татьяна соловьева
Психолого-педагогическое сопровождение мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе
▼ Скачать + Заказать документы
Психолого-педагогическое сопровождение мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе
Исследования современных ученых и наблюдения, проводимые в нашем детском саду, показывают, что у современных выпускников детского сада часто не сформирована мотивационная готовность, преобладают игровые мотивы учения.
В МБДОУ г. Белгорода детском саду № 19 разработана и успешно реализуется программа психолого-педагогического сопровождения мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе. Программа сопровождения интегрирована в образовательную программу и может быть реализована в совместной работе воспитателя и педагога-психолога детского сада. Реализация программы осуществляется через проведение развивающих занятий, организацию развивающей предметно-пространственной среды, работу с педагогами и родителями.
Публикация «Психолого-педагогическое сопровождение мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе» размещена в разделах
Цель: создание условий для повышения уровня мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе.
Концептуальная составляющая программы основана на целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО. Задачи становления мотивационной готовности в программе решаются через организацию различных видов деятельности, свойственных данному возрасту, с учетом ведущих тенденций возраста: ведущая потребность – общение и творческая активность, ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра, ведущая функция – воображение. Сформированность познавательной мотивации является одной важных составляющих мотивационной готовности к школе.
Любое направление в развитии ребенка подразумевает обязательное участие познавательных процессов, эмоциональный отклик на события, поступки, объекты и пр. В развитии познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста первостепенное значение имеет эмоциональночувственный опыт. Поэтому, важное значение в программе уделяется помощи ребенку осознать этот опыт, обобщить его и зафиксировать в обобщенном виде с помощью наглядных средств и образов, эталонов, символов, моделей. Для пробуждения у детей желания учиться, познавать мир, содержание и процесс работы организованы таким образом, чтобы быть эмоционально привлекательными для детей (М. А. Глебова).
Занятия проходят в игровой форме, что вызывает у детей живой интерес. Успех переживается детьми как радость, этому способствует положительная эмоциональная оценка любого малейшего достижения ребенка. У детей создается на занятиях чувство безопасности в системе отношений, благодаря чему они могут свободно исследовать и выражать свое “Я”, безопасно проявлять свои эмоции и чувства. Важна постепенность развивающего процесса. Важно услышать «голос ребенка», обеспечить процесс реализации ребенком собственных идей, переживаний и замыслов.
Программа сформирована по четырем разделам. Основное направление работы первого раздела – социально-коммуникативное развитие. Основное внимание в разделе уделяется развитию представлений детей о себе, своих сильных и слабых сторонах, развитию коммуникативных навыков и навыков сотрудничества, обучение рефлексивным умениям, формированию эмоциональной децентрации. Изучая себя, свой внутренний мир, ребенок становится одновременно объектом и субъектом познания, обнаруживает индивидуальные особенности своей психики, получает знания о себе с помощью обратной связи от других детей и из слов взрослого. На всех занятиях проводится упражнение, направленное на рефлексию своего эмоционального состояния, что способствует развитию самосознания, обучение рефлексивным умениям. Расширение знаний о себе способствует формированию адекватной самооценки обучению положительному самоотношению.
Основное направление работы второго раздела – социально
коммуникативное и познавательное развитие. Ведущая роль отводится ознакомлению детей со школьной действительностью (правилами, атрибутикой, режимом и др.) посредством «школьных историй». Через проигрывание «школьных ситуаций» и выполнение когнитивных заданий, связанных с сюжетом «школьных историй», достигается повышение познавательной активности и интереса к обучению в школе, развитие социальных и познавательных мотивов учения, развитие способности к выделению и принятию собственно учебной задачи, развитие психических процессов – восприятия, внимания, памяти, воображения и речи, формирование способов социально-приемлемого поведения. Эмоционально-привлекательное содержание занятий способствует накоплению и расширению субъектного опыта детей, включая рациональный и эмоционально-чувственный опыт.
Третий раздел программы решает задачи мотивационной подготовки детей к школе в познавательном развитии через расширение представлений детей о профессиях и комплекса компетенций, необходимых для успешного выбора и освоения профессии. На занятиях развиваются внимание, память, речь, коммуникативные качества, социальные и познавательные мотивы учения; наглядно-образное мышление, умение анализировать; способность к выделению и принятию собственно учебной задачи; произвольность психических процессов и поведения; формируются способы социально-приемлемого поведения; а также развиваются координация движений, мелкая моторика, отрабатываются психологические предпосылки овладения учебной деятельностью. Дети учатся самостоятельно приобретать новые и творчески использовать имеющиеся знания, планировать свою деятельность, прогнозировать и оценивать ее результаты.
Четвертый раздел программы решает задачи мотивационной подготовки детей к школе в познавательном развитии через развитие школьно-значимых психофизических функций. Занятия направлены на развитие сенсорных систем, познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы. На занятиях развиваются внимание, память, речь, коммуникативные качества, наглядно-образное мышление, умение анализировать, а также координация движений, мелкая моторика, отрабатываются психологические предпосылки овладения учебной деятельностью. Дети учатся самостоятельно приобретать новые и творчески использовать имеющиеся знания, планировать свою деятельность, прогнозировать и оценивать ее результаты.
Программа состоит из 32 занятий. Занятия проходят 1 раз в неделю. Программа рассчитана на работу с детьми подготовительной группы в составе 8-10 человек. Продолжительность занятия не должна превышать 30 минут.
Ведущий (педагог-психолог, воспитатель) должен специально работать над созданием доверительной обстановки во время занятий, чтобы каждый ребенок имел возможность проявить себя, быть открытым и не бояться ошибок.
Познавательный материал в программе дается в определенной системе, учитывающей возрастные особенности детей и дидактические принципы построения развивающего обучения. В программе используются методы, когда знания не даются детям в готовом виде, а постигаются ими путем самостоятельного анализа, сопоставления существенных признаков предметов и явлений, установления взаимозависимостей. Важное место отводится проблемно-поисковому методу обучения дошкольников. В процессе решения проблемной ситуации взрослый учит ребенка, помогает ему использовать известные способы действия, перенося их в незнакомые условия.
Организация занятия способствует тому, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился в активного участника. Для совместного поиска ответа используются дискуссии. Необходимость объяснить способы действия товарища, возможность задать вопрос, усомниться в правильности решения, предложить свой вариант делает активными, как правило, всех. При такой организации возникает атмосфера сотрудничества внутри коллектива. Дети быстро включаются в поисковую ситуацию, с готовностью помогают друг другу, пытаясь решить игровую или практическую задачу. Обучение детей строится таким способом, что оно идет в контексте практической и игровой деятельности, когда созданы условия, при которых знания, полученные детьми ранее, становятся необходимы им, так как помогают решать практическую задачу, а потому усваиваются легче и быстрее.
В программе используется совокупность психотехнических методов, приемов и упражнений, направленных на решение поставленных задач: арттерапия; сказкотерапия; игровая терапия построения отношений; эмоционально-символические методы; проективный рисунок; метод сочинения историй; психогимнастика; коммуникативные и ролевые игры; этюды; релаксация; игры, направленные на развитие произвольности, восприятия, внимания, памяти, воображения и речи; слушание музыки; групповая дискуссия; дидактические игры; рассматривание рисунков и фотографий; проигрывание ситуаций, беседы, коммуникативные игры.
Для оценивания мотивационной готовности взяты три компонента: когнитивный (представления о себе, школе, учителе, о роли знаний и умений, общие представления о мире, аффективный (тревожность учебная, отношения к школе, учителю, поведенческий компонент (познавательная активность, произвольность поведения и психических процессов, ведущие мотивы, отношения со взрослыми и сверстниками).
Важную роль в психолого-педагогическом сопровождении мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе играет работа по организации развивающей предметно-пространственной среде.
В центре познания подобраны дидактические игры в зоне актуального и ближайшего развития детей, по формированию и развитию эмоциональноволевой сферы, энциклопедии, литература, уголки для рисования, для сюжетноролевых игр (в т. ч. «школу», экспериментирования. Игры на развитие мышления: «Палочки Кюизинера», «Блоки Дьенеша», «Уникуб», игра «Посчитайка», «Пентамино», квадрат «Воскобовича», «Гексамино», набор плоских геометрических фигур, шахматы, шашки, «Логический домик» и др. Игры на развитие мелкой моторики и конструирования: тактильное панно, бизиборд, игры с прищепками «Кто что ест», «Формы и цвета», «Профессии», шнуровки, пазлы на плоскости и большие по сюжетам сказки, бусины для плетения, конструкторы «Лего», «Волшебные палочки», «Геометрический конструктор», «Репейник», «Пифагор» и др. Игры на развитие восприятия и внимания и памяти: 8 тематических лото, домино «Чувства», «Тени», игра «Большой маленький», «Противоположности», «Найди и угадай», вкладыши, разрезные деревянные и бумажные картинки на разные тематики, 4 вида мемо и др. Игры на развитие общих представлений о мире: игры на изучение времени «Время суток», «Который час», «Учусь, играя», «Поиграй-ка», «Картинки половинки» и др. Развивающие игры: «Веселые клеточки», «Ребусы», «Готов ли ты к школе – детская литература», «Готов ли ты к школе – мышление», «Готов ли ты к школе – память», «Готов ли ты к школе – окружающий мир», «Подбери слова к рассказу».
Подобран раздаточный материал: «Знакомства с клеточками», «Находим противоположности», «Волшебные квадратики», «Посмотри и запомни», «Лабиринты», «Ориентация в пространстве», «Тренажер-пропись: тренируем пальчики», «Простые и увлекательные упражнения по подготовке к школе», «Логические задачи», «Развиваем творческое мышление».
В группах оформлены релаксационные зоны, экран достижений, стенды для продуктов детского творчества, уголки «ряженья», уголки для театрализованной деятельности, игры с правилами; экраны настроений для освоения детьми «Букваря эмоций», обучению адекватным способам выражения своих эмоциональных состояний, обучению уметь понимать состояния и переживания окружающих, откликаться на эмоциональное состояние другого человека, развитие коммуникативных навыков ребенка, создание эмоционально-положительного климата в группе; оснащены уголки уединения с целью обеспечения детям психологического комфорта; кукольные театры.
В кабинете психолога создан уголок эмоций: лэпбук с эмоциями, игра «Наши чувства и эмоции», «Зоопарк эмоций», «Паровоз эмоций», «Азбука настроения», «Крокодильчик», карандаши эмоции, игра «Гномы», куклы «Семья», животные «Семья».
Повышение уровня психологической культуры и оказание психологической поддержки родителям осуществляется через такие формы как: анкетирование и опросы для родителей: «Знаете ли Вы своего ребенка?», анкета для определения затруднений родителей в вопросах воспитания и развития детей, анкета для выявления педагогических установок родителей, анкета по вопросам подготовки ребенка к обучению в школе, «Семейные традиции»; «Готов ли ребенок к начальному обучению в школе?»; групповые консультации: «Психологические особенности детей 6-7 лет», «Кризис 7 лет»; «Аспекты психологической готовности к школе» «Адаптация выпускников ДОУ к школе»; круглый стол совместно с учителями начальных классов «Скоро в школу»; цикл семинаров-практикумов «Влияние стилей семейного воспитания на эмоциональное и речевое развитие детей старшего возраста», «Эмоционально-волевая готовность к школе», «Интеллектуальная готовность к школе»; тренинг совместно с детьми «Вместе с мамой». Также проводятся индивидуальные консультации, размещение информации и консультативного материала на стендах в группе. Родители участвуют в создании предметно развивающей среде группы, совместные праздники.
С педагогами работа ведется через разные формы - консультации: «Психологические особенности детей 6-7 лет», «Кризис 7 лет», «Психологическая готовность детей к обучению в школе», «Мотивационная готовность – слагаемые успеха», «Эмоционально-волевая готовность к школе»; круглый стол «Результаты диагностического обследования детей на начало (конец) учебного года по готовности к началу школьного обучения», «Формирование у детей первоначальных навыков учебной деятельности»; семинар-практикум с элементами тренинга «Основные компоненты готовности детей к школе»; тренинг «Выпускник детского сада».
Система психолого-педагогического сопровождения мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе приносит положительные результаты, а главное оказывает реальную действенную помощь детям, педагогам и родителям. Проводимая работа по программе дала следующие положительные результаты: повысился уровень мотивационной готовности к школе у выпускников ДОУ, что повысился уровень учебного мотива. Негативное эмоциональное отношение детей к школе меняется на положительное. Дети овладевают установленными нормами и правилами поведения в школе. Повышение информированности педагогов в проблеме мотивационной готовности положительно влияет на организацию и результативность образовательного процесса. У родителей повышается педагогическая компетентность по вопросам развития учебной мотивации у дошкольников. Информационно-познавательное просвещение родителей дает большое преимущество в подготовке детей к школе.