МАРИНА КОЦЕРУБА
Психотехнические игры для педагогов
▼ Скачать
Психотехнические игры для педагогов
Подготовила:
Педагог - психолог
ГБДОУ № 34
Коцеруба М. В.
г. Севастополь
Психотехнические игры направлены на достижение двух целей:
- способствуют гармонизации внутреннего мира педагога, снижению психоэмоционального напряжения, т. е. имеют сугубо психотерапевтические цели;
Публикация «Психотехнические игры для педагогов» размещена в разделах
- направлены на развитие внутреннего потенциала педагога, расширение его профессионального самосознания.
Регулярное выполнение подобных упражнений поможет правильно ориентироваться в собственных психических состояниях, адекватно оценивать их и управлять собой для сохранения и укрепления собственного психического здоровья и, как следствие этого, достижения успеха в профессиональной деятельности при сравнительно небольших затратах нервно-психической энергии.
Для проведения психотехнических игр не требуется специального помещения и большого количества времени. Их можно выполнять в перерывах между уроками (занятиями, по дороге домой или на работу.
В любой профессии, изобилующей стрессо-генными факторами, - а именно к таким относится педагогическая деятельность, - важным условием сохранения и укрепления психического здоровья работника выступает его умение вовремя «сбрасывать» напряжение, снимать внутренние зажимы, расслабляться. 2 – 5 минут, затраченные на выполнение упражнений, выполняют функцию «психологического душа», очищающего психику, способствующего быстрому и эффективному отдыху. Верные помощники в этом случае - игры – релаксации.
Упражнение «Внутренний луч» :
Направлено на снятие утомления, обретение внутренней стабильности. Выполнятся индивидуально в удобной позе (сидя или стоя).
Представьте, что внутри Вашей головы, в верхней её части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз и по пути своего движения освещает изнутри все детали лица, шеи, плеч, рук и т. д. тёплым, ровным. Расслабляющим светом. По мере движения луча разглаживаются морщины, исчезает напряжение в области затылка, ослабляется складка на лбу, опадают брови, «охлаждаются» глаза, ослабевают зажимы в углах губ, опускаются плечи, освобождаются шея и грудь. Внутренний луч как бы формирует новую внешность спокойного и освобожденного человека, удовлетворённого собой и своей жизнью, профессией и учениками (воспитанниками).
Представление о тёплом внутреннем луче необходимо осуществлять несколько раз, моделируя движение сверху вниз. От выполнения упражнения нужно получать удовольствие, даже наслаждение. Заканчивается упражнение словами: «Я стал новым человеком! Я стал молодым и сильным. Спокойным и стабильным! Я всё буду делать хорошо!»
Упражнение «Пресс» : Способствует нейтрализации отрицательных эмоций гнева, раздражения, повышенной тревожности, агрессии. Выполняется индивидуально. Рекомендуется практиковать перед работой в «трудном» коллективе, разговором с «трудными» детьми и родителями, перед любой психологически напряжённой ситуацией, требующей внутреннего самообладания и уверенности в себе, сразу после того, как почувствовали психологическое напряжение. Не рекомендуется проводить это упражнение при сердечно-сосудистых заболеваниях.
Представьте внутри себя, на уровне груди, мощный пресс, который движется сверху вниз, подавляя возникающую отрицательную эмоцию и внутреннее напряжение, связанное с нею.
При выполнении упражнения важно добиться отчётливого ощущения физической тяжести внутреннего пресса, подавляющего и как бы выталкивающего вниз нежелательную отрицательную эмоцию и энергию.
Упражнение «Дерево» : Направлено на формирование внутренней стабильности, баланса нервно-психических процессов, освобождению от травмирующей ситуации.
Представьте себя деревом (каким нравиться, к которым наиболее легко отождествить). Детально проиграйте в сознании образ этого дерева: его мощный и гибкий ствол, переплетающиеся ветви, колышущуюся на ветру листву, открытость кроны навстречу солнечным лучам и влаге дождя, циркуляцию питательных соков по стволу, корни, прочно вросшие в землю.
Необходимо почувствовать как можно более реально питательные соки, которые получает дерево из земли через корни (земля – символ жизни, корни – стабильности, связи с реальностью).
Упражнение «Голова» : Помогает снять неприятные соматические ощущения.
Станьте прямо, свободно расправив плечи и откинув голову назад. Постарайтесь почувствовать, в какой части головы локализовано ощущение тяжести. Представьте себе, что на Вас надет громоздкий головной убор, который давит на голову в том месте, в котором вы чувствуете тяжесть. Мысленно снимите головной убор и выразительно, эмоционально бросьте его на пол. Потрясите головой, расправьте рукой волосы. а затем сбросьте руки вниз. как бы избавляясь от головной боли, как бы избавляясь от головной боли.
Упражнение «Руки» : Способствует снятию усталости, установлению психического равновесия, баланса.
Сядьте на стул, немного вытянув ноги и свесив руки вниз. Постарайтесь представить себе, что энергия усталости «вытекает» из кистей рук в землю, - вот она струится от головы к плечам, перетекает по предплечьям, достигает локтей, устремляется к кистям и через кончики пальцев просачивается вниз, в землю. Вы отчётливо физически ощущаете тёплую тяжесть, скользящую по Вашим рукам. Посидите так 1.5 – 2 минуты, а затем слегка потрясите кистями рук, окончательно избавляясь от усталости. Легко, пружинисто встаньте, улыбнитесь, пройдитесь по комнате
Адаптационные игры помогут молодому педагогу адаптироваться в школе, способствуют развитию саморегуляции.
Упражнение «Дыхание» : Выполняется перед началом урока, важного мероприятия в течение 5 – 10 минут. Устройтесь в кресле или на стуле, расслабьтесь и закройте глаза. По своей собственной команде постарайтесь отключить своё внимание от внешней ситуации и сосредоточьтесь на собственном дыхании. При этом не нужно нарушать его естественный ритм.
Упражнение «Психоэнергетический зонтик» : Выполняется в первые минуты урока, при необходимости в течение всего урока. Формирует способность контролировать ситуацию в классе, группе.
Встать перед классом, желательно в центре комнаты, в процессе объяснения стараться представить. Что за счёт воли и сознания над детьми образуется своеобразный «зонтик», плотно накрывающий всех. Цель педагога уверенно, крепко и стабильно держать ручку этого «зонтика» на протяжении всего урока.
Упражнение «Распределение внимания» : Развивает способность к распределению внимания. Выполняется в течение 15 – 20 минут в домашней обстановке.
Включите телевизор и раскройте незнакомую Вам книгу. Попробуйте одновременно читать и «краем глаза» смотреть и слушать телевизор. Последите за собой: через несколько минут вы почувствуете утомленность. Если утомление наступило уже через 4 – 5 минут, значит, ваша способность к распределению внимания слабо развита. Затем попробуйте для себя на бумаге кратко воспроизвести то, что Вы читали и восстановить виденное на экране. С каждым разом вы будете эффективнее распределять своё внимание.
Если время не позволяет вам регулярно проводить психотехнические игры, воспользуйтесь методом вербального самовнушения. Произносите «про себя» или вслух утром и вечером, по дороге на работу, в процессе рабочего дня, перед трудной беседой формулы. Их произношение не обязательно должно быть точно по тексту, можно проявлять индивидуальные вариации. Важно: чёткость формулировки, короткий текст из нескольких фраз, повторять формулу самовнушения несколько раз (до 7, непоколебимая вера в «магические свойства» слов, произносимых вами. Например: «Я человек смелый и уверенный в себе. Я всё смею, всё могу и ничего не боюсь». «Я радостно иду на работу. Я люблю свою работу. Это является для меня высшим смыслом моей жизни». «Я хочу быть спокойным и стабильным. Я хочу быть уверенным в себе». «Я спокоен и уверен в себе. У меня правильная позиция. Я готов к диалогу и взаимопониманию». «Я полон сил и энергии, я готов продолжать работу на уровне своих лучших возможностей, энергично, внимательно. С вдохновением. Я полон сил и энергии, у меня энергичные – здоровые - молодые нервы, у меня неутомимое молодое богатырское сердце». «Я верю в то, что смогу легко и быстро восстановиться после работы. Всеми силами я стараюсь ярко почувствовать себя бодрым и энергичным после работы. После работы я чувствую бодрость, молодую энергию во всём теле».
Литература: Самоукина Н. В. Игры в школе и дома : психотехнические упражнения, и коррекционные программы. – М: Новая школа, 1995.