Нугуманова Елена Тавкильевна
Психолого-педагогическое сопровождение детей с речевыми нарушениями
▼ Скачать + Заказать документы
Роль полноценной речи в становлении ребёнка как личности невозможно переоценить. Речь способствует формированию интеллекта, увеличивает познавательную активность, значительно расширяет кругозор.
Дошкольный возраст – это период активного речевого становления, усвоения и развития всех речевых сторон, что является необходимой предпосылкой позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного и познавательного развития.
Публикация «Психолого-педагогическое сопровождение детей с речевыми нарушениями» размещена в разделах
Проведя проблемно – ориентированный анализ состояния воспитательно – образовательного процесса в детском саду можно с уверенностью сказать об увеличение количества детей, имеющих отклонения в речевом развитии.
В соответствии с законом РФ «Об образовании» требуется внедрение в практику работы учителя – логопеда комплексных мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребёнку, в соответствии с его возрастом, адекватных условий для формирования и развития речи в детском саду.
Прежде всего, результат моей работы зависят от помощи воспитателей. Совместная работа с педагогами осуществляется на всех этапах работы с ребёнком, начиная с первичного обследования, о результатах которого педагоги ставятся в известность до закрепления поставленных звуков и пройденного материала в "свободной" деятельности в режиме дня группы.
Взаимодействие с педагогами возрастных групп осуществляется через папку взаимодействия. В данной папке на каждую возрастную группу предлагается целый каталог развивающих игр по развитию речи. Очень важен индивидуальный подход к детям, который позволяет создать ситуацию успеха, стимулирует творческий рост каждого ребёнка, способствует росту уверенности в своих силах, повышает мотивацию. Воспитатель продолжает работу логопеда, фиксирует результаты выполнения заданий в папке.
Родители (законные представители) – полноценные участники образовательных отношений, поэтому стараюсь сделать их не только своими союзниками, но и грамотными помощниками. В течение учебного года по запросам воспитателей выступаю на родительских собраниях с сообщениями на интересующиеся родителей темы.
МБДОУ «Детский сад № 93» реализует образовательную программу «Детство» под редакцией В. И. Логиновой, Т. И. Бабаевой. В программе отсутствует раздел по коррекционному развитию. Поэтому, в соответствии с законом «Об образовании», мною была разработана рабочая программа по коррекции речевых нарушений у детей, на основе требований, целей, задач, предъявляемых Федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта.
В своей работе широко применяю метод проектов. Мною были реализованы следующие проекты по средствам реализации авторской программы Е. В. Колесниковой.
Проект «Раз – словечко, два – словечко». Проект разрабатывался с целью развития у воспитанников звуковой культуры речи.
Данный проект реализовался через систему занятий по подготовке дошкольников к обучению грамоте и включен как часть непрерывно непосредственной образовательной деятельности. В результате проекта воспитанники научились правильно и чётко произносить звуки изолированно, в словах и во фразовой речи, создалась предпосылка для перехода к следующему этапу обучения – развитию фонематического слуха.
Проект «Звукоежка» для детей 4-5 лет. Данный проект является следующей ступенью программы Е. В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты». Данный проект реализовался через систему занятий по подготовке дошкольников к обучению грамоте и включен как часть непрерывно непосредственной образовательной деятельности.
По данной технологии воспитанники знакомились со слоговой структурой слова, с изображением слова (прямоугольник, учились делить прямоугольник на столько частей, сколько слогов в слове, учились подбирать схему к слову.
В результате реализации данного проекта у воспитанников сформировались умения различать на слух твёрдые и мягкие согласные, научились называть слова на заданный звук.
Проект «Звукоград» разработан для детей 5-6 лет с целью развития у воспитанников звука – буквенного анализа. Данный проект является следующей ступенью программы Е. В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты». Проект реализовался через систему занятий по подготовке дошкольников к обучению грамоте и включен как часть непрерывно непосредственной образовательной деятельности.
В результате реализации проекта воспитанники различают звуки: гласные, согласные, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие и применяют цветовое обозначение. Дети обозначают на схеме место звука в слове, проводят звуковой анализ слов, пользуются терминами «звук», «слог», «слово», «предложение» и могут составлять предложение из двух и трёх слов, а также анализировать его.
Проект «Грамотей. Подготовка дошкольников к обучению грамоте» разработан и внедрён в педагогический процесс с целью развития у у воспитанников познавательного интереса к обучению грамоте.
Проект реализовался через систему занятий по подготовке дошкольников к обучению грамоте и включен как часть непрерывно непосредственной образовательной деятельности. В результате проекта у воспитанников сформировался стойкого интереса к родному языку, а также навыки звукового анализа и синтеза.
Проведенная в конце учебного года диагностика готовности детей к обучению в школе, состоявшая из четырё х частей: развитие речи, окружающий мир (природа, окружающий мир (предметы, подготовка к обучению грамоте показала положительную динамику.