Дядюшко Дарья
Психолого-педагогический аспект интегрированного обучения дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
МБОУ «Школа развития № 24» город Нефтеюганск
Выполнила воспитатель: Дядюшко Дарья Андреевна
Психолого-педагогический аспект интегрированного обучения дошкольников
Аннотация: статья раскрывает интегрированного психолого-педагогический аспект обучения в ДОУ
Публикация «Психолого-педагогический аспект интегрированного обучения дошкольников» размещена в разделах
Одна из актуальных задач современного дошкольного образования - развитие цельной личности с высокой активностью во всех видах деятельности. Заслуженный учитель РФ Мерзлякова С. В. подчеркивает, что по - настоящему цельной можно назвать такую личность, у которой в полной мере развито эмоциональное и интеллектуальное начало. Одним из педагогических условий повышения эффективности развития эмоционально-интеллектуальной сферы личности ребенка, по мнению многих исследователей (Ю. К. Бабанский, А. И. Еремкин, И. Д. Зверев, П. Г. Кулагин, Н. А. Лошкарева, В. Н. Максимова, М. М. Поташник, Г. П. Шевченко) является интегрированное обучение дошкольников.
Интегрированное обучение способствует развитию цельной личности детей дошкольного возраста. Это продуманная во всех деталях совместная педагогическая деятельность нескольких педагогов, для обеспечения организации учебного процесса с обеспечением комфортных условий повышения уровня качества знаний воспитанников.
Рассмотрим понятие «интеграция». Само слово integration означает восстановление, восполнение, integrer – целый, принято к употреблению в двух значениях:
1. объединение в целом каких-либо частей, элементов;
2. процесс взаимного приспособления и объединения.
В теории и методиках дошкольного образования идея интегрированного обучения нашла отражение в исследованиях, посвященных взаимодействию различных видов искусства и детской художественной деятельности (Н. А. Ветлугина, Т. С. Комарова, Н. А. Курочкина, О. С. Ушакова и др.).
Интегрированное обучение дошкольников имеет определенные преимущества:
1. повышает мотивацию, формирует познавательный интерес, что способствует повышению уровня обучения и воспитанности учащихся;
2. способствует формированию целостной картины мира, рассмотрению предмета, явления с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной;
3. способствует развитию изобразительных и музыкальных способностей, навыков и умений;
4. способствует развитию речи, помогают глубже понять лексическое значение слова, его эстетическую сущность;
5. позволяет систематизировать знания;
6. способствует развитию в большей степени, чем обычные занятия, эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления учащихся (логическое, художественно-образного, творческого);
7. снимает перенапряжения, перегрузки утомляемости обучаемых, позволяет вовлечь каждого ребенка в активную работу на каждой минуте занятия;
8. способствует повышению, росту профессионального мастерства педагога, так как требует от него владение методикой новых технологий учебно-воспитательного процесса, осуществления деятельного подхода к обучению.
Именно в дошкольном возрасте цельное развитие ребенка строится на основе врожденной готовности к полихудожественному восприятию мира и способности выразить себя в разных видах деятельности. Такой интегрированный подход к содержанию дошкольного образования отразился в комплексных программах - «Программа воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, «Детство», «Развитие», «Истоки», «Радуга», так и парциальных -«Музыкальный мир» (под ред. Т. И. Баклановой, Г. П. Новиковой), «Мы» (под ред. Н. Н. Кондратьевой, «Программа для развития цветовосприятия у детей шести-семи лет» (под ред. С. А. Золочевского, «Гармония» (под ред. Д. И. Воробьевой). Данные программы предполагают интеграцию содержания дошкольного образования в различных направлениях – межпредметном (между разделами) и внутрипредметном (внутри разделов) – на культурологической и экологической основах.
Анализ современных программ показал, что все программы имеют несомненные достоинства, выражающиеся в интегрированном подходе к содержанию образования дошкольников, основанном на всеобщности и единстве законов природы, целостности восприятия ребенком окружающего мира. Недостатком данных программ является недостаточное использование возможностей культурно-досуговых мероприятий в эстетическом развитии дошкольников.
Интегративный подход, основанный на целостности восприятия ребенком окружающего мира, выступает как ведущий принцип проектирования содержания дошкольного образования и позволяет обеспечить условия для организации познания в рамках целостного процесса, где ребенок осваивает базовые категории с различных точек зрения в разных образовательных сферах. Интегрированные занятия побуждают дошкольников к активному познанию окружающей действительности, нахождению и осмыслению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей и речи. Форма проведения интегрированных занятий нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение занятия поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий. Интегрированные занятия снимают утомляемость, перенапряжение воспитанников за счет переключения на разнообразные виды деятельности, ощутимо повышают познавательный интерес и мотивацию к обучению, развивают воображение, внимание, память. Интегрированное занятие также предполагает обязательное развитие творческой активности воспитанников. Наибольший эффект интегрированные занятия дают тогда, когда проводятся в системе.
Один из важных принципов проектирования интегрированного занятия – определение соотношения знакомого и нового материала. Последний обязательно должен основываться на имеющихся и хорошо усвоенных знаниях, что способствует быстрому построению ассоциаций, привлечению ребенка к разрешению проблемной ситуации из собственного опыта. При проектировании интегрированного занятия необходимо следующее:
- выделить в программе по каждому направлению сходные или единые темы; - определить задачи развития детей на данный период;
- определить области, интегрирование которых целесообразно и будет способствовать созданию у ребенка целостного представления об объекте изучения;- проанализировать и отобрать из этих областей такое содержание, интеграция которого наиболее важна;
- продумать развивающие задачи;
- использовать разнообразные виды деятельности, имеющие возможность интеграции друг с другом.
Таким образом, интегративный подход к педагогическому процессу позволяет в процессе обучения сформировать у дошкольников целостную картину мира и создать предпосылки для их всестороннего развития.
Список литературы:
1. Безрукова В. С. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике: Сб. научных трудов. Свердловск, 1990.
2. Белая К. Ю. и др. Интеграция - как основной инструмент создания новой модели ДОУ//Управление ДОУ. 2003. №4.
3. Иванов В. Г. Теория интеграции образования. УФА, 2005.
4. Сажина С. Д. Технология интегрированного занятия в ДОУ : Методическое пособие. - М. : ТЦ Сфера, 2008.-128с.
5. Черданцева. А. П. Интегрированный праздник в детском саду // Мир игры и празднично-игровая культура Детства: Материалы научно-практических конференций по празднично-игровой культуре. Часть II / Ответственный редактор С. В. Григорьев; Под общей редакциией Д. Л. Монахова, С. В. Григорьева, А. С. Фролова. - М. : ОДИ-International, МГДД (Ю)Т, 2010. - 196 с. - с. 172-182.