Ольга Евгеньевна
Использование арт-терапии в психолого-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
Использование арт-терапии в психолого-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети с различными психолого-физиологическими проблемами, такими как: задержка психического и речевого развития, нарушение зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, дети с аутизмом и умственной отсталостью. Особого внимания и индивидуального подхода требуют дети с нарушениями нервно-психического здоровья, которые могут быть связаны не только с соматическими заболеваниями или дефектами физического развития, но и с различными неблагоприятными факторами и стрессами, воздействующими на формирующуюся детскую психику и эмоциональную сферу.
Публикация «Использование арт-терапии в психолого-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2018
Психологические особенности детей с ОВЗ с нарушением психо-эмоциональной сферы проявляются в двигательной расторможенности, повышенной тревожности возбудимости, проблемным неадекватным поведением. Ребенок порой не в силах справиться со своими негативными эмоциями, проблемами, он ухолит в себя, отгораживается от внешнего мира защитной реакцией безразличия. В этот момент ему очень важны поддержка, понимание и эмоционально развивающие занятия.
На сегодняшний день, одним из наиболее эффективных средств коррекции эмоциональной сферы, является арт-терапия, так как в самой природе искусства лежат психотерапевтические и развивающие возможности. В творческом самовыражении ребенка участвуют почти все психические процессы личности : воображение, ощущение, восприятие, мышление, воля и т. д.
Арт-терапевтический метод, является средством формирования положительных эмоций, благоприятно сказывается на воспитании и развитии личности ребенка, позволяет легче овладевать навыками общения со сверстниками и взрослыми, снижает утомление, негативные эмоциональные проявления, тревожность, агрессивность, помогает сформировать более активную жизненную позицию, помогает ему освоить речевые навыки. Этот метод не имеет возрастных ограничений в использовании, и нет никаких противопоказаний к участию тех или иных людей в арттерапевтическом процессе. Он позволяет деликатно и незаметно обойти защитные механизмы, понять, какие переживания есть у малыша и ненавязчиво их скорректировать.
Существует множество видов и техник арт-терапии, которые могут быть использованы в работе с детьми : изотерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, цветотерапия, видеотерапия, песочная терапия, драматерапия, фототерапия, библиотерапия и др. Рассмотрим некоторые из них:
Изотерапия. Это наиболее распространенный метод арт-терапии, при помощи которого ребенок может свободно выразить свои мысли и чувства ощутить и понять самого себя и быть самим собой. Занимаясь рисованием, ребенок перестраивает своё отношение к различным ситуациям, дает выход своим чувствам и болезненно соприкасается с некоторыми ранее его пугающими, травмирующими образами. Данный метод арт-терапии часто применяется для психологической диагностики эмоционального состояния детей, например, рисуночные тесты: «Рисунок человека», «Несуществующее животное», «Моё настроение» и др.
Помимо рисования, к изотерапии относится лепка. Этот метод оказывает успокаивающее действие, задействует и развивает мелкую моторику. В ходе терапии чаще всего воспроизводят в символической форме такие чувства как обида, гнев и ярость и т. д. Важно то, что все эти негативные образы в процессе лепки можно трансформировать в другие символические образы, которые позволят справиться с сильными чувствами, посмотреть на проблему с разных сторон и найти нужное решение для того чтобы выйти из проблемной ситуации. Болезнь можно трансформировать в здоровье, тревогу - в спокойствие. И не так уж важно, что человек совершенно не умеет лепить.
Песочная терапия. Песок магически действует на детей, они неосознанно начинают выкапывать ямки, пересыпать песок, строить тоннели, горы. А при использовании игрушек, малыш начинает создавать собственный мир, где он выдумывает и фантазирует, и, в то же время, учится работать и добиваться цели.
Создание последовательных песочных композиций отражает цикличность психической жизни, динамику психических изменений. Здесь не требуется каких-либо особых умений. Миниатюрные фигурки, природные материалы придают образу дополнительные свойства, отражают разные уровни психических содержаний, помогают установить доступ к довербальным уровням психики.
Сказкотерапия - пожалуй, один из самых древних методов терапии. Сказки всегда служили нравственным и моральным законом, предохраняли детей от неудач, учили их жизни. Сказки для данного вида терапии подбираются разные: русские народные и авторские, специально разработанные психокоррекционные и медитативные. Сочинение сказок ребёнком - основа сказкотерапии. Включаясь в эту игру, ребенок сам становится героем сказки, учится строить отношения и принимать самостоятельные решения.
Музыкотерапия. Огромная сила музыки заключается в её способности эмоционально воздействовать на духовную сферу человека, особенно в его детские годы. Это естественная потребность детей в смене эмоциональных состояний, в желании пережить разнообразную гамму эмоциональных состояний, испытать новые яркие чувств.
Успешно применяется и совокупность различных методик и техник. Подобный комплексный подход получил название арт-синтезтерапии и объединил разнообразные методики в единое целое, ведь многие виды искусства легко сочетаются. Например, музыкотерапия и сказкотерапия, театр и драматургия, игротерапия и оригами.
Применение арт-терапии в домашних условиях родителями, позволяет отслеживать малейшие изменения в их эмоциональном состоянии, увидеть их переживания.