Ольга Твердохлебова
Консультация для педагогов «Режиссёрско — педагогический подход к постановке детского спектакля»
▼ Скачать + Заказать документы
Режиссёрско — педагогический подход к постановке детского спектакля
«Театр - это такая кафедра, с которой можно сказать миру много добра»
Н. В. Гоголь.
Данное утверждение известного писателя подчеркивает воспитательную функцию театра.
Любая постановка спектакля с детьми в ДОУ отвечает задачам воспитания и развития театрализованной деятельности дошкольников. Но только профессионально осуществлённый режиссёрский процесс постановки может создать феномен педагогического театра.
Публикация «Консультация для педагогов „Режиссёрско — педагогический подход к постановке детского спектакля“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
Постановку спектаклей в ДОУ осуществляют воспитатели, музыкальные руководители, педагоги дополнительного образования, занимающиеся организацией театральной деятельности. Поэтому им необходимо овладеть технологиями режиссерской постановочной работы. Проектирование всех ее этапов осуществляется на основе разработки режиссерского постановочного плана будущего спектакля, который служит развернутым планом постановочного замысла детского спектакля. Это необходимая часть организационной, постановочной работы, отражающая этапы, ход и проектирование результатов.
Основные этапы работы над спектаклем.
Первый этап работы над спектаклем связан с её выбором.
Какое произведение, сказку или инсценировку выбрать для постановки? Какова сложность развития действия в выбранном произведении?
Готовя инсценировку по русским народным сказкам «Репка» и «Курочка Ряба», сначала проводится беседа о жизни и быте русских людей много лет назад, о том, во что они одевались, чем питались, какие обычаи соблюдали, как общались между собой. Так же можно рассмотреть художественные иллюстрации, послушать русскую народную музыку. Всё это расширит кругозор, активизирует познавательный интерес, поможет почувствовать атмосферу сказочных событий.
Второй этап предполагает деление спектакля на эпизоды. Дети пересказывают каждый эпизод, дополняя друг друга и придумывая им названия. Например: «Дед посадил репку», «Курочка Ряба», «Выросла репка». Это помогает детям легче ориентироваться в событиях.
Третий этап – Этюдно-игровое знакомство с текстом и распределение ролей. Здесь определяется сколько детей группы будет включено в спектакль? Сколько действующих лиц нужно добавить или сократить, чтобы у каждого ребенка была роль. Роли распределяются с учетом индивидуальности каждого ребенка, его возможностей и пожеланий.
Четвёртый этап – знакомство детей с музыкальными произведениями, которые будут звучать в спектакле. Яркие музыкальные образы помогают детям найти соответствующее пластическое решение. Сначала дети просто импровизируют движения под музыку, самостоятельно отмечают наиболее удачные находки. Затем они двигаются, превращаясь в какой-либо конкретный персонаж, меняя походку, позы, жесты, наблюдая друг за другом.
Пятый этап – это постепенный переход к тексту спектакля. На репетициях один и тот же отрывок повторяется разными исполнителями, т. е. один и тот же текст звучит много раз, это позволяет детям довольно быстро выучить практически все роли. В этот период уточняются предлагаемые обстоятельства каждого эпизода (где, когда, в какое время, почему, зачем) и подчёркиваются мотивы поведения каждого действующего лица (Для чего? С какой целью). Дети, наблюдая за действиями в одной роли разных исполнителей, способны оценить, у кого это лучше получается, естественнее и правдоподобнее.
Шестой этап начинает работу над выразительностью речи и подлинности поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен. Ребёнок в силу возрастных психологических особенностей всегда играет самого себя, он ещё не способен перевоплощаться, играя чувства другого человека. Нельзя навязывать своё мнение, иначе это приведёт к запрограммированности поведения и будет выглядеть не правдоподобно.
Седьмой этап – репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита (можно условными, с музыкальным оформлением. Надо следить за тем, чтобы дети не повторяли поз, жестов, интонаций других исполнителей, а искали свои собственные варианты. Необходимо учить детей размещаться по сцене, не сбиваясь, не загораживая друг друга.
Восьмой этап – репетиция всего спектакля целиком с элементами костюмов, реквизита и декораций. Уточнение темпоритма спектакля. Назначение ответственных за смену декораций и реквизита. В зависимости от возможностей и подготовленности коллектива количество общих репетиций всего спектакля может быть от одной до трёх.
Девятый этап – премьера спектакля – является одновременно генеральной репетицией, поскольку до этого момента дети ни разу не действовали в костюмах. Первыми зрителями становятся педагоги, которые, в отличие от родителей, очень строгие и объективные и дети всего детского сада (по возрасту). Обсуждение спектакля со взрослыми и с детьми. Работа над ошибками.
Десятый этап – заключительный – это повторные показы спектакля. Для детей важным и полезным является период подготовки спектакля, а затем возможность играть его как можно дольше и чаще. Неверно утверждение, что детям надоедает играть одно и то же. Ребята пытаются действовать каждый раз по-разному, это элемент творческой импровизации. Кроме того, спектакли можно играть в разных составах. Одна и та же роль в исполнении разных детей совершенно меняется, приобретая новые краски и звучание. Каждый вкладывает в неё свой маленький опыт, свои эмоции и ощущения. Здесь задача педагога – раскрыть индивидуальность ребёнка, научить его искать свои выразительные средства, а не подражать другим исполнителям.