Александра Бассардинская
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях ФГОС в ДО
▼ Скачать + Заказать документы
В соответствии с новыми утвержденными Федеральными Государственными Образовательными Стандартами дошкольного образования (ФГОС ДО, которые учитывают образовательные потребности и особенности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ, в системе образования происходит переосмысление содержания коррекционной работы.
Целью психологопедагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в современном образовательном процессе является обеспечение оптимальных условий для адаптации, обучения, воспитания и развития ребенка исходя из его индивидуальных особенностей, реализация которой предполагает достижение комплекса задач:
Публикация «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях ФГОС в ДО» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации;
психологическое обеспечение образовательных программ;
развитие психологопедагогической компетентности (психологической культуры) обучающихся, родителей, педагогов.
В контексте обозначенных задач психологопедагогическое сопровождение реализует основные направления:
профилактика;
диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг);
консультирование (индивидуальное и групповое);
развивающая работа (индивидуальная и групповая);
коррекционная работа (индивидуальная и групповая);
психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психологопедагогической компетентности всех участников образовательного процесса;
экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений).
Потребность в создании системы психологомедикопедагогического сопровождения образовательного процесса возникает в ситуации увеличения детей с ограниченными возможностями здоровья и необходимости их интеграции в естественную социальную среду, осуществить которую способен психологомедикопедагогический консилиум ДО (ПМПк ДО).
ПМПк ДО призван рассматривать личность ребенка с учетом всех ее пара- метров: психологического и психического развития, социальной ситуации раз- вития, состояния здоровья, характера предъявляемых требований, оптимально- сти педагогических воздействий.
Психологомедикопедагогический консилиум осуществляет следующие направления деятельности: 1. Проведение всеми специалистами консилиума организационных мероприятий по осуществлению скринингдиагностики обучающихся с целью выявления потенциальной «группы риска».
2. Выделение из потенциальной «группы риска» тех воспитанников, у которых есть психофизические нарушения или трудности в усвоении образовательной программы. Проведение индивидуальной диагностики и определение сущности проблем ребёнка.
3. Разработка индивидуальных коррекционнообразовательных программ для каждого ребенка с особенностями в развитии, выбор образовательного маршрута.
4. Реализация индивидуальных программ сопровождения, осуществление коррекционноразвивающих мероприятий, определение направлений консультативной деятельности.
5. Отслеживание результативности психологомедикопедагогического сопровождения.
При формировании личности ребёнка с ОВЗ значимость семьи существенно возрастает. От взаимоотношений с родителями зависит, насколько адекватным будет взаимодействие ребёнка с окружающей средой. При правильно организованной коррекционно-воспитательной работе, при участии в ней и поддержке со стороны родителей наиболее успешно преодолеваются нарушения в развитии личности, поскольку именно они оказываются наиболее удалёнными от первичного дефекта.
Для формирования гармоничной личности, для развития у ребёнка адекватной самооценки, необходимой для установления правильных взаимоотношений с окружающими людьми, рядом с ребёнком должен находиться любящий и понимающий его взрослый человек. Но отношения в семьях, имеющих детей с отклонениями в развитии, не являются постоянными, они проходят определённые фазы психологического осознания факта рождения ребёнка с недоразвитием. По мере принятия диагноза ребёнка и понимания его смысла родители могут испытывать депрессивные состояния, угрызения совести, чувство вины, обиду.
Завершающая фаза психологического осознания – это зрелая социально психологическая адаптация родителя, правильная оценка им ситуации. Родитель начинает руководствоваться интересами ребёнка, устанавливает адекватные эмоциональные контакты, изменяет свой образ жизни, цели и жизненные ценности. Часть родителей способны самостоятельно достичь периода зрелой адаптации, большинство же нуждаются в психологопедагогической и медицинской помощи и поддержке.
Взаимодействие с родителями детей с ОВЗ – совершенно особый вид педагогической деятельности, требующий такта, терпимости и психологических знаний. У педагога и родителя есть свои преимущества в видении ребенка и способах воздействия на него. Педагог имеет возможность наблюдать ребёнка в общении с товарищами, воспитателями, в процессе осуществления образовательной деятельности, самостоятельной игровой и познавательной деятельности, то есть в тех ситуациях, которые большей частью недоступны наблюдению родителей. Но педагог не знает о жизни ребенка в семье, не видит его в общении с близкими и самим собой, следовательно, у него также нет целостной картины развития. Педагоги и родители как партнеры в воспитании дополняют друг друга. Их союз на благо ребенка дает возможность выявить сильные стороны каждого и скорректировать возникающие ошибки. Что же помогает достигать положительных результатов в отношениях с родителями?
Добровольность в сотрудничестве;
искренняя заинтересованность педагогов в решении семейных проблем;
уверенность родителей в доброжелательности и компетентности педагога или психолога;
конфиденциальность индивидуального общения с педагогом и психологом.
Взаимодействие и взаимопонимание возникают тогда, когда педагоги с уважением относятся к взглядам родителей, признают их право воспитывать у своего ребенка те качества, которые являются ценными именно с их точки зрения. Такой подход не только повышает эффективность взаимодействия, но и делает его более гуманным.
Главным итогом деятельности по обеспечению психологопедагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, согласующегося с социальными запросами населения и требованиями ФГОС ДО, является адаптация детей к условиям быстроменяющейся жизни, обеспечение организации образовательного процесса, способствующего, прежде всего, становлению личности ребенка.
Список литературы
1. Инструктивное письмо Министерства образования Российской Федера- ции от 27.03.2000 г. № 27 / 901 – 6 «О психологомедикопедагогическом конси- лиуме (ПМПк) образовательного учреждения».
2. Медикопсихологопедагогическая служба в ДОУ : организация работы / Под ред. Е. А. Каралашвили. – М. : ТЦ Сфера, 2007.
3. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2014.
4. Психологомедикопедагогическая консультация : Методические рекомендации / Под ред. Л. М. Шипицыной. – СПб. : Институт специальной педаго- гики и психологии им. Р. Валленберга, 1999.
5. Психологомедикопедагогическое сопровождение ребё нка с ограниченными возможностями здоровья: методическое пособие/ авт. сост. : Л. И. Загляда, Г. А. Спирина, А. Н. Климова, А. В. Толкачёва; под общей ред. Н. А. Заруба. – Кемерово: Издво КРИПКиПРО, 2007. – 114 с.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. – М. : ТЦ Сфера, 2015.