Анна Иванова
Психолого-педагогический проект «Занимательная математика на песке»
▼ Скачать + Заказать документы
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Формирование элементарных математических представлений дошкольников с использованием технологии «Игры с песком».
«Занимательная математика на песке»
Цель проекта : Развитие познавательной активности, исследовательской деятельности, интеллектуальных способностей детей посредством использования технологии «Игры с песком» при ФЭМП у детей дошкольного возраста.
Публикация «Психолого-педагогический проект „Занимательная математика на песке“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математика. Проекты
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. Формирование у детей математических представлений (конкретные величины, числа, геометрические фигуры) и способов познания действительности (счёт, измерение, простейшие вычисления);
2. Развитие сенсорных (предметно-действенных, логических способов познание
математических свойств и отношений, а также освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания (воссоздание, экспериментирование, моделирование);
3. Развитие интеллектуально-творческих и речевых проявлений детей: на-ходчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач;
4. Развитие детской самостоятельности и инициативы, воспитание у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения и уважения к другим детям, стремления к активной деятельности;
Научная новизна и отличительная особенность:
Новизной и отличительной особенность данного проекта является использование технологии «Игры с песком» не просто для стимуляции эмоционального состояния ребёнка, но и для развития познавательной активности, исследовательской деятельности детей, формирования системы знаний, направленных на всестороннее развитие ребенка, его интеллектуальных способностей и позитивных качеств.
Практическая значимость проекта состоит в том, что методические рекомендации по использованию технологии «Игры с песком» в самостоятельной НОД по ФЭМП внесут существенный вклад в совершенствование процесса формирования математических понятий детей, повысят уровень умственной, математической и социальной подготовленности детей к обучению в школе и активизации их психического развития в целом.
Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности (НОД) по математическому развитию.
Программное содержание
Количество
Развитие общих представлений о множестве: умения формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множеств, в которых предметы отличаются определенными признаками.
Упражнения в объединении, дополнении множеств, удалении из множества части или отдельных его частей.
Закрепление умения устанавливать отношения между отдельными частями множества, а также целым множеством и каждой его частью на основе счета, составления пар предметов или соединения предметов стрелками.
Совершенствование навыков количественного и порядкового счета в пределах 10. Знакомство со счетом в пределах 20.
Знакомство с числами второго десятка.
Закрепление понимания отношений между числами натурального ряда (7 больше 6 на 1, а 6 меньше 7 на 1, умения увеличивать и уменьшать каждое число на 1 (в пределах 10).
Закрепление умения называть числа в прямом и обратном порядке (устный счет, последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число.
Знакомство с составом чисел от 0 до 10.
Формирование умения раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее (в пределах 10, на наглядной основе).
Знакомство с монетами достоинством 1, 5, 10 копеек, 1, 2, 5, 10 рублей (различение, набор и размен монет).
Формирование умения на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение (к большему прибавляется меньшее) и на вычитание (вычитаемое меньше остатка); при решении задач пользоваться знаками действий: плюс (+, минус (—) и знаком отношения равно (=).
Величина
Закрепление умения считать по заданной мере, когда за единицу счета принимается не один, а несколько предметов или часть предмета.
Закрепление умения делить предмет на 2–8 и более равных частей путем сгибания предмета (бумаги, ткани и др., а также используя условную меру; правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая, две части из четырех (две четвертых) и т. д.); устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям.
Формирование первоначальных измерительных умений. Закрепление умения измерять длину, ширину, высоту предметов (отрезки прямых линий) с помощью условной меры (бумаги в клетку).
Закрепление умения детей измерять объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры.
Формирование представлений о весе предметов и способах его измерения. Закрепление умения сравнивать вес предметов (тяжелее – легче) путем взвешивания их на ладонях. Знакомство с весами.
Развитие представлений о том, что результат измерения (длины, веса, объема предметов) зависит от величины условной меры.
Форма
Уточнение знаний о геометрических фигурах, их элементах (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойствах.
Формирование представлений о многоугольнике (на примере треугольника и четырехугольника, о прямой линии, отрезке прямой[1].
Закрепление умения распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.
Закрепление умения моделировать геометрические фигуры; составлять из нескольких треугольников один многоугольник, из нескольких маленьких квадратов – один большой прямоугольник; из частей круга – круг, из четырех отрезков – четырехугольник, из двух коротких отрезков – один длинный и т. д. ; конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу.
Закрепление умения анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей; воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, представлению.
Ориентировка в пространстве
Формирование умения ориентироваться на ограниченной поверхности (лист бумаги, учебная доска, страница тетради, книги и т. д.); располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение (вверху, внизу, выше, ниже, слева, справа, левее, правее, в левом верхнем (правом нижнем) углу, перед, за, между, рядом и др.).
Знакомство с планом, схемой, маршрутом, картой. Развитие способности к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы.
Формирование умения «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз; самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы).
Ориентировка во времени
Формирование элементарных представлений о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности дней недели, месяцев, времен года.
Закрепление умения пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и тоже время.
Развитие «чувства времени», умения беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии со временем; различать длительность отдельных временных интервалов (1 минута, 10 минут, 1 час).
Формирование умения определять время по часам с точностью до 1 часа.