Евгения Кириллова
Психолого-педагогический подход к театральной игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Игра — наиболее доступный ребенку и интересный для него способ выражения впечатлений, знаний и эмоций.
Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения. В театрализации осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Театр является средством самовыражения и самореализации ребенка.
Публикация «Психолого-педагогический подход к театральной игровой деятельности» размещена в разделах
Театрально-игровая деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания: у детей развивается художественный вкус, творческие и декламационные способности, формируется чувство коллективизма, развивается память.
Значение и специфика театрального искусства заключаются в одномоментности сопереживания, познавательности, эмоциональности, коммуникативности, живом воздействии художественного образа на личность.
Театр — один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные моменты, связанные с формированием коммуникативных качеств личности, развитие личности, развитие личности, развитие речи, художественное развитие.
А. В. Щеткин (автор книги «Театрализованные занятия в детском саду») театрализованную игру делит на две группы:
драматизация
режиссерская
В играх-драматизациях ребенок-артист
самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима)
производит собственные действия исполнения роли.
Видами игры-драматизации являются:
• игра-имитация образов животных, людей, литературных персонажей;
• ролевой диалог на основе фрагмента текста;
• инсценирование отрывка или целого произведения;
• спектакль по одному или нескольким произведениям;
• игра-импровизация с разыгрыванием сюжета или соединения нескольких сюжетов без предварительной подготовки.
В режиссёрской игре артистами являются игрушки или их заменители, а ребёнок организует деятельность, управляя ими как «сценарист и режиссёр». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, ребёнок также использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров : настольный плоскостной и объемный, театр игрушек и картинок, кукольный (би-ба-бо, пальчиковый, марионеток).
Л. С. Выготский выделяет две группы способностей, важных в театрализованной деятельности :
моделирование и символизация развития.
СИМВОЛИЗАЦИЯ- это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
СИМВОЛ – то, что служит условным знаком какого- нибудь понятия, чего- нибудь отвлеченного. (С. И. Ожегов)
По мнению Выготского работа с символами повышает умственные способности ребенка. Учит детей анализировать, сравнивать, обобщенно воспринимать действительность, активизировать познавательную активность.
(плохое настроение- дождь; дружба- рукопожатие).
Моделирования развитие заключается в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.
Игра «Полет шмеля».
Игра с педагогами
Каждому педагогу раздается лист бумаги и карандаш (цвет на выбор). Педагог должен с помощью символов (знаков) изобразить свое настроение.