Елена Рябчикова
Психолого-педагогический семинар «Формирование самооценки и образа «Я» у детей 5–7 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Психологи утверждают, что окружающие воспринимают нас именно так, как мы позиционируем себя перед ними. А это зависит напрямую от того, как мы к себе относимся, то есть от самооценки. Она складывается из представления о себе, адекватного критичного отношения к имеющимся возможностям, веры в собственные силы и имеет 3 уровня:
- Завышенный или неадекватно высокий, когда восприятие себя не соотносится с реальными возможностями. Здесь имеет место переоценка своих умений, способностей, достижений.
Публикация «Психолого-педагогический семинар „Формирование самооценки и образа „Я“ у детей 5–7 лет“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Самооценка детей, развитие уверенности
- Семинар, практикум
- Темочки
- Нормальный или адекватно высокий. Основан на позитивном отношении к себе. При этом результаты деятельности, сильные и слабые стороны оцениваются человеком реалистично.
- Заниженный или низкий, когда человек не верит в себя, в свои силы, ощущает себя неспособным, слабым. Часто это сопровождается отсутствием уважения к себе и окружающим, недоверием к себе и миру.
Самооценка оказывает огромное влияние на все аспекты жизнедеятельности человека: взаимоотношения с окружающими, выбор профессии, места работы, спутника жизни… Ее формирование – процесс сложный и длительный, зависит от многих факторов. Некоторые психологи утверждают, что даже у взрослых восприятие себя не всегда устойчиво и может меняться вследствие различных воздействий. Вместе с тем, образ «Я» начинает формироваться еще в дошкольном детстве. Основное значение здесь имеет характер взаимодействия с наиболее близкими и авторитетными людьми.
У большинства дошкольников самооценка завышена, что является нормальным для этого возраста. Кроме того, им еще трудно отделять свои действия от собственной личности в целом. Именно поэтому они тяжело переносят сравнение со сверстниками. Ведь признать, что ты что-то сделал хуже, чем другой, значит, согласиться с тем, что ты в целом хуже его.
Что способствует формированию достаточно высокой, но при этом адекватной самооценки? В первую очередь это реальные оценки взрослыми действий и достижений ребенка. Также необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка (возраст, тип темперамента, состояние здоровья, интересы, склонности, предпочтения). Требования, предъявляемые к ребенку, должны быть адекватными, отвечающими его актуальным возможностям или совсем немного превышающими их. Такое отношение мобилизует детские ресурсы, придает уверенности, вызывает желание действовать. Если ожидания родителей слишком завышены, то малыш будет чувствовать себя несостоятельным, неуспешным. Недопустимыми являются резкие переходы от только положительных оценок к негативным, от строгого тона к ласковому заискиванию и наоборот. Это нарушает представление ребенка о себе и может приводить к неустойчивой самооценке, которая будет колебаться в зависимости от ситуации.