Приложение МААМ

Психолого-педагогическое сопровождение мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе

татьяна соловьева
Психолого-педагогическое сопровождение мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе
▼ Скачать + Заказать документы

Психолого-педагогическое сопровождение мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе

Исследования современных ученых и наблюдения, проводимые в нашем детском саду, показывают, что у современных выпускников детского сада часто не сформирована мотивационная готовность, преобладают игровые мотивы учения.

В МБДОУ г. Белгорода детском саду № 19 разработана и успешно реализуется программа психолого-педагогического сопровождения мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе. Программа сопровождения интегрирована в образовательную программу и может быть реализована в совместной работе воспитателя и педагога-психолога детского сада. Реализация программы осуществляется через проведение развивающих занятий, организацию развивающей предметно-пространственной среды, работу с педагогами и родителями.

Публикация «Психолого-педагогическое сопровождение мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе» размещена в разделах

Цель: создание условий для повышения уровня мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе.

Концептуальная составляющая программы основана на целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО. Задачи становления мотивационной готовности в программе решаются через организацию различных видов деятельности, свойственных данному возрасту, с учетом ведущих тенденций возраста: ведущая потребность – общение и творческая активность, ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра, ведущая функция – воображение. Сформированность познавательной мотивации является одной важных составляющих мотивационной готовности к школе.

Любое направление в развитии ребенка подразумевает обязательное участие познавательных процессов, эмоциональный отклик на события, поступки, объекты и пр. В развитии познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста первостепенное значение имеет эмоциональночувственный опыт. Поэтому, важное значение в программе уделяется помощи ребенку осознать этот опыт, обобщить его и зафиксировать в обобщенном виде с помощью наглядных средств и образов, эталонов, символов, моделей. Для пробуждения у детей желания учиться, познавать мир, содержание и процесс работы организованы таким образом, чтобы быть эмоционально привлекательными для детей (М. А. Глебова).

Занятия проходят в игровой форме, что вызывает у детей живой интерес. Успех переживается детьми как радость, этому способствует положительная эмоциональная оценка любого малейшего достижения ребенка. У детей создается на занятиях чувство безопасности в системе отношений, благодаря чему они могут свободно исследовать и выражать свое “Я”, безопасно проявлять свои эмоции и чувства. Важна постепенность развивающего процесса. Важно услышать «голос ребенка», обеспечить процесс реализации ребенком собственных идей, переживаний и замыслов.

Программа сформирована по четырем разделам. Основное направление работы первого раздела – социально-коммуникативное развитие. Основное внимание в разделе уделяется развитию представлений детей о себе, своих сильных и слабых сторонах, развитию коммуникативных навыков и навыков сотрудничества, обучение рефлексивным умениям, формированию эмоциональной децентрации. Изучая себя, свой внутренний мир, ребенок становится одновременно объектом и субъектом познания, обнаруживает индивидуальные особенности своей психики, получает знания о себе с помощью обратной связи от других детей и из слов взрослого. На всех занятиях проводится упражнение, направленное на рефлексию своего эмоционального состояния, что способствует развитию самосознания, обучение рефлексивным умениям. Расширение знаний о себе способствует формированию адекватной самооценки обучению положительному самоотношению.

Основное направление работы второго раздела – социально

коммуникативное и познавательное развитие. Ведущая роль отводится ознакомлению детей со школьной действительностью (правилами, атрибутикой, режимом и др.) посредством «школьных историй». Через проигрывание «школьных ситуаций» и выполнение когнитивных заданий, связанных с сюжетом «школьных историй», достигается повышение познавательной активности и интереса к обучению в школе, развитие социальных и познавательных мотивов учения, развитие способности к выделению и принятию собственно учебной задачи, развитие психических процессов – восприятия, внимания, памяти, воображения и речи, формирование способов социально-приемлемого поведения. Эмоционально-привлекательное содержание занятий способствует накоплению и расширению субъектного опыта детей, включая рациональный и эмоционально-чувственный опыт.

Третий раздел программы решает задачи мотивационной подготовки детей к школе в познавательном развитии через расширение представлений детей о профессиях и комплекса компетенций, необходимых для успешного выбора и освоения профессии. На занятиях развиваются внимание, память, речь, коммуникативные качества, социальные и познавательные мотивы учения; наглядно-образное мышление, умение анализировать; способность к выделению и принятию собственно учебной задачи; произвольность психических процессов и поведения; формируются способы социально-приемлемого поведения; а также развиваются координация движений, мелкая моторика, отрабатываются психологические предпосылки овладения учебной деятельностью. Дети учатся самостоятельно приобретать новые и творчески использовать имеющиеся знания, планировать свою деятельность, прогнозировать и оценивать ее результаты.

Четвертый раздел программы решает задачи мотивационной подготовки детей к школе в познавательном развитии через развитие школьно-значимых психофизических функций. Занятия направлены на развитие сенсорных систем, познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы. На занятиях развиваются внимание, память, речь, коммуникативные качества, наглядно-образное мышление, умение анализировать, а также координация движений, мелкая моторика, отрабатываются психологические предпосылки овладения учебной деятельностью. Дети учатся самостоятельно приобретать новые и творчески использовать имеющиеся знания, планировать свою деятельность, прогнозировать и оценивать ее результаты.

Программа состоит из 32 занятий. Занятия проходят 1 раз в неделю. Программа рассчитана на работу с детьми подготовительной группы в составе 8-10 человек. Продолжительность занятия не должна превышать 30 минут.

Ведущий (педагог-психолог, воспитатель) должен специально работать над созданием доверительной обстановки во время занятий, чтобы каждый ребенок имел возможность проявить себя, быть открытым и не бояться ошибок.

Познавательный материал в программе дается в определенной системе, учитывающей возрастные особенности детей и дидактические принципы построения развивающего обучения. В программе используются методы, когда знания не даются детям в готовом виде, а постигаются ими путем самостоятельного анализа, сопоставления существенных признаков предметов и явлений, установления взаимозависимостей. Важное место отводится проблемно-поисковому методу обучения дошкольников. В процессе решения проблемной ситуации взрослый учит ребенка, помогает ему использовать известные способы действия, перенося их в незнакомые условия.

Организация занятия способствует тому, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился в активного участника. Для совместного поиска ответа используются дискуссии. Необходимость объяснить способы действия товарища, возможность задать вопрос, усомниться в правильности решения, предложить свой вариант делает активными, как правило, всех. При такой организации возникает атмосфера сотрудничества внутри коллектива. Дети быстро включаются в поисковую ситуацию, с готовностью помогают друг другу, пытаясь решить игровую или практическую задачу. Обучение детей строится таким способом, что оно идет в контексте практической и игровой деятельности, когда созданы условия, при которых знания, полученные детьми ранее, становятся необходимы им, так как помогают решать практическую задачу, а потому усваиваются легче и быстрее.

В программе используется совокупность психотехнических методов, приемов и упражнений, направленных на решение поставленных задач: арттерапия; сказкотерапия; игровая терапия построения отношений; эмоционально-символические методы; проективный рисунок; метод сочинения историй; психогимнастика; коммуникативные и ролевые игры; этюды; релаксация; игры, направленные на развитие произвольности, восприятия, внимания, памяти, воображения и речи; слушание музыки; групповая дискуссия; дидактические игры; рассматривание рисунков и фотографий; проигрывание ситуаций, беседы, коммуникативные игры.

Для оценивания мотивационной готовности взяты три компонента: когнитивный (представления о себе, школе, учителе, о роли знаний и умений, общие представления о мире, аффективный (тревожность учебная, отношения к школе, учителю, поведенческий компонент (познавательная активность, произвольность поведения и психических процессов, ведущие мотивы, отношения со взрослыми и сверстниками).

Важную роль в психолого-педагогическом сопровождении мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе играет работа по организации развивающей предметно-пространственной среде.

В центре познания подобраны дидактические игры в зоне актуального и ближайшего развития детей, по формированию и развитию эмоциональноволевой сферы, энциклопедии, литература, уголки для рисования, для сюжетноролевых игр (в т. ч. «школу», экспериментирования. Игры на развитие мышления: «Палочки Кюизинера», «Блоки Дьенеша», «Уникуб», игра «Посчитайка», «Пентамино», квадрат «Воскобовича», «Гексамино», набор плоских геометрических фигур, шахматы, шашки, «Логический домик» и др. Игры на развитие мелкой моторики и конструирования: тактильное панно, бизиборд, игры с прищепками «Кто что ест», «Формы и цвета», «Профессии», шнуровки, пазлы на плоскости и большие по сюжетам сказки, бусины для плетения, конструкторы «Лего», «Волшебные палочки», «Геометрический конструктор», «Репейник», «Пифагор» и др. Игры на развитие восприятия и внимания и памяти: 8 тематических лото, домино «Чувства», «Тени», игра «Большой маленький», «Противоположности», «Найди и угадай», вкладыши, разрезные деревянные и бумажные картинки на разные тематики, 4 вида мемо и др. Игры на развитие общих представлений о мире: игры на изучение времени «Время суток», «Который час», «Учусь, играя», «Поиграй-ка», «Картинки половинки» и др. Развивающие игры: «Веселые клеточки», «Ребусы», «Готов ли ты к школе – детская литература», «Готов ли ты к школе – мышление», «Готов ли ты к школе – память», «Готов ли ты к школе – окружающий мир», «Подбери слова к рассказу».

Подобран раздаточный материал: «Знакомства с клеточками», «Находим противоположности», «Волшебные квадратики», «Посмотри и запомни», «Лабиринты», «Ориентация в пространстве», «Тренажер-пропись: тренируем пальчики», «Простые и увлекательные упражнения по подготовке к школе», «Логические задачи», «Развиваем творческое мышление».

В группах оформлены релаксационные зоны, экран достижений, стенды для продуктов детского творчества, уголки «ряженья», уголки для театрализованной деятельности, игры с правилами; экраны настроений для освоения детьми «Букваря эмоций», обучению адекватным способам выражения своих эмоциональных состояний, обучению уметь понимать состояния и переживания окружающих, откликаться на эмоциональное состояние другого человека, развитие коммуникативных навыков ребенка, создание эмоционально-положительного климата в группе; оснащены уголки уединения с целью обеспечения детям психологического комфорта; кукольные театры.

В кабинете психолога создан уголок эмоций: лэпбук с эмоциями, игра «Наши чувства и эмоции», «Зоопарк эмоций», «Паровоз эмоций», «Азбука настроения», «Крокодильчик», карандаши эмоции, игра «Гномы», куклы «Семья», животные «Семья».

Повышение уровня психологической культуры и оказание психологической поддержки родителям осуществляется через такие формы как: анкетирование и опросы для родителей: «Знаете ли Вы своего ребенка?», анкета для определения затруднений родителей в вопросах воспитания и развития детей, анкета для выявления педагогических установок родителей, анкета по вопросам подготовки ребенка к обучению в школе, «Семейные традиции»; «Готов ли ребенок к начальному обучению в школе?»; групповые консультации: «Психологические особенности детей 6-7 лет», «Кризис 7 лет»; «Аспекты психологической готовности к школе» «Адаптация выпускников ДОУ к школе»; круглый стол совместно с учителями начальных классов «Скоро в школу»; цикл семинаров-практикумов «Влияние стилей семейного воспитания на эмоциональное и речевое развитие детей старшего возраста», «Эмоционально-волевая готовность к школе», «Интеллектуальная готовность к школе»; тренинг совместно с детьми «Вместе с мамой». Также проводятся индивидуальные консультации, размещение информации и консультативного материала на стендах в группе. Родители участвуют в создании предметно развивающей среде группы, совместные праздники.

С педагогами работа ведется через разные формы - консультации: «Психологические особенности детей 6-7 лет», «Кризис 7 лет», «Психологическая готовность детей к обучению в школе», «Мотивационная готовность – слагаемые успеха», «Эмоционально-волевая готовность к школе»; круглый стол «Результаты диагностического обследования детей на начало (конец) учебного года по готовности к началу школьного обучения», «Формирование у детей первоначальных навыков учебной деятельности»; семинар-практикум с элементами тренинга «Основные компоненты готовности детей к школе»; тренинг «Выпускник детского сада».

Система психолого-педагогического сопровождения мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе приносит положительные результаты, а главное оказывает реальную действенную помощь детям, педагогам и родителям. Проводимая работа по программе дала следующие положительные результаты: повысился уровень мотивационной готовности к школе у выпускников ДОУ, что повысился уровень учебного мотива. Негативное эмоциональное отношение детей к школе меняется на положительное. Дети овладевают установленными нормами и правилами поведения в школе. Повышение информированности педагогов в проблеме мотивационной готовности положительно влияет на организацию и результативность образовательного процесса. У родителей повышается педагогическая компетентность по вопросам развития учебной мотивации у дошкольников. Информационно-познавательное просвещение родителей дает большое преимущество в подготовке детей к школе.

Публикации по теме:

Взаимодействие детского сада и семьи в формировании личностной готовности старших дошкольников к школе (из опыта работы) Слайд 1. Слайд 2. Личностная готовность является важным структурным компонентом психологической готовности к школьному обучению, все составляющие.

Дидактические игры по обучению старших дошкольников основам финансовой грамотностиДидактические игры по обучению старших дошкольников основам финансовой грамотности Дидактические игры по обучению детей старшего дошкольного возраста основам финансовой грамотности. 1. «Дорого-дёшево» Цель игры: формировать.

Пособие-макет для развития мотивационной готовности «Играем в школу» (подготовительная к школе группа)Пособие-макет для развития мотивационной готовности «Играем в школу» (подготовительная к школе группа) Совсем скоро, дети моей группы пойдут в школу. Ведущим критерием психологической готовности к обучению в школе является мотивационная готовность.

Групповое психолого-педагогическое мероприятие с детьми с ОВЗ и их родителями Цель: формирование и развитие социально-коммуникативных навыков у детей с ОВЗ; Задачи: - развитие умения действовать по инструкции педагога.

Психолого-педагогическое занятие на развитие творческого воображения детей с ОВЗ (ТНР) «Рисование на пене для бритья»Психолого-педагогическое занятие на развитие творческого воображения детей с ОВЗ (ТНР) «Рисование на пене для бритья» Конспект психолого-педагогического занятия на развитие творческого воображения детей с ОВЗ (ТНР) с помощью нетрадиционной техники рисования.

Консультация «Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации междисциплинарного подхода» Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации междисциплинарного подхода в ДОО компенсирующего вида. Проблема.

Проектная деятельность по формированию познавательной и мотивационной готовности детей к школе «Скоро в школу» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №38 города Кузнецка Проектная деятельность.

Психолого-педагогическое сопровождение и коррекция тревожных детей среднего дошкольного возраста в ДОУ Подготовила и провела исследование Кокорина И. Н. На современном этапе детский сад становится одним из определяющих социальных условий формирования.

Сценарий мероприятия по обучению правилам дорожного движения для старших дошкольников «Брейн-ринг «Знатоки дорожной азбуки»Сценарий мероприятия по обучению правилам дорожного движения для старших дошкольников «Брейн-ринг «Знатоки дорожной азбуки» Сценарий мероприятия по обучению правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста «Брейн-ринг «Знатоки дорожной азбуки».

Эффективность использования ИКТ по подготовке к обучению грамоте старших дошкольниковЭффективность использования ИКТ по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников Эффективность использования ИКТ по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников. Я. А. Каменский говорил: «Видеть звезды, слушать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогическое сопровождение мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе
Опубликовано: 26 декабря 2022 в 15:40
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психолого-педагогическое сопровождение мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе» (включая файлы) размещена пользователем татьяна соловьева (УИ 2539544) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД