Ирина Покалеева
Психолого-педагогическое сопровождение воспитательно — образовательного процесса в условиях реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 2
В настоящее время определены Федеральные Государственные стандарты, в соответствии с которыми в системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса. Поэтому забота о реализации права ребенка на полноценное и свободное развитие является сегодня неотъемлемой целью деятельности любого детского сада.
Слайд 3.
Публикация «Психолого-педагогическое сопровождение воспитательно — образовательного процесса в условиях реализации ФГОС» размещена в разделах
Содействие полноценному психическому развитию детей, посещающих детский сад – главная профессиональная задача дошкольного педагога-психолога. Именно психолог должен вовремя заметить, предотвратить и, насколько возможно, исправить возникшие отклонения, чтобы обеспечить нормальное развитие каждого ребенка.
Преодоление этих негативных тенденций возможно только в процессе целенаправленного, систематического, содержательно наполненного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса по социально – эмоциональному развитию.
Слайд 4
Основными направлениями работы по психолого педагогическому сопровождению в детском саду являются:
1. психодиагностика
2. Коррекционно- развивающая работа
3. Психологическое просвещение и консультирование
4. Психопрофилатика.
Слайд 5
Специально подобранные диагностические наблюдения выявляют наличие проблем (разной степени сложности) в личностном развитии детей. Наиболее типичными симптомами этих проблем являются следующие:
1. проблемы связанные с адаптацией
2. Проблемы связанные с умственным развитием (неуспеваемость, плохая память, нарушение внимания, трудности в понимании учебного материала и т. д.)
3. Поведенческие проблемы неуправляемость, грубость, лживость, агрессивность)
4. Эмоциональные и личностные проблемы (Сниженное настроение,повышенная возбудимость, частая смена настроения, страхи раздражительность, тревожность и т. п.)
5. Проблемы общения (замкнутость, повышенная обидчивость)
Слайд 6
Сопровождение адаптационного периода начинается с индивидуальной консультации для родителей на которой обсуждаются вопросы адаптации у ребенка, что может сделать родитель чтобы облегчить для ребенка этот период, в какие игры играть дома, чему необходимо научиться, как прощаться, как настроиться на расставание и самому родителю, ведь известно что период адаптации бывает не только у детей, но и ух родителей.
Весь адаптационный период идет совместное с воспитателем сопровождение ребенка в группе. Я каждый день прихожу на группу и наблюдаю, как ребенок кушает, играет, спит, провожу игры на адаптацию. Результаты наблюдения заносятся в адаптационный лист. Также проводятся консультации для воспитателей по вопросам адаптации, выявляются психологические особенности ребенка.
Слайд 7
Для развития школьно-значимых функций и познавательных процессов использую программу Куражевой «Цвети-семицветик «Приключения будущих первоклассников содержащая элементы сказкотерапии. Занимаясь по этой программе дети попадают в лесную школу где знакомятся с различными проблемными ситуациями, идети здесь не пассивные слушатели, они активно принимают участие в решении этих проблем, они то придумывают продолжение, то подсказывают героям сказки как на надо посупать.
30 лесных сказок раскрывают пять основных тем для дошкольников
адаптация к школе
отношение к вещам связанных с щколой
отношение к урокам
отношение к здоровью
школьные конфликты
Слайд8
Для коррекции эмоционального развития детей существуют различные средства: развивающие игры и упражнения, разнообразный дидактический материал, игротерапия, сказкотерапия. Все это я использую в повседневной работе. Но такими средствами обучения пользуются все педагоги детского сада и для того, чтобы, поддержать познавательный интерес к моим занятиям, необходимо было найти новый прием для развития эмоционального мира детей, такой который бы вызывал не только интерес, но и много положительных эмоций. Свой выбор я остановила на работе с песком.
Слайд 9
Вы наверное замечали, что не только дети но и взрослые, оказываясь на пляже, вдруг начинают увлеченно строить замки из песка. И это не случайно. Вспомните, как приятно ходить босиком по песку, погружать в него руки и пропускать песчинки через пальцы. Эти мельчайшие песчинки активизируют чувствительные нервные окончания на кончиках пальцев и ладонях.
Слайд10
В психотерапевтической практике отмечается, что строя картину из песка, человек переносит на песочный «лист» состояние своего внутреннего мира. Разыгрывая на песке разнообразные сказочные сюжеты, ребенок приобретает бесценный опыт разрешения множества жизненных ситуаций.
По сравнению с другими материалами глиной, красками, пластилином, песок имеет ряд преимуществ: не требует особых умений, подходит для детей не достаточно овладевшими речью
Слайд11
.В своей работе использую две формы работы с песком.
Эта работа в песочнице с использованием кинетического песка и работа с сухим песком на световом столе.
Классический вариант в песочной терапии это построение песочной картины.
Ребенку предлагается волшебный мир или сказочную историю на песке. Обязательный компонент для работы в песочнице- маленькие фигурки или их изображение.
Слайд12
Работа с песком требует определенных правил поведения. Обычно они обговариваются в начале занятия специально подобранным песчаным персонажем. Он приглашает в песочную страну и определяет правила поведения в ней. Персонажем может быть песчаная фея, король песка, черепашка, верблюд.
Здесь же песчаный персонаж дает задание ребенку.
Основная часть это выполнение задание.
Слайд13
В заключительной части которая называется ритуалом прощания песочный персонаж объявляет об окончании путешествия или игры. Происходит прощание с песком.
Слайд14
Говоря о психолого педагогическом сопровождении образовательного процесса нельзя не сказать о таких направлениях как консультирование и психопрофилактика.
Слайд 15
Эти направления охватывают работу с родителями и педагогами.
Остановлюсь подробнее на работе с педагогами.
Слайд16. В работе с педагогами использую различные формы работы. Проводятся различные групповые и индивидуальные консультации, даются практические рекомендации, проводятся семинары практикумы.
Слайд 17
На семинаре Культура речи педагогам в игровой форме предлагались различные проблемные ситуации в которых педагоги боролись за чистоту речи. В заключении семинара была создана композиция затрагивающая основные компонеты речи педагога.
Слайд 18. Таким образом, основу психического здоровья составляет полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах онтогенеза. Создание социально - психологических условий в макросреде каждого ребёнка для успешного развития и обучения с учётом его личностных и индивидуальных особенностей, обеспечивающих такое развитие, является главной целью деятельности психологической службы гимназии.