Лучший педагог года

Использование арт-терапии в психолого-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья

Ольга Евгеньевна
Использование арт-терапии в психолого-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы

Использование арт-терапии в психолого-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети с различными психолого-физиологическими проблемами, такими как: задержка психического и речевого развития, нарушение зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, дети с аутизмом и умственной отсталостью. Особого внимания и индивидуального подхода требуют дети с нарушениями нервно-психического здоровья, которые могут быть связаны не только с соматическими заболеваниями или дефектами физического развития, но и с различными неблагоприятными факторами и стрессами, воздействующими на формирующуюся детскую психику и эмоциональную сферу.

Публикация «Использование арт-терапии в психолого-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах

Психологические особенности детей с ОВЗ с нарушением психо-эмоциональной сферы проявляются в двигательной расторможенности, повышенной тревожности возбудимости, проблемным неадекватным поведением. Ребенок порой не в силах справиться со своими негативными эмоциями, проблемами, он ухолит в себя, отгораживается от внешнего мира защитной реакцией безразличия. В этот момент ему очень важны поддержка, понимание и эмоционально развивающие занятия.

На сегодняшний день, одним из наиболее эффективных средств коррекции эмоциональной сферы, является арт-терапия, так как в самой природе искусства лежат психотерапевтические и развивающие возможности. В творческом самовыражении ребенка участвуют почти все психические процессы личности : воображение, ощущение, восприятие, мышление, воля и т. д.

Арт-терапевтический метод, является средством формирования положительных эмоций, благоприятно сказывается на воспитании и развитии личности ребенка, позволяет легче овладевать навыками общения со сверстниками и взрослыми, снижает утомление, негативные эмоциональные проявления, тревожность, агрессивность, помогает сформировать более активную жизненную позицию, помогает ему освоить речевые навыки. Этот метод не имеет возрастных ограничений в использовании, и нет никаких противопоказаний к участию тех или иных людей в арттерапевтическом процессе. Он позволяет деликатно и незаметно обойти защитные механизмы, понять, какие переживания есть у малыша и ненавязчиво их скорректировать.

Существует множество видов и техник арт-терапии, которые могут быть использованы в работе с детьми : изотерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, цветотерапия, видеотерапия, песочная терапия, драматерапия, фототерапия, библиотерапия и др. Рассмотрим некоторые из них:

Изотерапия. Это наиболее распространенный метод арт-терапии, при помощи которого ребенок может свободно выразить свои мысли и чувства ощутить и понять самого себя и быть самим собой. Занимаясь рисованием, ребенок перестраивает своё отношение к различным ситуациям, дает выход своим чувствам и болезненно соприкасается с некоторыми ранее его пугающими, травмирующими образами. Данный метод арт-терапии часто применяется для психологической диагностики эмоционального состояния детей, например, рисуночные тесты: «Рисунок человека», «Несуществующее животное», «Моё настроение» и др.

Помимо рисования, к изотерапии относится лепка. Этот метод оказывает успокаивающее действие, задействует и развивает мелкую моторику. В ходе терапии чаще всего воспроизводят в символической форме такие чувства как обида, гнев и ярость и т. д. Важно то, что все эти негативные образы в процессе лепки можно трансформировать в другие символические образы, которые позволят справиться с сильными чувствами, посмотреть на проблему с разных сторон и найти нужное решение для того чтобы выйти из проблемной ситуации. Болезнь можно трансформировать в здоровье, тревогу - в спокойствие. И не так уж важно, что человек совершенно не умеет лепить.

Песочная терапия. Песок магически действует на детей, они неосознанно начинают выкапывать ямки, пересыпать песок, строить тоннели, горы. А при использовании игрушек, малыш начинает создавать собственный мир, где он выдумывает и фантазирует, и, в то же время, учится работать и добиваться цели.

Создание последовательных песочных композиций отражает цикличность психической жизни, динамику психических изменений. Здесь не требуется каких-либо особых умений. Миниатюрные фигурки, природные материалы придают образу дополнительные свойства, отражают разные уровни психических содержаний, помогают установить доступ к довербальным уровням психики.

Сказкотерапия - пожалуй, один из самых древних методов терапии. Сказки всегда служили нравственным и моральным законом, предохраняли детей от неудач, учили их жизни. Сказки для данного вида терапии подбираются разные: русские народные и авторские, специально разработанные психокоррекционные и медитативные. Сочинение сказок ребёнком - основа сказкотерапии. Включаясь в эту игру, ребенок сам становится героем сказки, учится строить отношения и принимать самостоятельные решения.

Музыкотерапия. Огромная сила музыки заключается в её способности эмоционально воздействовать на духовную сферу человека, особенно в его детские годы. Это естественная потребность детей в смене эмоциональных состояний, в желании пережить разнообразную гамму эмоциональных состояний, испытать новые яркие чувств.

Успешно применяется и совокупность различных методик и техник. Подобный комплексный подход получил название арт-синтезтерапии и объединил разнообразные методики в единое целое, ведь многие виды искусства легко сочетаются. Например, музыкотерапия и сказкотерапия, театр и драматургия, игротерапия и оригами.

Применение арт-терапии в домашних условиях родителями, позволяет отслеживать малейшие изменения в их эмоциональном состоянии, увидеть их переживания.

Публикации по теме:

ИКТ в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской.

Индивидуальное логопедическое занятие с ребёнком с ограниченными возможностями здоровья с использованием песочной терапии Цель: Автоматизация звука [с] в слогах и словах Задачи: • Закрепить артикуляцию и изолированное произнесение звука [с] • Продолжать формировать.

Использование технологии «Проблемный диалог» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья В последнее время в системе образования произошел ряд изменений. Образовательные учреждения призваны обеспечить равный доступ к образованию.

Конспект открытого занятия «Моя будущая семья» с воспитанниками центра психолого-педагогической реабилитации Конспект занятия «Моя будущая семья» Цель: осознание воспитанниками установок на будущую семейную жизнь. Задачи: Образовательные: Формирования.

Особенности социализации детей с ограниченными возможностями здоровья Встретив инвалида на улице, в магазин или где- либо, мы отворачиваемся или же пристально смотрим на человека, испытываем жалость и думаем:.

Программа кружка «Ассорти идей» для воспитанников Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции МБУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Ассорти идей» Подготовила.

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья В последние годы в России, как на государственном уровне, так и в общественном сознании, происходят положительные изменения в отношении.

Психолого-педагогическое сопровождение обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на современном этапе Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Сузунского района «Сузунская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников.

Психолого-педагогическое сопровождение старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья методами арт-терапии Исследования последних лет, проведённые врачами, психологами и педагогами, показали, что в современной детской популяции наблюдается явное.

Сенсорная комната как условие психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровьяСенсорная комната как условие психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья Наталья Григорьевна Ефтифеева, заведующий отделением социально-психологической помощи, государственное автономное учреждение социаль-ного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование арт-терапии в психолого-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья
Опубликовано: 17 сентября 2018 в 14:47
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование арт-терапии в психолого-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Евгеньевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД