Анжелика Мананникова
Психолого-педагогический проект «Ребята-дошколята»
▼ Скачать
Срок реализации проекта
: 3 месяца (март, апрель, май) 2019 г.
Участники проекта: воспитанники подготовительной группы, родители, педагог – психолог, воспитатель.
Актуальность проблемы
: Поступление в школу - это новый этап в жизни ребёнка. Многие дети с трепетом, тревогой и волнением переступают порог школы. Ведь их личность стала занимать более значимую социальную позицию – школьника. Это торжественное событие иногда омрачается тревогой, страхом неизвестности. Во избежание негативных эмоций у первоклассников и помощи им в адаптации к школе важную роль играет информация о школе и способ её подачи со стороны родителей и воспитателей детского сада.
Публикация «Психолого-педагогический проект „Ребята-дошколята“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» август 2019
Проблема готовности ребенка к школьному обучению определяется в первую очередь как психологическая: приоритет отдается уровню развития мотивационно – потребностной сферы, произвольности психических процессов, операционных навыков, развитию тонкой моторики рук.
Психологическая подготовка ребенка к школе состоит из трех составляющих.
Во-первых, интеллектуальная готовность, которая включает в себя не только умение считать и писать, но и уровень зрелости познавательных процессов – восприятия, памяти, мышления, воображения, на которых основано обучение.
Вторая важная составляющая – это личностная готовность. Она подразумевает учебную мотивацию, а также умение управлять своим поведением и познавательными процессами.
Третья составляющая психологической готовности – социальная. Это умение ребенка общаться, вступать в контакт со сверстниками и со взрослыми. Это понимание роли ученика и учителя.
Учитывая, что в последнее время в практике дошкольного образования отдается предпочтение методу проектов, подготовка детей к школе на основе данного метода представляется наиболее эффективной.
Цель проекта: формирование представления о школе, положительное отношение к правилам поведения в школе, воспитание культуры поведения и общения.
Задачи проекта:
Для детей:
- формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения;
- развитие творческих способностей, познавательной мотивации, интеллектуальных качеств детей;
- развитие коммуникативных умений во взаимодействии со сверстниками и педагогом, произвольности поведения;
- разработать структуру правил, которые способствовали бы конструктивному взаимодействию между будущими учителями и учениками.
Для родителей:
- расширение диапазона знаний о готовности к школе у родителей детей подготовительной группы;
- акцентирование внимание родителей на мотивационной сфере готовности ребенка идти в школу, показать роль родителя в формировании этой среды;
- познакомить с вариантами игр, направленных на развитие познавательной сферы ребенка.
Для педагогов:
- освоение педагогами инновационных технологий;
- повышение профессионального уровня педагогов;
- дать педагогам представление об уровне готовности детей подготовительной группы к школе.
Формы и методы работы с детьми:
- беседа;
- сюжетно – ролевые игры, двигательные, дидактические игры;
- элементы изотерапии;
- релаксационные упражнения;
- проблемные ситуации;
- психогимнастика.
Принципы работы с детьми:
- принцип научности;
- принцип развивающего обучения;
- принцип воспитывающего обучения;
- принцип наглядности;
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип доступности;
- принцип осознания процесса обучения.
Ожидаемый результат:
- благоприятное течение адаптационного школьного периода;
- формирование у детей мотивационной готовности к школе;
- повышение родительской компетентности в вопросах подготовки детей к школе;
- снижение уровня ситуативной тревоги у родителей по поводу предстоящего перехода детей в школу.
План мероприятий в рамках проекта «Скоро в школу»
№ Мероприятие Цель Сроки проведения Ответственные
1. Беседа «Правила поведения в школе, классе». Виртуальная экскурсия по школе.
Чтение коррекционных сказок М. Панфиловой «Лесная школа».
Анкетирование родителей.
Выявление знаний о школе.
Воспитание отношения к школьным правилам, вещам, урокам, школьным конфликтам, здоровью.
Определить готовность ребенка к школе. 19.03.19 г.
15, 22, 29. 03.19 г.
20.03.19 г. Педагог-психолог: Мананникова А. В.
Воспитатель: Оксюзова А. В.
2. Дидактическая игра «Первоклассник».
Диагностика готовности к школе
Индивидуальное консультирование по итогам диагностики
Просмотр презентации «правила для первоклассников» Закрепить знания о школе.
Обследовать уровень школьной готовности
Психолого-педагогическое просвещение родителей
Формирование положительного отношения к правилам поведения в школе
Апрель, 2019 г. Воспитатель. Педагог-психолог.
3. Выставка рисунков на тему «Школьные правила», «Я в школе»
Проведение родительского собрания «Как готовы дети к школе» Развитие мышления, воображения.
Май, 2019 г. ПДО
Воспитатель
Педагог-психолог
Приложения
Беседа о школе
Педагог – психолог: Дорогие ребята! Сегодня я хотела бы с вами поговорить о школе. Вы – будущие «первоклассники». Сейчас вы в детском саду и вас называют – дошкольники. А когда вы пойдете в школу, то станете - (школьниками, учениками).
Педагог – психолог: Как вы думаете, изменится ли ваш распорядок дня? Как?
Ответы детей:
- нужно будет соблюдать режим дня;
- вставать утром рано в одно и то же время;
- обязательно нужна гимнастика, чтобы организм проснулся и готов был работать весь день;
- умыться, почистить зубы;
- позавтракать, ведь на голодный желудок и работать на уроках будет трудно (иллюстрации);
- привести себя в порядок, надеть школьную форму, причесаться, ведь опрятный ученик – всегда приятно.
- и, конечно же, не забыть школьный портфель.
Педагог - психолог: кто-то живет рядом со школой, а кто-то будет добираться на транспорте – нужно быть осторожным и внимательным (иллюстрации). Дойдя до школы, нужно не задерживаться за разговорами с товарищами, а спешить в свой класс, там уже будут ждать вас. А кто?
Белый мел и мел цветной
У доски всегда со мной
И учебник, и указка –
Пусть урок идет, как сказка.
Учитель – от слова учить. А какие еще слова-родственники можно подобрать к слову «учить» – учитель, учительница, ученик, учащиеся, ученица, учебник, учеба.
Посмотрите, какую большую картину я принесла. Рассматривание картины на интерактивной доске «Урок в школе».
1. Что вы видите на картине? (учитель, ученик).
2. Что ведет учитель? (урок)
3. Что делает учитель? А ученики? (слушают, отвечают, работают на уроке)
4. Где сидят? (за партами)
5. Чем пользуется учитель? (мел, указка, пособия: книги, карандаши, ручки, тетради и т. д.)
6. Как вы думаете, а какой урок ведет учитель? (математику) Почему (пишет цифры)
7. А как ведут себя ученики? Как узнали? (никто не вертится, поднимают руки)
У учеников есть свои правила:
Вставайте дружно каждый раз,
Когда учитель входит в класс
Когда он спросит, надо встать,
Когда он сесть позволит – сядь.
Ответить хочешь – не шуми,
А только руку подними.
8. А какие еще уроки бывают в школе? (физкультура, рисование, чтение, письмо и т. д.)
Как узнает учитель, что урок уже пора заканчивать? (звенит звонок) Давайте тоже устроим переменку! Мы тоже отдохнем, но сначала вспомните несколько правил: на перемене ребята отдыхают, решают свои вопросы, играют, но в школе вести себя очень тоже нельзя, лучше играть в спокойные игры, дружно, не ссорясь; не толкаться.
Проводится физкультминутка:
Перемена, перемена – Заливается звонок.
Первым Вова непременно
Вылетает за порог – семерых сбивает с ног.
Он за пять минут успел переделать кучу дел:
Он подставил три подножки (Ваське, Кольке и Сережке,
Прокатился кувырком, на перила сел верхом,
Лихо шлепнулся с перил,
Подзатыльник получил,
С ходу дал кому-то сдачи,
Попросил списать задачи,
Словом, сделал все что мог!
Ну а тут – опять звонок… (звенит звонок)
Дети поиграли зазвенел звонок
Веселятся Коля с Леной – начинается … (урок,
где Вова поступил неправильно?
Теперь учитель начнет урок рисования. Он вчера предупредил ребят, что будет урок рисования. Как вы думаете, что должны были принести ребята на урок рисования? (краски, кисточку и баночку для воды).
Молодцы! А теперь я прочитаю вам очень интересную историю, а вы подскажете, что нужно сделать.
«Одна ученица пришла из школы, переоделась и побежала играть с подружками. А про задание забыла. Как же ей было стыдно на уроке! Все ребята разложили на партах альбомы, краски и то, что просил учитель, а у нее ничего нет. Она готова была заплакать».
Как бы поступили вы, ребята, в такой ситуации? Может засмеялись бы, стали говорить обидные слова? (Ответы детей). Конечно, помогли бы. Юля дала бы ей лишнюю кисточку, Рома подвинул бы ей свои краски, чтобы вместе пользоваться.
После этого случая девочка никогда не забывала про задание учителя. «Сначала сложи все в портфель, что нужно будет завтра в школе, а потом уже иди играй». А еще я поняла, что если у вас есть лишняя кисточка или карандаш – пусть они лежат в портфеле, может надо будет помочь товарищу. И учитель останется доволен, похвалит вас, и урок пройдет без выяснения отношений.
И так учитель проведет 3 или 4 урока, между которыми будут перемены. А потом дети пойдут домой. Придя домой, какое правило нужно выполнить? (Собрать портфель). Конечно! А потом нужно – отдохнуть, погулять и садиться за уроки.
Я думаю, что вы будете прилежными учениками. Всего вам доброго
Анкета «Психосоциальная зрелость будущего первоклассника»
1. Назови свою фамилию, имя, отчество.
2. Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.
3. Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь, женщиной или мужчиной?
4. У тебя есть брат, сестра? Кто старше?
5. Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года?
6. Сейчас утро или вечер? День или утро?
7. Когда ты завтракаешь - вечером или утром? Обедаешь - утром или днем? Что бывает раньше - обед или ужин?
8. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.
9. Кем работает твой отец, мать?
10. Ты любишь рисовать? Какого цвета этот карандаш (ленточка, платье?
11. Какое сейчас время года- зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?
12. Когда можно кататься на санках - зимой или летом?
13. Почему снег бывает зимой, а не летом?
14. Что делает почтальон, врач, учитель?
15. Зачем нужны в школе звонок или парта?
16. Ты сам (а) хочешь пойти в школу?
17. Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши?
18. В какое время с деревьев опадают листья?
19. Что остается на земле после дождя?
20. Каких животных ты знаешь?
21. Каких ты знаешь птиц?
22. Кто больше: корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у собаки или у петуха?
23. Что больше - 8 или 5, 7 или 3? Посчитай от 3 до 6, от 9 до 2.
24. Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?
25. Хочешь ли ты идти в школу?
26. Как ты думаешь, что хорошего, интересного будет в школе?
27. Как, по-твоему, тебе лучше будет учиться: дома с родителями, в школе с учительницей или если учительница будет приходить к тебе домой?
Оценка ответов. Все баллы суммируются в соответствии с математическими правилами.
1 балл - за правильный ответ на все подвопросы одного пункта (за исключением контрольных).
0,5 балла - за правильные, но неполные ответы на подвопросы пункта.
Правильными считаются ответы, соответствующие поставленному вопросу:
Папа работает инженером. У собаки лап больше, чем у петуха.
Неверными считаются ответы типа: Мама Таня, папа работает на работе.
К контрольным заданиям относятся вопросы: 5, 8, 15, 24.
Они оцениваются следующим образом:
№ 5 - если ребенок может вычислить, сколько ему лет - 1 балл, если он называет года с учетом месяцев - 3 балла.
№ 8 - за полный домашний адрес с названием города - 2 балла, неполный - 1 балл.
№ 15 - за каждое правильно указанное применение школьной атрибутики - 1 балл.
№ 24 - за правильный ответ - 2 балла.
Пункт 16 оценивается совместно с пунктами 15 и 17.
Если в пункте 15 ребенок набрал 3 балла и дал положительный ответ на пункт 16, то в протоколе отмечается положительная мотивация к обучению в школе (общая сумма баллов должна быть не менее 4).
Результат
27-32 баллов - ребенок считается школьно-зрелым.
23-26 балла - ребенок считается средне-зрелыми.
17-22 баллов - низкий уровень психосоциальной зрелости.