результат

1. Попов Валерий (2009) 10,7 + 9 Ладонями 116 см 2 + Серебро

2. Слепцова Мария (2009) 10,1 + 11 Пальцами 110 см 1 + Серебро

3. Салмин Данил (2009) 10,4 + 4 Пальцами 108 См 0 +

4. Старостина Раиса (2009) 9,6 + 11 ладонями 124 см 4 + Золото

5. Максимова Виросалина (2009) 10,4 + 3 Пальцами 77 см 0 +

6. Горохов Афанасий (2009) 9,8 + 10 Пальцами 115 см 2 + Серебро

7. Горохов Игорь (2008) 11,8 + 3 Пальцами 85 см 0 +

8. Туралысов Игорь (2008) 12,4 + 2 Пальцами 75 см 0 + Серебро

9. Мельникова Арина(2008) 10,9 + 2 Пальцами 84 см 0 +

10 Другина Иванна (2008) 11,9 + 3 Пальцами 96 см 0 +

11. Стадник Вова(2009) 10,1 + 7 Ладонями 115 см 2 + бронза

12. Горохов Игорь (2008) 11,8 + 3 Пальцами 85 см 0 +

13. Другина Иванна (2009) 8,7 + 3 Ладонями 85 см 1 +

Результаты ГТО в конце учебного года 2016 май

Фамилия, имя

ребенка Обязательные испытания (тесты) Испытания по выбору

Челночный бег

3*10 м (с) / или бег на 30 м (с) Смешанное

Передвижение (1км) Или сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (кол-во раз) Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на полу прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см) Метание теннисного мяча в цель, дистанция 6 м (кол-во раз) Или смешанное передвижение на 1,5 км результат

1 Стадник Владимир (2009) 12,5 + 8 Ладонями 120 см 2 +

2 Васильева Диана (2009) 11,0 + 18 Пальцами 81 см 0 +

3 Слепцова Вероника(2009) 11,2 + 5 Пальцами 90 См 0 +

4 Слепцов Адриан (2009) 10,2 + 12 ладонями 115 см 3 + Серебро

5 Слепцова Мария (2009) 11,1 + 2 Пальцами 99 см 0 +

6 Попов Валера (2009) 10,1 + 13 Ладонями 130 см 2 + Серебро

7 Салмин Данил (2009) 10,7 + 3 Пальцами 127 см 0 +

8 Старостина Раиса (2009) 10,5 + 19 Ладонями 138 см 0 + Серебро

9 Максимова Виросалина (2009) 12,9 + 3 Ладонями 85 см 0 +

10 Горохов Афанасий(2009) 10,0 + 4 Пальцами 99 см 0 +

11 Туралысов Игорь(2009) 12,4 + 5 Ладонями 85 см 1 +

12 Мельникова Арина (2008) 11,2 + 2 Пальцами 111 см 0 +

13 Другина Иванна(2009) 12,5 + 10 Пальцами 78см 0 +

14 Горохов Игорь (2009) 12,2 + 4 Пальцами 80 см 0 +

15 Потапов Роман (2009) 9,1 + 19 Ладонями 142 см 4 + Золото

Результаты ГТО в начале учебного года 2016 сентябрь

Фамилия, имя

ребенка Обязательные испытания (тесты) Испытания по выбору

Челночный бег

3*10 м (с) / или бег на 30 м (с) Смешанное

Передвижение (1км) Или сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (кол-во раз) Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на полу прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см) Метание теннисного мяча в цель, дистанция 6 м (кол-во раз) Или смешанное передвижение на 1,5 км результат

1. Иванова Алена 10,9 + 2 Пальцами 86 см 0 +

2. Слепцова Вероника 7,1 + 7 Ладонями 115 см 3

+ Серебро

3. Федорова Олеся 7,0 + 7 Пальцами 114 см 0 +

4. Стадник Владимир 6,8 + 7 Пальцами 117 см 2 + Бронза

Результаты ГТО в конце учебного года 2017 май

Фамилия, имя

ребенка Обязательные испытания (тесты) Испытания по выбору

Челночный бег

3*10 м (с) / или бег на 30 м (с) Смешанное

Передвижение (1км) Или сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (кол-во раз) Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на полу прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см) Метание теннисного мяча в цель, дистанция 6 м (кол-во раз) Или смешанное передвижение на 1,5 км результат

1. Иванова Алена (2011) 10,6 + 3 Пальцами 86 см 0 +

2. Слепцова Вероника 10,2 + 9 Ладонями 115 см 2

+ серебро

3. Федорова Олеся (2010) 9,74 + 9 Ладонями 114 см 0 + серебро

4. Стадник Владимир (2009) 9,8 + 10 Пальцами 117 см 1 + Серебро

5. Другина Елизавета 11,3 + 4 Пальцами 68 см 0 +

Сдача нормативов ГТО (6-7 лет) с 2015-2016 гг.

Участие в районной спартакиаде, посвященной Олонхо:

Потапов Роман – 1 место по прыжкам высоту;

Слепцов Адриан – 3 место по метанию на дальность.

Табалаах нэилиэгин р тунах ыыаар:

Потапов Рома – мас тардыыыга – 1 миэстэ;

Потапов Рома – хапсаайдаан тустууга – 3 миэстэ;

Потапов Рома – 50 м сргэ – 1 миэстэ.

Тем самым ФГОС и ГТО тесно взаимосвязаны друг с другом через дошкольников и дошкольное образование в целом. Дошкольное образование должно стать фундаментом, на котором детей приобщаем к ЗОЖ и спорту. Свои первые значки ГТО дети должны получить именно в ДОУ. Дети – подражатели, потому что если один ребенок получит значок, то остальные тоже захотят его получить.

Публикации по теме:

Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельностиФормирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности «Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Китайская пословица Одним из эффективных методов познания.

Фотоотчёт о семинаре «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе экологического воспитания»Фотоотчёт о семинаре «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе экологического воспитания» В рамках реализации Международной программы "Эко-школа/Зелёный флаг" в детском саду прошёл теоретико-практический семинар "Развитие познавательного.

Мастер-класс на тему «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности»Мастер-класс на тему «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности» Цель: представление опыта работы по развитию познавательной активности детей в процессе поисково – исследовательской деятельности. Задачи:.

План по самообразованию «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» Тема : «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» Цель: создать оптимальные условия.

Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментированияРазвитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования Презентация[/b] Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования. [/b] Подготовительная группа. [/b].

Проектная деятельность, как способ развития познавательного интереса и самостоятельной исследовательской деятельности в ДОУПроектная деятельность, как способ развития познавательного интереса и самостоятельной исследовательской деятельности в ДОУ Модернизация образовательного процесса подняла планку профессиональных требований к педагогам, чтобы соответствовать современным требованиям.

Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности МАТЕРИАЛЫ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской.

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста В настоящее время развитие познавательного интереса является одной из актуальных проблем современного образовательного процесса. Познавательный.

Использование мультфильмов в развитии познавательного интереса у детей дошкольного возраста в образовательном процессе Статья из сборника материалов III Международной тнаучно — практической конференции (Абакан, 20 ноября 2015 г) ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫХ.

«Веселое путешествие за чудесами». Развитие детей в процессе исследовательской деятельности Веселое путешествие за чудесами. «Для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть в процессе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательного интереса воспитанников ДОУ в процессе исследовательской деятельности
Опубликовано: 25 сентября 2017 в 15:23
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие познавательного интереса воспитанников ДОУ в процессе исследовательской деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Анна Старостина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД