Валентина Фролова
Психолого-педагогический тренинг для родителей «Скоро в школу мы пойдём»
▼ Скачать + Заказать документы
Психолого-педагогический тренинг для родителей
«Скоро в школу мы пойдём».
Цель: Способствовать развитию отношений партнерства и сотрудничества взрослых с ребенком.
Задачи:
1. Повысить компетентность родителей в понимании внутренних переживаний и потребностей ребенка.
2. Обучить родителей играм, развивающим познавательную и эмоциональную сферу, вести диалог, содержанием и целью которого является познавательный материал и особенности человеческих отношений.
Публикация «Психолого-педагогический тренинг для родителей „Скоро в школу мы пойдём“» размещена в разделах
3. Способствовать повышению адаптивности детей, формированию гибкой самооценки.
Продолжительность: 60 мин.
Согласно трансактному анализу Э. Берне, в каждом из нас живё т три человека:
Родитель : позиция, его направлена на полезные действия, символизируется словом «нельзя»
Взрослый: позиция, направлена на рациональную информацию и выживаемость, символизируется фразой «немного можно».
Дитя: позиция, характеризуется непосредственностью, творческой направленностью, интуицией, символизируется словами: «Я хочу».
Те из нас, кто сохранил в себе ребёнка, живут более интересно, эмоционально насыщенно, лучше понимают проблемы своих детей.
Уважаемые родители, предлагаю вам построить модель взаимодействия называемого «сотрудничество» в процессе обучения детей в игре.
1. Упражнение: Знакомство. Приветствие. Для этого нам необходимо познакомиться. Хаотично перемещаясь по комнате, найдите себе пару: родитель с ребенком. Поздоровайтесь друг с другом каким – либо способом: кивком головы, ладошками. плечиком, носиком, пяточками. и т. д.
А сейчас, пожалуйста, сядьте на стулья.
2. Упражнение: «Погружение в детство». (Визуализация).
Представьте себя на месте ребенка.
Сядьте удобнее, прислушайтесь к своему дыханию, оно ровное и спокойное.
Почувствуйте тяжесть в руках и ногах.
Поток времени уносит вас в детство, в то время когда вы были маленькими.
Тихий солнечный день, вам 6-7-лет. Вы идете по улице. Посмотрите, что на вас надето: школьная форма. Вам весело. Вы идете по улице. Рядом с вами близкий человек: мама, папа, бабушка. Посмотрите, кто это. Вы берете его за руку и чувствуете теплую, надежную руку. Отпускаете руку и убегаете вперед, но недалеко, ждете своего близкого человека и снова берете его за руку. Вдруг вы слышите смех, поднимаете голову и видите, что держите за руку другого, незнакомого вам человека. Вы оборачиваетесь и видите, что ваш близкий человек стоит и улыбается. Вы бежите к нему, снова берете за руку, смеётесь над тем, что произошло.
А сейчас пришло время вернуться назад, в эту комнату. Когда будете готовы, откройте глаза.
Вопросы:
- Удалось ли вам хоть на минуту вернуться в детство?
- Осознали ли вы присутствие взрослого, надежного человека в жизни ребенка?
- Какова роль взрослого в формировании уверенности в дальнейшей жизни, в освоении новой социальной позиции, новой социальной роли - школьника
Психологическая готовность ребё нка имеет условно несколько направлений: мотивационно-потребностная, интеллектуальная, социально-личностная, эмоциональная, функциональная. Освоить школьную программу способен ребенок, будучи личностью, субъектом, психологически готовым к школьному обучению.
2. Сюжетная игра "Путешествие в страну знаний"
Последовательное выполнение заданий вместе с взрослым в соответствии с сюжетной линией. Тип взаимодействия - сотрудничество
Цель: Становление у детей внутреннего плана умственных действий. Определение умственной работоспособности ребёнка, способности к регуляции познавательного процесса.
Решение занимательных задач на развитие вербально-логического мышления, пространственного, абстрактного, на комбинаторику и выявление закономерностей.
Рефлексия:
Легко ли было в процессе выполнения задания вдвоем, перехватить инициативу?
Каковы последствия, когда инициатива ребёнка игнорируется?
Какова продуктивность совместной деятельности?
На каком этапе наступило утомление у ребёнка?
Личность человека определяется системой отношений к себе, к людям, к окружающему миру. Все личностные характеристики индивида: особенности интеллекта, коммуникативные навыки, эмоциональные проявления, эстетические идеалы, регулятивные механизмы, самооценка интегрирует в целое — личность.
Мостиком между школой и детским садом является достаточно сложный период вхождения в школьную жизнь — адаптация. Показателем адаптивности ребёнка является самооценка.
3. Диагностика Использование методики самооценки «Дерево» (Лампен Д., в адаптации Пономаренко Л. П.)
Рефлексия:
Что стало причиной выбора позиции для ребёнка?
На сколько совпадают реальное и желаемое положение ребёнка?
Какие чувства вы испытывали?
4. Работа с анкетой "Особенности становления школьной зрелости у ребёнка дошкольного возраста".
Профилактика школьнойдезадаптации.
Мир ребенка отличается от мира взрослого. Становление родительства - кропотливый и нелегкий труд. Важнейшим показателем качества родительства признается компетентность матери и отца в гибкости, адаптивности, изобретательности их позиций. Родительская компетентность предполагает осознание взрослыми собственного опыта взаимоотношений с ребенком. Для этого необходимо переосмыслить свои воспитательные установки и стереотипы мышления, раскрыть свои внутренние резервы.
5. Заключение. Упражнение «10 шагов к толерантности».
Ведущий. На ваших столах находятся «Лестницы толерантности». Три первые ступени бесспорны.
Первая ступень «Признания – способность видеть в ребёнке именно другого, как носителя других, детских ценностей: взглядов, мышления, осознание его права быть другим.
Вторая ступень «Принятия» - положительное отношение к его отличиям.
Третья ступень «Понимание» - умение увидеть ребёнка изнутри, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения – своей и его.
Следующие ступени – ступени Поступков. Наполните содержанием эти ступени…
- Активное эмоциональное принятие поведения (ситуативность) ребёнка.
- интерес к внутреннему миру, личности ребёнка.
- интерес к деятельности ребёнка.
- эмоциональное принятие индивидуальных особенностей
- принятие миропонимания, познавательной позиции.
- предложение сотрудничества.
- заинтересованное участие в обсуждении различных идей.
-оказание непосредственной помощи.
- принесение извинений.
- отказ от негативных эмоциональных высказываний.
- отказ от оценок поведения.