ТАТЬЯНА МОРОЗОВА
Психолого-педагогический тренинг «Найди выход» для педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развивать исследовательские умения, творческое воображение, чувственный опыт, самопознание.
Первый день.
Учитель-исследователь
Упражнение 1. «Кто я».
Педагоги делятся на пары, встают в круг и в парах рассказывают, что они знают друг о друге. Затем внешний круг передвигается вправо на одного человека и опять продолжается обмен мнениями и т. д. («Вертушка»).
Упражнение 2. «Что я узнал о себе».
Каждый говорит, что нового он открыл в себе после первого упражнения, какие чувства это у него вызвало.
Упражнение 3. «Воспоминание».
Публикация «Психолого-педагогический тренинг „Найди выход“ для педагогов» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
Каждый вспоминает самый смешной случай из своего детства, анализирует его, дает оценку со стороны ребенка и со стороны взрослого, описывает свои чувства.
Упражнение 4. «Разговор на языке чувств. Эмпатическое слушание. Эмпатия.»
Выбирается один «ребенок». Разыгрываются ситуации, все педагоги должны узнать, что нужно ребенку, какие чувства он испытывает, какого его эмоциональное и душевное состояние.
Второй день.
«Мои чувства и ощущения»
Цель: концентрация внимание на собственных чувствах и их осознание. Считывание чувств партнера.
Упражнение 1. «Поговори со своими чувствами»
Разыгрывается какая-нибудь ситуация. Выясняется, какие чувства она вызвала у педагогов. Несколько педагогов «назначаются» этими чувствами. Организуется беседа педагога и педагогов – чувств.
Упражнение 2. «Найди партнера».
Надо найти партнера, испытывающего противоположные чувства, интуитивно, молча. Обменятся чувствами и рассказать друг другу, что вы после этого почувствовали, что внутри вас изменилось.
Упражнение 3. «Скульптор и глина».
Педагоги делятся на активных (скульпторы) и пассивных (глина). Скульптор разогревает, растирает, разминает глину, «строит» скульптуру, «вчувствуясь» в партнера (задача - не причинять неприятных ощущений). Затем педагоги меняются ролями, потом партнерами, обмениваются мнениями: кто из скульпторов какие чувства вызывал? Кого вы понимали лучше?
Упражнение 4 «Считываю чувства партнера».
Педагог представляет себе какую- нибудь ситуацию, чувства, который он испытывает в данной ситуации, располагается в кресле, принимает позу, характерную для выбранного внутреннего состояния. Второй педагог принимает такую же позу, стараясь понять чувства партнера. Сравнивает свои чувства и переживания. Затем педагоги меняются ролями.
Третий день.
«Мое понимание другого».
Цель: нахождение взаимопонимания, ощущения чуткости и бережливости партнера.
Упражнение 1. «Ежик».
Один сворачивается в клубочек, второй старается его развернуть не применяя силы. Надо создать такое условие, которое вызвало бы желание ежика самому развернуться. Потом педагоги меняются ролями и обмениваются мнениями.
Упражнение 2. «Слепой и поводырь».
Поводырь проводит слепого между предметами, касаясь ладони слепого снизу, но не охватывая ее, и сажает на место. Слепой вслух сообщает, что он чувствует, думает, представляет во время движения. Затем слепой и поводырь меняются ролями.
Упражнение 3. «Тень и человек».
Тень повторяет все движения человека. В ходе игры надо постоянно помнить о партнере, чувствовать его, учитывать его, учитывать его скорость движения, пластику. Потом тень и человек меняются ролями.
Упражнение 4. «Зеркало и отражение».
Зеркало должно угадать намерение в него смотрящего.
Упражнение 5. «Круг доверия».
Все встают в круг. В центр выходит один из участников и называет свое имя. Группа повторяет его имя, описывает манеру двигаться, говорить. Стоящий в центре слушает, затем дает свои комментарии.
Упражнение 6. «Родитель и ребенок».
Участники свободно двигаются в пространстве, затем выбирают роли «ребенка» или «родителя», никому не говоря об этом. Потом дети располагаются на полу в свободной позе. Каждый «родитель» выбирает себе ребенка. Родитель молча «играет» с телом ребенка: устанавливает тактильный контакт через касание, поглаживание, манипулирует телом ребенка, но не против его воли. В заключение родители и дети обмениваются.
Четвертый день.
«Найди выход».
Цель: нахождение быстрого решения данной ситуации, развитие остроты ума, творчества, уверенности в себе, речевого общения.
Упражнение 1 «Мама, папа, я».
Педагоги пожеланию выбирают роли «пап», «мам», «детей». Дети садятся на пол. Мама и папа находят друг друга без слов, затем выбирают ребенка, начинают тактильное взаимодействие, воспитание ребенка. Их задача – выработать совместные действия, приятные ему. Ребенок закрывает глаза. Родители делают только то, что приятно ему. (Ребенок может издавать звуки – согласно своему состоянию.)
Упражнение 2 «Необитаемый остров».
Один участник становиться (садиться) в центр круга. Остальные составляют список умений и навыков, которыми обладают этот человек и которые ему пригодятся на необитаемом острове.
Упражнение3. «Рекламный ролик».
Каждый участник «делает клип» - составляет краткую рекламу своей группы. Группа оценивает оригинальность, полноту информации, краткость рекламы.
Упражнение 4. «Открытая трибуна».
Что бы я сказал, если бы был ребенком (руководителем МДОУ, министром просвещения, президентом) ?.
Упражнение5. «Сократовская беседа».
Участникам раздаются карточки с вопросами. Идет обмен мнениями. Каждый ли может быть учителем-исследователем? Легко ли человеку сдерживать свои чувства? «Мозги ржавеют без употребления»? Работа – это удовольствие или обязанность? Человек проявляет свое Я в труде? Дети- цветы жизни? Всегда ли надо отстаивать истину? Помогая другому, ты ослабляешь его силу? Капризный ребенок - это проблема?
Пятый день.
«Мои воспоминания и таланты».
Цель: развитие педагогической наблюдательности, умение видеть и слышать ребенка, творчески решать педагогические ситуации.
Упражнение1. «Воспоминание моего детства». (детские привязанности, любовь и дружба, ложь и фантазия, детские страхи, непослушание).
Педагоги, вспоминая детские годы, описывают свои чувства, последствия своих поступков, анализируют свои действия и действия взрослых.
Упражнение2. «Педагогическая эмпатия».
Участники выбирают любое «смешное» произведение для детей (Н. Носов «Фантазеры», «Огурцы и др.). Зачитывают его и описывают видение одной и той же ситуации ребенком и взрослым.
Упражнение 3. «Добрый и злой учитель».
Характеристика любимого и нелюбимого учителя (по детским воспоминаниям). Анализ чувств, поступков ребенка и взрослого.
Упражнение 4. «Импровизация».
В течение 5 минут придумать фрагмент любого занятия, провести его с группой, которая старается внести проблемные ситуации в занятие. Педагог должен быстро изменить ход занятия, т. е. найти выход из создавшейся ситуации (группа может уводить тему занятия в другое русло).
Упражнение 5. «Массовик – затейник».
В течение 5 минут несколько человек придумывают игры и проводят их с группой.
Упражнение 6. Решение педагогических ситуаций из книги Шевченко Л. Л. «Практичекая педагогическая этика» книга для учителей и родителей – М:Соборъ, 1977. – С. 95,133,235,304, («Унижение», «Ноющий ребенок», «Тест для учителя», «Право учителя»).
Экспресс – опрос.
Мои впечатления о тренинге, что он мне дал.