Оксана Байбинова
Психолого-педагогический практикум для педагогов «Благоприятный морально-психологический климат в коллективе»
▼ Скачать + Заказать документы
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ: «БЛАГОПРИЯТНЫЙ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В КОЛЛЕКТИВЕ – ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА».
ЦЕЛЬ:
организация взаимодействия педагогического коллектива по формированию благоприятного морально-психологического климата.
ЗАДАЧИ:
• Изучение морально-психологического климата в коллективе школы.
• Изучение методов и приемов по гармонизации взаимоотношений в коллективе.
Публикация «Психолого-педагогический практикум для педагогов „Благоприятный морально-психологический климат в коллективе“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
ОБОРУДОВАНИЕ: бланки теста “Изучение морально-психологического климата в коллективе”; ручки по числу участников; высказывания Д. Карнеги, Г. Г. Маркеса по числу участников; эпиграф к занятию на стенде.
УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ:
оптимальное количество участников: от 10 до 20 человек, большое помещение с раздвигающимися стульями и столами.
УЧАСТНИКИ: педагоги начальных классов, воспитатели ГПД.
ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ: 1 час.
ПЛАН РАБОТЫ:
1. Вступление.
2. Разминка. Игра «Рука».
3. Тест «Морально-психологический климат в коллективе».
4. Информирование «Что можно сделать для создания благоприятного морально-психологического климата в коллективе?».
5. Обсуждение правил общения с людьми.
6. Игра «Автомобиль».
7. Упражнение «Образ моего коллектива».
8. Заключение.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Бурмистрова Е. Метод быстрого снятия сильного эмоционального или физического напряжения// Школьный психолог. 2004.
2. Карнеги Д. Как расположить к себе людей.
3. Литвак М. Е. Если хочешь быть счастливым. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.
4. Маркес Г. 13 фраз о жизни.
5. Практическая психология для преподавателей. – М. : Информационно-издательский дом “Филинъ”, 1997.
6. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии: Учебное пособие / Под ред. А. А. Крылова. – Л. : Издательство Ленинградского университета, 1990.
7. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. – М. : ВЛАДОС, 1995. С. 319-321.
8. Могила О. И. Статья "Благоприятный морально-психологический климат в коллективе — основа эффективного взаимодействия участников образовательного процесса" http://открытыйурок. рф/статьи/311664/
Эпиграф (на стенде):
Как христиане, мы должны
всю жизнь придерживаться поста,
который я бы обозначил так:
не есть ближнего своего.
А кто у нас не ест ближнего своего?
Между тем спокойствие души
как раз в этом “вегетарианстве”:
тогда ведь и ближний, если он не до
конца испорчен, не будет есть меня.
Юрий Арбатов, писатель, драматург.
1. Вступление (5 мин.).
- Морально-психологический климат – наиболее целостная психологическая характеристика группы, которая связана с особенностями отражения группой отдельных объектов (явлений, процессов, имеющих непосредственное отношение к совместной групповой деятельности.
Важнейшие признаки благоприятного морально-психологического климата:
• доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу;
• доброжелательная и деловая критика;
• свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива;
• отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними права принимать значимые для группы решения;
• достаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел при их выполнении;
• удовлетворенность принадлежностью к коллективу;
• высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях, вызывающих состояние фрустрации (обмана, расстройства, разрушения планов) у кого-либо из членов коллектива;
• принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из ее членов и пр.
На сегодняшней встрече мы попытаемся выяснить, каков уровень морально-психологического климата в нашем коллективе, что мы можем сделать для его улучшения.
2. Разминка. Игра “Рука” (5 мин.).
Инструкция: Все участники молча, глазами, должны найти себе пару. Ведущий через 30 сек. произносит: “Рука”. Все участники должны молча подойти и взять за руку человека, который составит с ним пару. Ведущий подводит итог игры: “Надеюсь, все нашли друг у друга поддержку. Вот на кого мы можем опереться в трудную минуту”.
3. Тест “Морально-психологический климат в коллективе” (15 мин.).
- Давайте попробуем оценить морально-психологический климат в нашем коллективе. (Раздаются бланки). Инструкция:
- Оцените, пожалуйста, как проявляются перечисленные свойства психологического климата в вашем коллективе. Прочтите сначала предложенный текст слева, затем – справа и после этого обведите в средней части листа ту оценку, которая соответствует истине, по вашему мнению (заполнение 10 мин.) Сложите сначала все ценки со знаком «+», затем со знаком «-«. Вычтите из суммы оценок со знаком «+» сумму оценок со знаком «-«, запишите полученную цифру. Назовите получившуюся цифру (Записывается на доске, суммируется, делится на число участников). Обработка:
+22 и более – в коллективе наблюдается высокая степень благоприятности социально-психологического климата;
+8 – 22 – в коллективе наблюдается средняя степень благоприятности социально-психологического климата;
0 – 8 – в коллективе наблюдается низкая степень (незначительная)благоприятности;
-8 – 0 – в коллективе наблюдается начальная неблагоприятность социально-психологического климата;
-8 - -10 – в коллективе наблюдается средняя неблагоприятность;
-10 – и ниже – в коллективе наблюдается сильная неблагоприятность.
Делается вывод о том, каков уровень морально-психологического климата в коллективе.
4. Информирование «Что можно сделать для создания благоприятного морально-психологического климата в коллективе?» (Изучение методов и приемов по гармонизации взаимоотношений в коллективе по материалам периодической печати) (5 мин.).
• Учитесь планировать. Наличие большого количества планов одновременно часто приводит к путанице, забывчивости и чувству, что незаконченные проекты висят над головой. Уделите планам некоторое время, когда это будет возможно, и поработайте над ними до тех пор, пока не закончите.
• Признавайте и принимайте ограничения. Многие из нас ставят себе совершеннейшие и недостижимые цели. Но человек не может быть совершенным, поэтому часто возникает чувство несостоятельности или несоответствия вне зависимости от того, насколько хорошо мы выполнили что-либо. Ставьте достижимые цели.
• Развивайтесь. Иногда необходимо убежать от жизненных проблем и развлечься. Найдите занятие, которое было бы увлекательным и приятным для вас.
• Будьте положительной личностью. Избегайте критиковать других. Учитесь хвалить других за те вещи, которые вам в них нравятся. Сосредоточьтесь на положительных качествах окружающих.
• Учитесь терпеть и прощать. Нетерпимость к другим приводит к расстройствам и гневу. Попытайтесь действительно понять, что чувствуют другие люди, это поможет вам принять их.
• Избегайте ненужной конкуренции. В жизни много очень ситуаций, когда мы не можем избежать конкуренции. Но слишком большое стремление к выигрыванию в слишком многих областях жизни создает напряжение и тревогу, делает человека излишне агрессивным.
• Регулярно делайте физические упражнения. Лучше следовать той программе, которая доставляет вам удовольствие.
• Учитесь методам расслабления. Желательно под наблюдением специалистов.
• Рассказывайте о своих неприятностях. Найдите друга, консультанта, психотерапевта, психолога, с которым вы можете быть откровенны. Это снимет ваше напряжение.
5. Обсуждение правил общения с людьми (15 мин.).
Педагогам предлагается разделиться на 2 подгруппы. Каждая подгруппа получает свой список правил общения (первая - Дейл Карнеги, «Советы об умении располагать к себе людей»; вторая - Габриель Гарсиа Маркес, «13 фраз о жизни»). В течение 5 минут педагоги должны обсудить правила и присвоить им номер в зависимости от важности выполнения каждого правила для улучшения морально-психологического климата в коллективе. После работы в группе проводится обсуждение. Представитель от каждой подгруппы зачитывает правила в том порядке, в каком его составила группа и объясняет, почему они проранжировали их таким образом.
Как располагать к себе людей?
Американский психолог, Дейл Карнеги, предлагает несколько советов об умении располагать к себе людей:
• Проявляйте искренний интерес и внимание к другим людям. Вникайте во все.
• Будьте приветливы, доброжелательны, создавайте благоприятную атмосферу.
• Запоминайте имя человека и все, что можно о нем знать (его семейное положение, слабости, хобби и т. д.).
• Умейте терпеливо слушать других. Проявляйте внимание и сочувствие при слушании.
• Никогда не унижайте человека, даже если он не прав и оказался побежденным в споре.
• Дайте человеку почувствовать его значимость, подчеркните его компетентность, поощряйте, применяйте похвалу.
• Начинайте с искреннего признания достоинства человека.
• Обращая внимание людей на их ошибки, делайте это в косвенной форме.
• Прежде чем критиковать другого, скажите о своих собственных ошибках.
• Задавайте вопросы вместо того, чтобы отдавать приказания.
• Дайте возможность человеку спасти свое лицо.
• Хвалите человека за каждый, даже скромный, успех и будьте при этом искренни.
• Пользуйтесь поощрением. Сделайте так, чтобы недостатки, которые вы хотите в человеке исправить, выглядели легко исправимыми, а дело, которым вы хотите его увлечь, легко выполнимым.
• Делайте так, чтобы людям было приятно исполнять то, что вы хотите.
Как по-философски относиться к жизни? 13 фраз о жизни: Габриель Гарсиа Маркес
• Я люблю тебя не за то, кто ты, а за то, кто я, когда я с тобой.
• Ни один человек не заслуживает твоих слез, а те, кто заслуживают, не заставят тебя плакать.
• Только потому, что кто-то не любит тебя так, как тебе хочется, не значит, что он не любит тебя всей душой.
• Настоящий друг – это тот, кто будет держать тебя за руку и чувствовать твое сердце.
• Худший способ скучать по человеку – это быть с ним и понимать, что он никогда не будет твоим.
• Никогда не переставай улыбаться, даже когда тебе грустно, кто-то может влюбиться в твою улыбку.
• Возможно, в этом мире ты всего лишь человек, но для кого-то ты – весь мир.
• Не трать время на человека, который не стремиться провести его с тобой.
• Возможно, Бог хочет, чтобы мы встречали не тех людей до того, как встретили того единственного человека. Чтобы, когда это случится, мы были благодарны.
• Не плачь, потому что это закончилось. Улыбнись, потому что это было.
• Всегда найдутся люди, которые причинят боль. Нужно продолжать верить людям, просто быть чуть осторожнее.
• Стань лучше и сам пойми, кто ты, прежде чем встретишь нового человека и будешь надеяться, что он тебя поймет.
• Не прилагай столько усилий, все самое лучшее случается неожиданно.
6. Игра “Автомобиль” (10 мин.).
Инструкция. Представить наше образовательное учреждение в виде автомобиля. Записать варианты на доске. Совместно выбрать один из вариантов. Предложить каждому представить себя частью автомобиля. Записать предложения на доске. Обсудить варианты. Сделать вывод: “Каждому в нашем коллективе есть достойное место”.
7. “Образ моего коллектива” (4 мин.)
Цель: способствовать интеграции группы за счет участия в совместной деятельности, создать активную творческую атмосферу и позитивный настрой в группе.
Участникам, после недолгого обсуждения, предлагается построить скульптуру-образ своего коллективного автомобиля в зависимости от того места, которое он выбрал себе в предыдущей игре. Сообщают: «Это прекрасный автомобиль, все части которого слажено работают и никогда не дают сбоя».
8. Заключение (1 мин.).
Цель: обсуждение впечатлений от занятия, получение обратной связи.
Педагогам предлагается по кругу высказать свои впечатления от встречи. Сообщают:
- Мы попытались на сегодняшней встрече не только изучить морально-психологический климат нашего коллектива, предложить рекомендации по его улучшению, но и создать позитивный настрой для успешного завершения этого учебного года.
Приложение 1
Как располагать к себе людей?
Американский психолог, Дейл Карнеги, предлагает несколько советов об умении располагать к себе людей:
• Проявляйте искренний интерес и внимание к другим людям. Вникайте во все.
• Будьте приветливы, доброжелательны, создавайте благоприятную атмосферу.
• Запоминайте имя человека и все, что можно о нем знать (его семейное положение, слабости, хобби и т. д.).
• Умейте терпеливо слушать других. Проявляйте внимание и сочувствие при слушании.
• Никогда не унижайте человека, даже если он не прав и оказался побежденным в споре.
• Дайте человеку почувствовать его значимость, подчеркните его компетентность, поощряйте, применяйте похвалу.
• Начинайте с искреннего признания достоинства человека.
• Обращая внимание людей на их ошибки, делайте это в косвенной форме.
• Прежде чем критиковать другого, скажите о своих собственных ошибках.
• Задавайте вопросы вместо того, чтобы отдавать приказания.
• Дайте возможность человеку спасти свое лицо.
• Хвалите человека за каждый, даже скромный, успех и будьте при этом искренни.
• Пользуйтесь поощрением. Сделайте так, чтобы недостатки, которые вы хотите в человеке исправить, выглядели легко исправимыми, а дело, которым вы хотите его увлечь, легко выполнимым.
• Делайте так, чтобы людям было приятно исполнять то, что вы хотите.
Приложение 2
Как по-философски относиться к жизни? 13 фраз о жизни.
Габриель Гарсиа Маркес
• Я люблю тебя не за то, кто ты, а за то, кто я, когда я с тобой.
• Ни один человек не заслуживает твоих слез, а те, кто заслуживают, не заставят тебя плакать.
• Только потому, что кто-то не любит тебя так, как тебе хочется, не значит, что он не любит тебя всей душой.
• Настоящий друг – это тот, кто будет держать тебя за руку и чувствовать твое сердце.
• Худший способ скучать по человеку – это быть с ним и понимать, что он никогда не будет твоим.
• Никогда не переставай улыбаться, даже когда тебе грустно, кто-то может влюбиться в твою улыбку.
• Возможно, в этом мире ты всего лишь человек, но для кого-то ты – весь мир.
• Не трать время на человека, который не стремиться провести его с тобой.
• Возможно, Бог хочет, чтобы мы встречали не тех людей до того, как встретили того единственного человека. Чтобы, когда это случится, мы были благодарны.
• Не плачь, потому что это закончилось. Улыбнись, потому что это было.
• Всегда найдутся люди, которые причинят боль. Нужно продолжать верить людям, просто быть чуть осторожнее.
• Стань лучше и сам пойми, кто ты, прежде чем встретишь нового человека и будешь надеяться, что он тебя поймет.
• Не прилагай столько усилий, все самое лучшее случается неожиданно.
Приложение 3
Оцените, пожалуйста, как проявляются перечисленные свойства психологического климата в вашем коллективе. Прочтите сначала предложенный текст слева, затем – справа и после этого обведите в средней части листа ту оценку, которая соответствует истине, по вашему мнению.
1. Преобладает бодрый, жизнерадостный тон настроения
3 2 1 0 -1 -2 -3 1. Преодладает подавленное настроение
2. Доброжелательность в отношениях, взаимные симпатии
3 2 1 0 -1 -2 -3 2. Конфликтность в отношениях и антипатии
3. В отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение, понимание 3 2 1 0 -1 -2 -3 3. Группировки конфликтуют между собой
4. Членам коллектива нравится вместе проводить время, участвовать в совместной деятельности 3 2 1 0 -1 -2 -3 4. Проявляют безразличие к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности
5. Успехи и неудачи товарищей вызывают сопереживание, искреннее участие всех членов коллектива 3 2 1 0 -1 -2 -3 5. Успехи и неудачи товарищей оставляют равнодушными или вызывают зависть, злорадство
6. С уважением относятся к мнению друг друга 3 2 1 0 -1 -2 -3 6. Каждый считает свое мнение главным, нетерпим к мнению товарищей
7. Достижения и неудачи коллектива переживаются, как свои собственные 3 2 1 0 -1 -2 -3 7. Достижения и неудачи коллектива не находят отклика у членов коллектива
8. В трудные минуты для коллек-тива происходит эмоциональное единение «один за всех, и все за одного» 3 2 1 0 -1 -2 -3 8. В трудные минуты коллектив «раскисает», возни-кают ссоры, растерянность, взаимные обвинения
9. Чувство гордости за коллектив, если его отмечают руководители 3 2 1 0 -1 -2 -3 9. К похвалам и поощрениям коллектива относятся равнодушно
10. Коллектив активен, полон энергии
3 2 1 0 -1 -2 -3 10. Коллектив инертен и пассивен
11. Участливо и доброжелательно относятся к новым членам коллектива, помогают им освоиться в коллективе 3 2 1 0 -1 -2 -3 11. Новички чувствуют себя чужими, к ним часто проявляют враждебность
12. Совместные дела увлекают всех, велико желание работать коллективно 3 2 1 0 -1 -2 -3 12. Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает о своих интересах
13. В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, поддерживают слабых, выступают на защиту 3 2 1 0 -1 -2 -3 13. Коллектив заметно разделяется на «привилегированных» и «бесправных», пренебрежительное отношение к слабым
ОБЩИЙ БАЛЛ:___