Лана Харина
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка после кохлеарной имплантации в условиях инклюзивного образования
▼ Скачать +Заказ
Кохлеарная имплантация - способ слухопротезирования, предполагающий вживление во внутреннее ухо системы электродов, обеспечивающий восприятие звуковой информации посредством электрической стимуляции слухового нерва.
В нашем детском саду присмотра и оздоровления обучается девочка после процедуры вживления КИ в возрасте 4-х лет. Девочка прошла необходимую реабилитацию, и родители решили, что могут определить ребенка в обычный детский сад. На тот момент опыт работы с такими детьми у нас отсутствовал. После прохождения ребенком медико-психолого-педагогической комиссии нами были получены рекомендации по работе с ребенком. Свою работу с ребенком после КИ в условиях инклюзивного образования мы строили, опираясь на актуальный уровень его развития и сохранные психические функции. По результатам первичной диагностики, у девочки были выявлены ограничения развития высших психических функций, в частности, на момент начала оказания психолого-педагогической помощи были снижены функции внимания, ограничены функции памяти и мышления, познавательная активность была развита недостаточно, мотивация к занятиям по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи – низкая. Наблюдались характерные для детей с нарушенным слухом нарушения эмоционально-волевой сферы. Следовательно, психолого-педагогическое сопровождение ребенка после КИ в условиях инклюзивного образования на базе нашей образовательной организации было направлено на развитие мотивации, высших психических функций, навыков коммуникации и эмоционально-волевой сферы.
Публикация «Психолого-педагогическое сопровождение ребенка после кохлеарной имплантации в условиях инклюзивного образования» размещена в разделах
- Инклюзивное образование
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
Педагогами и специалистами детского сада (учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатели, медицинский работник, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель) была разработана программа комплексного индивидуального сопровождения ребенка группы компенсирующей направленности с ОВЗ. При составлении нашей программы мы опирались на следующие программы:
1. Программа «Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста», под редакцией Л. П. Носковой, Л. А. Головчиц.
2. Программа «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста», под редакцией Л. П. Носковой, Л. А. Головчиц.
3. Программа «Общение», под редакцией Э. И. Леонгард.
Эти программы были выбраны нами так как для детей с нарушениями слуха прежде всего важны разделы по физическому, эстетическому, нравственному, сенсорному, умственному и трудовому воспитанию.
А также был составлен индивидуальный маршрут сопровождения ребенка -инвалида.
Примерная схема педагогического изучения дошкольника с КИ для составления ИОМ включает следующее:
1. Характеристика состояния слуха (время проведения операции КИ, анализ аудиограммы и исследование слуха речью, использование в общении остаточного слуха).
2. Уровень состояния речи и особенности её развития (анализ фонетической, лексической и грамматической стороны речи, умение построить самостоятельное высказывание, владение культурой речевого общения и др.).
3. Общее умственное развитие, сформированность умственных действий, социально-бытовая ориентировка в окружающей обстановке, степень нарушения познавательной деятельности, характер мыслительных процессов, состояние внимания, памяти и др. Состояние уровня умственного развития дошкольника и возрастной нормы.
4. Характер учебной деятельности (успеваемость, учебные умения и навыки, отношение к занятиям, совместной деятельности, интересы, способности и трудности, организованность и т. д.).
5. Физическое развитие и здоровье ребёнка, направленность интересов в спортивной деятельности, участие в физкультурно-оздоровительной работе; изучение моторики, двигательных навыков; выполнение поручений, участие в посильном физическом труде в группе, домашних условиях.
6. Состояние эмоционально-волевой сферы (проявление чувств ребёнка, волевые качества личности, отношение к педагогам, окружающим, другим детям, к себе, наличие друзей, взаимоотношения ребёнка с родителями). Положение ребёнка и его роль в группе, семье.
7. Особенности игровой, трудовой, творческой и других видов деятельности, участие в коллективных делах, в подготовке праздников, в играх, спортивных соревнованиях, домашнем бытовом труде.
8. Особенности поведения ребёнка, обусловленные свойствами нервной системы. Дисциплинированность и сформированность культуры поведения и речевого общения. Негативные проявления некоторых особенностей характера, требующие пристального внимания педагогов.
9. Условия семейного воспитания ребёнка с КИ. Количественный состав семьи, взаимоотношения с близкими. Наличие нарушений слуха у близких родственников. Слухоречевая среда и средства общения в семье. Особенности духовно-нравственного воспитания ребёнка родителями. Возрастные и образовательные характеристики членов семьи.
Алгоритм индивидуального образовательного маршрута разрабатывается на рабочем совещании специалистов (психолого-медико-педагогический консилиум, где учитываются наблюдения и обследования всех специалистов. Специалисты службы сопровождения, работая в одной команде, осуществляют коррекционную работу по четырё м направлениям:
1. Диагностическая работа-проведение комплексного обследования ребёнка с КИ.
2. Обеспечение своевременной специализированной помощи в коррекции в условиях образовательного учреждения (разработка индивидуального образовательного маршрута).
3. Консультативная работа- обеспечивает непрерывность специального сопровождения ребёнка с КИ и его семьи по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации.
4. Информационно просветительская работа- представляет собой разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса и предусматривает различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, круглые столы, анкеты, печатные материалы, направленные на разъяснение родителям (законным представителям, педагогическим работникам, - вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с КИ.
Развитие познавательной сферы ребенка происходило с помощью классических средств работы и предполагало развитие слухового восприятия, внимания, памяти, мышления.
Развитие эмоционально-волевой сферы, мотивации, саморегуляции, коммуникативных способностей помимо использования привычных средств коррекции, проводилось посредством применения игровой песочной терапии, а также метода рисования песком, масляным красками.
Также в структуру психологического сопровождения девочки после КИ входило динамичное взаимодействие с родителями.
Ребенок быстрее усваивает то, что вызывает у него интерес, и для него самого естественной и эффективной формой развития является игра.
Главные правила развития ребенка с нарушением слуха является:
- При общении глаза взрослого должны находиться на одном уровне с глазами ребёнка
- Развивать у ребенка умение смотреть на лицо (в глаза) взрослого (контакт «глаза в глаза»);
- Следовать за направлением внимания ребёнка;
- Проявлять искренний интерес к игре и действиям ребенка;
- Комментировать все свои действия и действия ребёнка так, как будто перед вами слышащий ребенок;
- Обязательно делать паузу между своими фразами, давая ребёнку возможность ответить;
- Часто задавать ребенку вопросы, комментируя свои действия и действия ребенка;
- Реконструировать высказывания ребенка при общении с ним;
- Моделировать жесты, действия, мимику, слова, звуки, которым вы хотите научить ребенка;
- Подражать мимике, жестам, действиям ребёнка, а также поощряйте подражание ребёнком вашим действиям или жестам;
- Создавать привычные для ребенка ситуации и повторяйте действия;
- В процессе обучения использовать ситуации, удивляющие ребёнка;
- Использовать при обучении случайные ситуации;
- Всегда хвалить и поощряйте ребёнка за его действия, которые вы от него ждёте;
- При общении говорить короткими фразами с четкой артикуляцией в чуть более медленном темпе, выделяя ключевые слова интонацией;
- Во время занятия с ребенком правильно организуйте окружающее пространство;
- Занятия лучше проводить в утреннее время.
В результате диагностики мы отметили, что у ребенка с КИ в ходе проведения комплексных психолого-педагогических мероприятий повысились адаптационные характеристики, коммуникативные навыки и свойства эмоционально-волевой сферы. Мы использовали много дидактических игр, музыкальных игр. Работа в основном шла в подгруппе с детьми с разными нарушениями речи. За время работы ребенок стал активен, проявлял инициативу в процессе образовательной деятельности. Девочка свободно шла на контакт как со взрослыми, так и с детьми. Особенно ей нравились музыкальные игры- «Жмурки с колокольчиком», «Что звучит», «Оркестр», «Оркестр с колокольчиками». В своей работе мы активно использовали сборник дидактических игр для дошкольников с нарушениями слуха Л. А. Головчиц. В нем собраны все игры, которые помогут педагогу, ребенку и родителю успешно работать с ребенком с нарушением слуха. Речь девочки стала более внятная, словарь пополнился на уровне детей данной возрастной категории. Связная речь усовершенствовалась. Ребенок может составить описательный рассказ по картине по схеме. Диалоговая речь на среднем уровне. Социализация прошла очень успешно, у девочки появилось две подруги с которыми она всегда общалась в процессе свободной деятельности. Девочка освоила программу за 3 года. По всем характеристикам была готова к школе, но по рекомендации сурдопедагога осталась еще на год в детском саду.
Таким образом, можно заключить, что выработанная нами стратегия психолого-педагогического сопровождения ребенка после КИ в условиях инклюзивного образования оказалась успешной.
Литература
1. Жигорева М. В., Кузьминова С. А. Организационно-методические аспекты помощи обучающимся после кохлеарной имплантации в инклюзии // Современные реалии создания коррекционно-образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья. Материалы всероссийской конференции с международным участием 22 апреля 2016 года. – М. : ЛОГОМАГ, 2016. С. 80-83.
2. Жигорева М. В. Модель комплексного сопровождения детей раннего возраста после кохлеарной имплантации // Коррекционная педагогика: теория и практика, научно-методический журнал 2015. №4 (66). С. 45-58.
3. Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха. Сборник игр для педагогов и родителей. / Под ред. Л. А. Головчиц. -М. :-ООО УМИЦ «ГРАФ ПРЕСС», 2003