Екатерина Курдюкова
Психолого-педагогическое сопровождение процесса социализации дошкольников в рамках преемственности ФГТ и ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ФГТ И ФГОС
Общеизвестно, что Федеральные государственные требования (далее ФГТ) устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями (далее ДОУ, имеющими государственную аккредитацию.
Публикация «Психолого-педагогическое сопровождение процесса социализации дошкольников в рамках преемственности ФГТ и ФГОС» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Новые представления о содержании и организации дошкольного образования, предложенные в ФГТ, заключаются к примеру в том, что акцент со знаний, умений и навыков переносится на формирование общей культуры, развитие «качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность». [7]
В первую очередь ФГТ определяют структуру основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее ООП, Программа, в том числе соотношения её частей, их объёма.
Основная образовательная программа ДОУ рассматривается в ФГТ как модель организации образовательного процесса, ориентированного на личность воспитанника с учетом вида ДОУ и приоритетных направлений его деятельности.
Радикальные изменения в современном образовании актуализируют проблему преемственности в обучении и воспитании детей при переходе с одной ступени образования на другую. Преемственность – это принцип, лежащий в основе системы непрерывного образования.
Само понятие «преемственность» рассматривается в педагогической теории с разных позиций: – это принцип, условия, фактор, требование; – это связь, согласованность, перспективность всех компонентов: цели, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения. [1]
Однако целостное развитие личности ребёнка, поступательное обогащение его творческого потенциала могут быть обеспечены только в процессе преемственности дошкольного и начального образования. Выделяют следующие основания преемственности, которые обеспечивают общую (психологическую) готовность детей к освоению программы первой ступени общего образования: развитие любознательности, развитие способностей ребёнка, формирование творческого воображения, развитие коммуникативности. [1]
Реформа образования предполагает приобретение учащимися начальной школы основных компетенций: в области учения – умение находить решение проблемных задач, самоорганизация в процессе приобретения знаний; в области мышления – целостное восприятие явлений и процессов, использование (поиск, отбор, группировка) информации из разных источников; в области деятельности – планирование, рациональное использование времени; в области самосовершенствования – рефлексия и оценка собственного уровня развития, умение находить новые решения, используя усвоенные способы действий; в области коммуникации – умение общаться с другими людьми (формулировать свою точку зрения, участвовать в дискуссии, вести диалог); в области сотрудничества – умение работать в группе, способность к компромиссу и консенсусу.
В системе ДО результативность рассматривается через интегративные качества ребё нка: соответствие нормам физического развития, владение основными культурно-гигиеническими навыками; любознательность, активность; эмоциональная отзывчивость; владение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; способность управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения; способность решать личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту; сформированность первичных представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе; владение универсальными предпосылками учебной деятельности умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции; владение необходимыми умениями и навыками для осуществления различных видов детской деятельности.
Основными результатами образования в начальной школе, согласно ФГОС, должны стать: формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции.
По мнению Гасановой Р. Х., Пичугина С. С., наиболее перспективными направлениями работы по решению проблемы преемственности ДО и НОО в условиях реализации требований ФГТ и ФГОС : организация сотрудничества педагогов дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) и учителей начальных классов; систематическое рассмотрение проблем преемственности ДО и НОО на курсах повышения квалификации педагогов ДОУ и учителей начальных классов; разработка кафедрами дошкольного и предшкольного образования, теории и методики начального образования индивидуальной карты развития ребёнка старшего дошкольного возраста с целью организации преемственности на ступени ДО и НОО в соответствии с требованиями ФГТ и ФГОС.
Дошкольное образование призвано обеспечить создание основного фундамента развития ребёнка – формирование базовой культуры его личности, что позволит ему успешно овладеть универсальными учебными действиями на первой ступени общего образования. [1]
На современном этапе реализации законодательной базы образовательной системы, по мнению Миронова А. В., представляет интерес сравнение ФГТ и ФГОС на предмет создания предпосылок для реализации преемственности дошкольного и школьного образования.
В ФГОС установка на преемственность заложена в реализации системно-деятельностного подхода, лежащего в основе стандарта и предполагающего «обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования» [3]. В ФГТ этот аспект сведен к «формированию предпосылок учебной деятельности» и подразумевает необходимость подготовки дошкольников к переходу от игры к учебной деятельности (как ведущих видах детской деятельности).
По мнению Мурзина Н. П., введение образовательных стандартов в практику дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) и школы обозначило ряд проблем для всех участников этого процесса. Для педагогов – это проектирование методического обеспечения реализации стандартов, выбор средств и способов достижения целей-результатов, оценка образовательных результатов на дошкольной и начальной ступенях образования; для детей – это готовность к обучению на каждом следующем уровне образования; для родителей – необходимость разобраться в том, что такое стандарты и как помочь своим детям успешно их освоить. Все обозначенные проблемы участников образовательного процесса взаимосвязаны, и необходимо понять, как педагоги и родители действительно способны помочь развивать в детях необходимые интегративные качества, обеспечивающие их готовность к непрерывному образованию. [4]
Традиционно преемственность рассматривалась относительно обучения и воспитания детей, преемственность же во взаимодействии с родителями –недостаточно исследованная область в педагогике и представляет собой систему принципов, целей, задач, содержания, форм, методов, связей, действий педагогов, обеспечивающей их взаимодействие с родителями для создания единого непрерывного образовательного процесса на разных этапах развития ребёнка, при его переходе на следующую ступень образования. [4]
В последнее время возросло количество образовательных учреждений, которые работают по программам системы «Школа 2100». В условиях принятия ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования значительно повышается потребность в оказании воспитателям помощи в реализации комплексно-тематического принципа в построении образовательного процесса, учитывающего: принцип интеграции, взаимосвязь всех направлений работы; принцип последовательности; принцип систематичности (совместная деятельность осуществляется согласно планированию, с обязательным закреплением в самостоятельной деятельности); принцип повторности (тема недели проходит через все виды деятельности, что позволяет детям хорошо усваивать материал, накапливать полезную информацию, пополнять багаж знаний, а главное – обобщать свой опыт). [2]
Комплексно-тематическое планирование образовательного процесса строится с учётом принципа интеграции, под которой понимается состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающих целостность образовательного процесса.
Комплексно-тематический принцип планирования служит достижению одной цели – развитию детей в познавательной, социальной, эмоциональной и физической сферах, сохранению их физического и психического здоровья, обеспечивает продуктивность и увлекательность образовательного процесса, выводит детей на самоорганизацию, самостоятельный уровень познания через открытия. [2]
Современные научные исследования всё чаще отмечают, что период детства удлиняется. Этот феномен объясняется тем, что детство необходимо для подготовки к вхождению в сложную социальную жизнь, накопления необходимого социального опыта, овладения социальными эмоциями, представлениями, деятельностью. Анализ психолого-педагогической литературы (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер) показал, что дошкольника привлекает сфера социальной жизни, она становится основным содержанием детских игр, разговоров, интересов.
Категории «социальный опыт», «социальная компетентность» достаточно редко используются в теории дошкольного воспитания. В основном этими понятиями оперируют психология, социология, социальная психология (И. С. Кон, А. Г. Харчев, Б. П. Парыгин, А. В. Петровский, К. А. Абульханова-Славская, Л. И. Божович и др.). Современные программы и технологии ориентированы на приобретение ребёнком социального опыта и последовательное введение его в социум.
Важнейшим компонентом механизма становления социального опыта является деятельность, соответствующая определённым педагогическим условиям. Она должна: воспроизводить жизненные ситуации, опираться на детские впечатления повседневной жизни; вызывать личную заинтересованность ребёнка и понимание им социальной значимости результатов своей деятельности; предлагать ребёнку активное действие, связанное с планированием деятельности, обсуждением различных вариантов участия в ней, с ответственностью, самоконтролем и оценкой; предполагать взаимопомощь, вызывать потребность в сотрудничестве.
Социокультурное назначение игры заключается в усвоении ребёнком богатства культуры, потенций воспитания и развития его как личности, позволяющей ребёнку функционировать в качестве полноправного члена детского или взрослого коллектива (С. А. Шмаков). Игра – своего рода эталон культуры, контролируемый феномен, который наиболее полно выражает самобытное в людях, психологический склад народов, национальностей, традиций сублимации. [6]
Социально насыщенная предметно-игровая среда представляет собой систему предметных и социальных средств, функционально моделирующих содержание деятельности, акцентированной на формирование социальной компетентности дошкольника. Принципами её построения являются: обеспечение места и времени для разнообразных игр, возможности выбора их тематики, содержания, игрового материала, партнёров по играм; создание условий для самостоятельной организации и длительного сохранения пространственно-предметной игровой среды; обеспечение возможности свободного объединения со сверстниками по интересам, личному социальному и игровому опыту; предоставление комфортных условий для коллективных игр разной динамики и содержания; создание условий для планирования, моделирования, развития собственной игры.
Согласно Л. С. Выготскому, к началу каждого возрастного периода между ребёнком и окружающей его действительностью складывается совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение. Определяется путь, следуя которым ребёнок приобретает все новые свойства личности, черпая их из социальной действительности как из источника своего развития. Ребёнок выступает перед нами прежде всего как субъект материального процесса жизни. В ходе своего развития он встречается с уже готовыми, исторически сложившимися условиями, которые и определяют его бытие как общественного существа. [5]
Список литературы
1. Гасанова Р. Х., Пичугин С. С. Преемственность ФГТ и ФГОС в системе дошкольного и начального общего образования. // Начальная школа плюс: До и После. – 2013. - №2.
2. Корепанова М. В., Сагитова И. А., Поликарпова А. О., Небратенко И. А. Технологии комплексного подхода к социально-личностному развитию дошкольников. // Начальная школа плюс: До и После. – 2012. - №6.
3. Миронов А. В. ФГТ и ФГОС : преемственность дошкольного и школьного образования. // Начальная школа плюс: До и После. – 2012. - №11.
4. Мурзина Н. П. Детский сад – семья – школа и образовательные стандарты (О проблемах преемственности во взаимодействии педагогов и родителей). // Начальная школа плюс: До и После. – 2012. - №3.
5. Перевертайло Е. А. К проблеме сохранения здоровья детей в условиях современного социума. // Начальная школа плюс: До и После. – 2010. - №6.
6. Проняева С. В. Формирование социальной компетентности дошкольников в игровой деятельности. // Начальная школа плюс: До и После. – 2010. - №4.
7. Чиндилова О. В. Реализация ФГТ в программах дошкольных образовательных учреждений. // Начальная школа плюс: До и После. - 2011. - №1. – С. 8-11.