Получи документы

Психолого-педагогический доклад «Тифлопедагогика как наука о нарушении зрения»

Ермакова Елена
Психолого-педагогический доклад «Тифлопедагогика как наука о нарушении зрения»
▼ Скачать + Заказать документы

«Тифлопедагогика как наука о нарушении зрения»

Содержание

Введение

1. Определение и назначение адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для слепых обучающихся

2. Программа формирования универсальных учебных действий у слепых обучающихся

3. Программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области

Публикация «Психолого-педагогический доклад „Тифлопедагогика как наука о нарушении зрения“» размещена в разделах

4. Программа духовно-нравственного развития, воспитания

5. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

6. Программа коррекционной работы

7. Программа внеурочной деятельности

Заключение

Введение

Что означает аббревиатура ОВЗ? Расшифровка гласит: ограниченные возможности здоровья. К данной категории относятся лица, которые имеют дефекты в развитии, как в физическом, так и в психологическом. Фраза «дети с ОВЗ» означает некоторые отклонения в формировании ребенка при необходимости создания специальных условий для жизни.

Дети с ОВЗ, виды их, предусматривают коррекционные схемы обучения, с помощью которых ребенка можно избавить от дефекта или существенно уменьшить его влияние. Так, например, при работе с ребятами, имеющими нарушения зрения, используются специальные развивающие компьютерные игры, которые помогают улучшить восприятие данного анализатора.

В современных условиях значительно возрастает ответственность тех, кто создает специальные образовательные условия для детей с особыми образовательными потребностями.

При правильном и вовремя начатом развитии ребенка многие отклонения в дальнейшем становлении можно значительно смягчить. Образование детей с ОВЗ должно быть качественным. В настоящее время наблюдается рост количества ребят с тяжелейшими нарушениями, но вместе с этим благодаря использованию новейшего оборудования, современным коррекционным программам многие ученики достигают нужного уровня развития в своей возрастной категории.

1. Определение и назначение адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для слепых обучающихся

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования разрабатывается в строгом соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и представляет собой образовательную программу, адаптированную для обучения слепых обучающихся с учетом их возрастных, типологических и индивидуальных особенностей, а также особых образовательных потребностей.

АООП НОО для слепых обучающихся самостоятельно разрабатывается и утверждается образовательной организацией, осуществляющей образовательную деятельность в соответствии со Стандартами с учетом примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для слепых обучающихся.

АООП НОО для слепых обучающихся определяет содержание образования, ожидаемые результаты и условия ее реализации.

Структура АООП НОО для слепых обучающихся в соответствии со Стандартом должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации АООП НОО для слепых обучающихся, а также способы определения достижения этих целей и результатов.

Содержательный раздел определяет общее содержание АООП НОО для слепых обучающихся и включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов.

Организационный раздел включает:

учебный план НОО, включающий предметные и коррекционно-развивающую области, направления внеурочной деятельности;

систему условий реализации АООП НОО в соответствии с требованиями Стандарта.

В основу разработки АООП НОО для слепых обучающихся заложены дифференцированный и деятельностный подходы.

Дифференцированный подход к построению АООП НОО для слепых обучающихся предполагает учет их особых образовательных потребностей, в том числе индивидуальных, типологических особенностей развития, которые проявляются в наличии разных возможностей в освоении содержания образования.

Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности и структуру образования с учетом специфики развития личности слепого обучающегося.

В основу формирования АООП НОО для слепых обучающихся положены следующие принципы:

принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);

принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;

принцип коррекционной направленности образовательного процесса;

принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;

онтогенетический принцип;

принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования слепых обучающихся на всех ступенях;

принцип целостности содержания образования, поскольку в основу структуры содержания образования положено не понятие предмета, а - «образовательной области»;

принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность овладения слепыми обучающимися всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;

принцип переноса усвоенных знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечивает готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке, активной деятельности в реальном мире;

принцип сотрудничества.

2. Программа формирования универсальных учебных действий у слепых обучающихся

Программа формирования универсальных учебных действий конкретизирует требования Стандарта к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения АООП НОО для слепых обучающихся и служит основой для разработки примерных программ учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области.

Программа формирования УУД направлена на обеспечение системно­деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта, и призвана способствовать реализации развивающего потенциала начального общего образования слепых обучающихся с учетом их особых образовательных потребностей, развитию системы УУД, выступающей как инвариантная основа образовательного процесса и обеспечивающей слепым обучающимся умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Это достигается путём освоения слепыми обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, способов сенсорно-перцептивной деятельности, компенсаторных умений и навыков в рамках курсов коррекционно-развивающей области, сознательного, активного присвоения нового социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, если они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих обучающихся. Качество усвоения знаний, умений и навыков определяется освоением ими универсальных учебных действий.

Формирование УУД, обобщенных способов действий выступает основой реализации ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся, обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач, возможность саморазвития слепых.

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности обучающегося независимо от её предметного содержания.

Универсальные учебные действия обеспечивают этапы

усвоения учебного содержания, развития их самостоятельности и определенной независимости от зрячих.

Программа УУД направлена на формирование у слепых обучающихся личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий.

Формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих решение задач общекультурного, ценностно-личностного, познавательного развития слепых обучающихся, реализуется в рамках целостного образовательного процесса в ходе изучения системы учебных предметов и курсов коррекционно-развивающей области, в условиях внеурочной и внешкольной деятельности.

В рамках учебных предметов формируются различные универсальные учебные действия.

3. Программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области

Программы по учебным предметам разрабатываются в соответствии с требованиями к результатам освоения АООП НОО на основе Стандарта, носят примерный характер и служат ориентиром при разработке педагогическими работниками учебных программ.

В АООП НОО для слепых обучающихся приводится основное содержание по всем обязательным предметам (за исключением родного языка и литературного чтения на родном языке, которое должно быть в полном объёме отражено в соответствующих разделах рабочих программ учебных предметов, в содержании курсов коррекционно-развивающей области. Остальные разделы программ учебных предметов формируются с учётом региональных, национальных и этнокультурных особенностей, состава класса, а также выбранного комплекта учебников.

4. Программа духовно-нравственного развития, воспитания

Программа духовно-нравственного развития, воспитания слепых обучающихся направлена на духовно-нравственное развитие обучающихся, их социализацию, организацию нравственного уклада школьной жизни в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательной организации, семьи и других институтов общества.

Целью духовно-нравственного развития, воспитания слепых обучающихся является воспитание высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России, обладающего значимыми для него качествами личности: активности, самостоятельности, коммуникабельности, развитие мотивационно - потребности сферы.

Задачи духовно-нравственного развития, воспитания слепых обучающихся:

гражданско-патриотическое воспитание, направленное на формирование и развитие личности;

формирование основ нравственного самосознания личности (совести) - способности обучающегося выполнять собственные нравственные обязательства, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

формирование основ нравственного отношения к жизни в обществе зрячих;

формирование трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

воспитание положительного и бережного отношения к природе, окружающей среде, любознательности и взаимодействия с миром живой и неживой природы;

формирование способности к преодолению трудностей, развитие мобильности;

формирование эстетического сознания, нравственных и эстетических ценностей и культуры поведения;

формирование навыков организации сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями в решении общих проблем;

развитие доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, понимание других людей и сопереживание им;

воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;

воспитание потребности в социальных контактах, социально-бытовой и пространственно-ориентировочной деятельности;

формирование уважительного отношения к родителям, заботливого отношения к старшим и младшим;

формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;

воспитание бережного отношения к своему здоровью, сохранным анализаторам, в том числе к остаточному зрению и здоровому образу жизни.

Реализация программы духовно-нравственного развития, воспитания слепых обучающихся осуществляется по различным направлениям, включающим духовные, нравственные и культурные традиции нашей страны.

В качестве планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся выступают: расширение, обогащение духовно-нравственных представлений, нивелирование негативных качеств характера и личностных проявлений слепых обучающихся.

Особыми достижениями в духовно-нравственном развитии, воспитании слепых обучающихся выступает развитие у них способности использовать сформированные представления (нравственные и социальные, способы деятельности, положительные личностные качества в реальной жизни.

5. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

Процесс формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, являясь составной частью воспитательного процесса слепых обучающихся, опирается на общие и специальные принципы.

Программа построена на основе общенациональных ценностей российского общества, таких как гражданственность, здоровье, природа, экологическая культура, безопасность человека и государства.

Программа направлена на развитие мотивации и готовности слепых обучающихся повышать свою экологическую грамотность, действовать предусмотрительно, осознанно придерживаться здорового и экологически безопасного образа жизни, познавать и ценить природу как источник жизни и духовного развития, информации, красоты, здоровья, материального благополучия; на освоение слепыми обучающимися правил собственной безопасности жизнедеятельности в предметно-пространственной среде школы.

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни cформирована с учётом факторов, оказывающих негативное влияние на состояние здоровья слепых обучающихся.

Цель программы: формирование основ экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни путем расширения и обогащения опыта экологически сообразного и безопасного поведения в социальной и природной среде.

Задачами программы выступают:

формирование элементарных экологических знаний, представлений;

формирование представлений о факторах риска для здоровья человека;

формирование представлений о факторах риска для остаточного зрения (бесконтрольные физические нагрузки, нерегламентированная зрительная работа, несоблюдение светового режима и др.);

развитие потребности в использовании средств оптической коррекции (для слепых обучающихся с остаточным зрением, тифлотехнических средств и приемов, облегчающих пространственную ориентировку и овладение обучающимися предметно-практической деятельностью;

развитие позитивного отношения к выполнению правил личной гигиены, в том числе гигиены глаз, выполнение режимных моментов, соблюдение принципов правильного питания);

формирование элементарных представлений о здоровом образе жизни, и способах его поддерживания;

формирование представлений о возможных чрезвычайных обстоятельствах и основных правилах поведения в экстремальных ситуациях;

формирование способов безопасного поведения в различных видах деятельности (учебной, трудовой, спортивной и др.);

воспитание бережного отношения к живой и неживой природе;

воспитание потребности обращаться по любым вопросам, связанным с состоянием здоровья, к медицинским работникам, находящимся в образовательной организации.

Наиболее эффективным путём формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни слепых обучающихся является направляемая и организуемая взрослыми практическая работа обучающихся с учетом их особых образовательных потребностей.

6. Программа коррекционной работы

Целью программы коррекционной работы выступает оказание помощи слепым обучающимся в освоении АООП НОО, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.

Задачами программы выступают:

создание образовательной среды, обеспечивающей максимально благоприятные условия для личностного развития каждого слепого обучающегося;

создание условий для формирования у слепых умений и навыков, способствующих их социальной адаптации и интеграции;

профилактика возникновения вторичных отклонений в развитии, коррекция физического развития;

оптимизация процесса освоения слепыми обучающимися АООП НОО;

оказание педагогическим работникам, родителям (законным представителям, консультативной помощи по вопросам обучения и воспитания слепых обучающихся.

7. Программа внеурочной деятельности

Целью организации внеурочной деятельности является создание условий для достижения слепыми обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Задачами организации внеурочной деятельности является:

обеспечение адаптации слепых обучающихся к школьному обучению;

оптимизация учебной нагрузки слепых обучающихся, учет возрастных и индивидуальных особенностей, особых образовательных потребностей слепых обучающихся;

улучшение условий для развития слепых; содействие развитию индивидуальности обучающихся; нравственного, эмоционального волевого компонентов мировоззрения; познавательного интереса; потребности к самообразованию и творчеству; целеустремленности, аккуратности;

формирование у слепых обучающихся потребности в продуктивной, социально-одобряемой деятельности, положительной «Я - концепции», которая характеризуется: уверенностью в доброжелательном отношении к ним других людей, убеждённостью в успешном овладении тем или иным видом деятельности, чувством собственной значимости;

развитие личности обучающихся, коррекция нарушений развития и профилактика возникновения вторичных отклонений.

Совершенствование содержания, организационных форм реализации внеурочной деятельности слепых обучающихся будет осуществляться более эффективно при соблюдении общих и специальных принципов.

Внеурочная деятельность должна способствовать социальной интеграции слепых обучающихся путем организации и проведения мероприятий, в которых предусмотрена совместная деятельность с обучающимися, не имеющими ограничений по возможностям здоровья, с представителями различных организаций.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

Заключение

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования (ООП НОО) является нормативным документом образовательной организации, разработанным в соответствии с федеральным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) и на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования. ООП НОО регламентирует особенности организационно-педагогических условий и содержание деятельности образовательного учреждения по реализации ФГОС НОО.

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования определяет содержание и организацию образовательного процесса на уровне начального общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся с задержкой психического развития, с учетом индивидуальных и психофизических особенностей развития, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Адаптированная основная общеобразовательная программа содержит целевой, содержательный, организационный разделы, наполнение которых обеспечивается спецификой работы образовательного учреждения.

Публикации по теме:

Краткосрочный психолого-педагогический проект «Радуга эмоций» Тема проекта: Знакомство детей младшего возраста с миром эмоций «Радуга эмоций». Срок реализации проекта: 24 апреля – 12 мая 2017г Актуальность.

Педагогический доклад «Формирование сюжетно-отобразительных умений у детей раннего возраста» Педагогический доклад «Формирование сюжетно-отобразительных умений у детей раннего возраста». Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада представить.

Психолого-педагогический аспект креативности Исследуя проблему творчества, ученые предложили назвать способность, соответствующую творческой деятельности, креативностью [7]. Область.

Психолого-педагогический краткосрочный проект «Необычные приключения» Проблема: по итогам срезовой диагностики области «физическая культура» в группе общеразвивающей направленности для детей от 5 до 6 лет на.

Психолого-педагогический практикум для педагогов «Благоприятный морально-психологический климат в коллективе» ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ: «БЛАГОПРИЯТНЫЙ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В КОЛЛЕКТИВЕ – ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ.

Психолого-педагогический проект «Развитие произвольности у детей 6 лет через взаимодействие специалистов» Вид проекта: ролево - игровой Продолжительность проекта: краткосрочный. Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников,.

Психолого-педагогический проект «Занимательная математика на песке»Психолого-педагогический проект «Занимательная математика на песке» ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Формирование элементарных математических представлений дошкольников с использованием технологии «Игры с.

Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с нарушением интеллекта как психолого-педагогическая проблема Проблемы семьи, имеющей ребенка с нарушением интеллекта, проявляются в различных сферах ее жизни. В истории развития человечества взаимоотношения.

Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребёнка с нарушением зрения. На сегодняшний день в России, в зависимости от ряда причин, намечается тенденция к увеличению числа детей–инвалидов и лиц с ограниченными.

Совместный психолого-педагогический проект «Разноцветная неделька» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Ирбит «Детский сад № 21» Совместный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогический доклад «Тифлопедагогика как наука о нарушении зрения»
Опубликовано: 18 октября 2017 в 20:33
+43Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психолого-педагогический доклад «Тифлопедагогика как наука о нарушении зрения»» (включая файлы) размещена пользователем Ермакова Елена (УИ 1298148) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 18.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД