Получи документы

Психолого-педагогический практикум для педагогов «Благоприятный морально-психологический климат в коллективе»

Оксана Байбинова
Психолого-педагогический практикум для педагогов «Благоприятный морально-психологический климат в коллективе»
▼ Скачать + Заказать документы

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ: «БЛАГОПРИЯТНЫЙ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В КОЛЛЕКТИВЕ – ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА».

ЦЕЛЬ:

организация взаимодействия педагогического коллектива по формированию благоприятного морально-психологического климата.

ЗАДАЧИ:

• Изучение морально-психологического климата в коллективе школы.

• Изучение методов и приемов по гармонизации взаимоотношений в коллективе.

Публикация «Психолого-педагогический практикум для педагогов „Благоприятный морально-психологический климат в коллективе“» размещена в разделах

ОБОРУДОВАНИЕ: бланки теста “Изучение морально-психологического климата в коллективе”; ручки по числу участников; высказывания Д. Карнеги, Г. Г. Маркеса по числу участников; эпиграф к занятию на стенде.

УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ:

оптимальное количество участников: от 10 до 20 человек, большое помещение с раздвигающимися стульями и столами.

УЧАСТНИКИ: педагоги начальных классов, воспитатели ГПД.

ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ: 1 час.

ПЛАН РАБОТЫ:

1. Вступление.

2. Разминка. Игра «Рука».

3. Тест «Морально-психологический климат в коллективе».

4. Информирование «Что можно сделать для создания благоприятного морально-психологического климата в коллективе?».

5. Обсуждение правил общения с людьми.

6. Игра «Автомобиль».

7. Упражнение «Образ моего коллектива».

8. Заключение.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Бурмистрова Е. Метод быстрого снятия сильного эмоционального или физического напряжения// Школьный психолог. 2004.

2. Карнеги Д. Как расположить к себе людей.

3. Литвак М. Е. Если хочешь быть счастливым. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.

4. Маркес Г. 13 фраз о жизни.

5. Практическая психология для преподавателей. – М. : Информационно-издательский дом “Филинъ”, 1997.

6. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии: Учебное пособие / Под ред. А. А. Крылова. – Л. : Издательство Ленинградского университета, 1990.

7. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. – М. : ВЛАДОС, 1995. С. 319-321.

8. Могила О. И. Статья "Благоприятный морально-психологический климат в коллективе — основа эффективного взаимодействия участников образовательного процесса" http://открытыйурок. рф/статьи/311664/

Эпиграф (на стенде):

Как христиане, мы должны

всю жизнь придерживаться поста,

который я бы обозначил так:

не есть ближнего своего.

А кто у нас не ест ближнего своего?

Между тем спокойствие души

как раз в этом “вегетарианстве”:

тогда ведь и ближний, если он не до

конца испорчен, не будет есть меня.

Юрий Арбатов, писатель, драматург.

1. Вступление (5 мин.).

- Морально-психологический климат – наиболее целостная психологическая характеристика группы, которая связана с особенностями отражения группой отдельных объектов (явлений, процессов, имеющих непосредственное отношение к совместной групповой деятельности.

Важнейшие признаки благоприятного морально-психологического климата:

• доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу;

• доброжелательная и деловая критика;

• свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива;

• отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними права принимать значимые для группы решения;

• достаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел при их выполнении;

• удовлетворенность принадлежностью к коллективу;

• высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях, вызывающих состояние фрустрации (обмана, расстройства, разрушения планов) у кого-либо из членов коллектива;

• принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из ее членов и пр.

На сегодняшней встрече мы попытаемся выяснить, каков уровень морально-психологического климата в нашем коллективе, что мы можем сделать для его улучшения.

2. Разминка. Игра “Рука” (5 мин.).

Инструкция: Все участники молча, глазами, должны найти себе пару. Ведущий через 30 сек. произносит: “Рука”. Все участники должны молча подойти и взять за руку человека, который составит с ним пару. Ведущий подводит итог игры: “Надеюсь, все нашли друг у друга поддержку. Вот на кого мы можем опереться в трудную минуту”.

3. Тест “Морально-психологический климат в коллективе” (15 мин.).

- Давайте попробуем оценить морально-психологический климат в нашем коллективе. (Раздаются бланки). Инструкция:

- Оцените, пожалуйста, как проявляются перечисленные свойства психологического климата в вашем коллективе. Прочтите сначала предложенный текст слева, затем – справа и после этого обведите в средней части листа ту оценку, которая соответствует истине, по вашему мнению (заполнение 10 мин.) Сложите сначала все ценки со знаком «+», затем со знаком «-«. Вычтите из суммы оценок со знаком «+» сумму оценок со знаком «-«, запишите полученную цифру. Назовите получившуюся цифру (Записывается на доске, суммируется, делится на число участников). Обработка:

+22 и более – в коллективе наблюдается высокая степень благоприятности социально-психологического климата;

+8 – 22 – в коллективе наблюдается средняя степень благоприятности социально-психологического климата;

0 – 8 – в коллективе наблюдается низкая степень (незначительная)благоприятности;

-8 – 0 – в коллективе наблюдается начальная неблагоприятность социально-психологического климата;

-8 - -10 – в коллективе наблюдается средняя неблагоприятность;

-10 – и ниже – в коллективе наблюдается сильная неблагоприятность.

Делается вывод о том, каков уровень морально-психологического климата в коллективе.

4. Информирование «Что можно сделать для создания благоприятного морально-психологического климата в коллективе?» (Изучение методов и приемов по гармонизации взаимоотношений в коллективе по материалам периодической печати) (5 мин.).

• Учитесь планировать. Наличие большого количества планов одновременно часто приводит к путанице, забывчивости и чувству, что незаконченные проекты висят над головой. Уделите планам некоторое время, когда это будет возможно, и поработайте над ними до тех пор, пока не закончите.

• Признавайте и принимайте ограничения. Многие из нас ставят себе совершеннейшие и недостижимые цели. Но человек не может быть совершенным, поэтому часто возникает чувство несостоятельности или несоответствия вне зависимости от того, насколько хорошо мы выполнили что-либо. Ставьте достижимые цели.

• Развивайтесь. Иногда необходимо убежать от жизненных проблем и развлечься. Найдите занятие, которое было бы увлекательным и приятным для вас.

• Будьте положительной личностью. Избегайте критиковать других. Учитесь хвалить других за те вещи, которые вам в них нравятся. Сосредоточьтесь на положительных качествах окружающих.

• Учитесь терпеть и прощать. Нетерпимость к другим приводит к расстройствам и гневу. Попытайтесь действительно понять, что чувствуют другие люди, это поможет вам принять их.

• Избегайте ненужной конкуренции. В жизни много очень ситуаций, когда мы не можем избежать конкуренции. Но слишком большое стремление к выигрыванию в слишком многих областях жизни создает напряжение и тревогу, делает человека излишне агрессивным.

• Регулярно делайте физические упражнения. Лучше следовать той программе, которая доставляет вам удовольствие.

• Учитесь методам расслабления. Желательно под наблюдением специалистов.

• Рассказывайте о своих неприятностях. Найдите друга, консультанта, психотерапевта, психолога, с которым вы можете быть откровенны. Это снимет ваше напряжение.

5. Обсуждение правил общения с людьми (15 мин.).

Педагогам предлагается разделиться на 2 подгруппы. Каждая подгруппа получает свой список правил общения (первая - Дейл Карнеги, «Советы об умении располагать к себе людей»; вторая - Габриель Гарсиа Маркес, «13 фраз о жизни»). В течение 5 минут педагоги должны обсудить правила и присвоить им номер в зависимости от важности выполнения каждого правила для улучшения морально-психологического климата в коллективе. После работы в группе проводится обсуждение. Представитель от каждой подгруппы зачитывает правила в том порядке, в каком его составила группа и объясняет, почему они проранжировали их таким образом.

Как располагать к себе людей?

Американский психолог, Дейл Карнеги, предлагает несколько советов об умении располагать к себе людей:

• Проявляйте искренний интерес и внимание к другим людям. Вникайте во все.

• Будьте приветливы, доброжелательны, создавайте благоприятную атмосферу.

• Запоминайте имя человека и все, что можно о нем знать (его семейное положение, слабости, хобби и т. д.).

• Умейте терпеливо слушать других. Проявляйте внимание и сочувствие при слушании.

• Никогда не унижайте человека, даже если он не прав и оказался побежденным в споре.

• Дайте человеку почувствовать его значимость, подчеркните его компетентность, поощряйте, применяйте похвалу.

• Начинайте с искреннего признания достоинства человека.

• Обращая внимание людей на их ошибки, делайте это в косвенной форме.

• Прежде чем критиковать другого, скажите о своих собственных ошибках.

• Задавайте вопросы вместо того, чтобы отдавать приказания.

• Дайте возможность человеку спасти свое лицо.

• Хвалите человека за каждый, даже скромный, успех и будьте при этом искренни.

• Пользуйтесь поощрением. Сделайте так, чтобы недостатки, которые вы хотите в человеке исправить, выглядели легко исправимыми, а дело, которым вы хотите его увлечь, легко выполнимым.

• Делайте так, чтобы людям было приятно исполнять то, что вы хотите.

Как по-философски относиться к жизни? 13 фраз о жизни: Габриель Гарсиа Маркес

• Я люблю тебя не за то, кто ты, а за то, кто я, когда я с тобой.

• Ни один человек не заслуживает твоих слез, а те, кто заслуживают, не заставят тебя плакать.

• Только потому, что кто-то не любит тебя так, как тебе хочется, не значит, что он не любит тебя всей душой.

• Настоящий друг – это тот, кто будет держать тебя за руку и чувствовать твое сердце.

• Худший способ скучать по человеку – это быть с ним и понимать, что он никогда не будет твоим.

• Никогда не переставай улыбаться, даже когда тебе грустно, кто-то может влюбиться в твою улыбку.

• Возможно, в этом мире ты всего лишь человек, но для кого-то ты – весь мир.

• Не трать время на человека, который не стремиться провести его с тобой.

• Возможно, Бог хочет, чтобы мы встречали не тех людей до того, как встретили того единственного человека. Чтобы, когда это случится, мы были благодарны.

• Не плачь, потому что это закончилось. Улыбнись, потому что это было.

• Всегда найдутся люди, которые причинят боль. Нужно продолжать верить людям, просто быть чуть осторожнее.

• Стань лучше и сам пойми, кто ты, прежде чем встретишь нового человека и будешь надеяться, что он тебя поймет.

• Не прилагай столько усилий, все самое лучшее случается неожиданно.

6. Игра “Автомобиль” (10 мин.).

Инструкция. Представить наше образовательное учреждение в виде автомобиля. Записать варианты на доске. Совместно выбрать один из вариантов. Предложить каждому представить себя частью автомобиля. Записать предложения на доске. Обсудить варианты. Сделать вывод: “Каждому в нашем коллективе есть достойное место”.

7. “Образ моего коллектива” (4 мин.)

Цель: способствовать интеграции группы за счет участия в совместной деятельности, создать активную творческую атмосферу и позитивный настрой в группе.

Участникам, после недолгого обсуждения, предлагается построить скульптуру-образ своего коллективного автомобиля в зависимости от того места, которое он выбрал себе в предыдущей игре. Сообщают: «Это прекрасный автомобиль, все части которого слажено работают и никогда не дают сбоя».

8. Заключение (1 мин.).

Цель: обсуждение впечатлений от занятия, получение обратной связи.

Педагогам предлагается по кругу высказать свои впечатления от встречи. Сообщают:

- Мы попытались на сегодняшней встрече не только изучить морально-психологический климат нашего коллектива, предложить рекомендации по его улучшению, но и создать позитивный настрой для успешного завершения этого учебного года.

Приложение 1

Как располагать к себе людей?

Американский психолог, Дейл Карнеги, предлагает несколько советов об умении располагать к себе людей:

• Проявляйте искренний интерес и внимание к другим людям. Вникайте во все.

• Будьте приветливы, доброжелательны, создавайте благоприятную атмосферу.

• Запоминайте имя человека и все, что можно о нем знать (его семейное положение, слабости, хобби и т. д.).

• Умейте терпеливо слушать других. Проявляйте внимание и сочувствие при слушании.

• Никогда не унижайте человека, даже если он не прав и оказался побежденным в споре.

• Дайте человеку почувствовать его значимость, подчеркните его компетентность, поощряйте, применяйте похвалу.

• Начинайте с искреннего признания достоинства человека.

• Обращая внимание людей на их ошибки, делайте это в косвенной форме.

• Прежде чем критиковать другого, скажите о своих собственных ошибках.

• Задавайте вопросы вместо того, чтобы отдавать приказания.

• Дайте возможность человеку спасти свое лицо.

• Хвалите человека за каждый, даже скромный, успех и будьте при этом искренни.

• Пользуйтесь поощрением. Сделайте так, чтобы недостатки, которые вы хотите в человеке исправить, выглядели легко исправимыми, а дело, которым вы хотите его увлечь, легко выполнимым.

• Делайте так, чтобы людям было приятно исполнять то, что вы хотите.

Приложение 2

Как по-философски относиться к жизни? 13 фраз о жизни.

Габриель Гарсиа Маркес

• Я люблю тебя не за то, кто ты, а за то, кто я, когда я с тобой.

• Ни один человек не заслуживает твоих слез, а те, кто заслуживают, не заставят тебя плакать.

• Только потому, что кто-то не любит тебя так, как тебе хочется, не значит, что он не любит тебя всей душой.

• Настоящий друг – это тот, кто будет держать тебя за руку и чувствовать твое сердце.

• Худший способ скучать по человеку – это быть с ним и понимать, что он никогда не будет твоим.

• Никогда не переставай улыбаться, даже когда тебе грустно, кто-то может влюбиться в твою улыбку.

• Возможно, в этом мире ты всего лишь человек, но для кого-то ты – весь мир.

• Не трать время на человека, который не стремиться провести его с тобой.

• Возможно, Бог хочет, чтобы мы встречали не тех людей до того, как встретили того единственного человека. Чтобы, когда это случится, мы были благодарны.

• Не плачь, потому что это закончилось. Улыбнись, потому что это было.

• Всегда найдутся люди, которые причинят боль. Нужно продолжать верить людям, просто быть чуть осторожнее.

• Стань лучше и сам пойми, кто ты, прежде чем встретишь нового человека и будешь надеяться, что он тебя поймет.

• Не прилагай столько усилий, все самое лучшее случается неожиданно.

Приложение 3

Оцените, пожалуйста, как проявляются перечисленные свойства психологического климата в вашем коллективе. Прочтите сначала предложенный текст слева, затем – справа и после этого обведите в средней части листа ту оценку, которая соответствует истине, по вашему мнению.

1. Преобладает бодрый, жизнерадостный тон настроения

3 2 1 0 -1 -2 -3 1. Преодладает подавленное настроение

2. Доброжелательность в отношениях, взаимные симпатии

3 2 1 0 -1 -2 -3 2. Конфликтность в отношениях и антипатии

3. В отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение, понимание 3 2 1 0 -1 -2 -3 3. Группировки конфликтуют между собой

4. Членам коллектива нравится вместе проводить время, участвовать в совместной деятельности 3 2 1 0 -1 -2 -3 4. Проявляют безразличие к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности

5. Успехи и неудачи товарищей вызывают сопереживание, искреннее участие всех членов коллектива 3 2 1 0 -1 -2 -3 5. Успехи и неудачи товарищей оставляют равнодушными или вызывают зависть, злорадство

6. С уважением относятся к мнению друг друга 3 2 1 0 -1 -2 -3 6. Каждый считает свое мнение главным, нетерпим к мнению товарищей

7. Достижения и неудачи коллектива переживаются, как свои собственные 3 2 1 0 -1 -2 -3 7. Достижения и неудачи коллектива не находят отклика у членов коллектива

8. В трудные минуты для коллек-тива происходит эмоциональное единение «один за всех, и все за одного» 3 2 1 0 -1 -2 -3 8. В трудные минуты коллектив «раскисает», возни-кают ссоры, растерянность, взаимные обвинения

9. Чувство гордости за коллектив, если его отмечают руководители 3 2 1 0 -1 -2 -3 9. К похвалам и поощрениям коллектива относятся равнодушно

10. Коллектив активен, полон энергии

3 2 1 0 -1 -2 -3 10. Коллектив инертен и пассивен

11. Участливо и доброжелательно относятся к новым членам коллектива, помогают им освоиться в коллективе 3 2 1 0 -1 -2 -3 11. Новички чувствуют себя чужими, к ним часто проявляют враждебность

12. Совместные дела увлекают всех, велико желание работать коллективно 3 2 1 0 -1 -2 -3 12. Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает о своих интересах

13. В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, поддерживают слабых, выступают на защиту 3 2 1 0 -1 -2 -3 13. Коллектив заметно разделяется на «привилегированных» и «бесправных», пренебрежительное отношение к слабым

ОБЩИЙ БАЛЛ:___

Публикации по теме:

«Родословная — древо жизни» (психолого-педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста и их родителей. …) Совместная деятельность детского сада и семьи. «Родословная — древо жизни» (психолого-педагогический проект для детей старшего дошкольного.

Практикум для педагогов «Ступеньки экономики» Практикум для педагогов «Ступеньки экономики» Разработала воспитатель МБДОУ Заворонежского детского сад Н. М. Черных Цель:.

Педагогический практикум: «Педагогический ринг» Педагогический ринг[/i].[/b] Уважаемые коллеги, предлагаю Вам принять участие деловой игре в форме мозгового штурма «Педагогический ринг».

Практикум для педагогов «Детское экспериментирование» Цель: закрепление теоретических знаний воспитателей о методах работы с детьми в организации познавательно-исследовательской деятельности.

Психологический практикум для родителей и детей 4–5 лет «Путешествие в космос» с использованием пособий Воскобовича. Задачи: 1. Ввести детей в тему, подготовить к разговору о своих чувствах. 2. Учить детей технике дыхания (короткий вдох - длинный выдох) и.

Психологический тренинг для педагогов детского сада «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Педагоги постоянно подвергаются интеллектуальному напряжению, интенсивное управление образовательным и воспитательным процессом вызывает.

Психолого-педагогический аспект креативности Исследуя проблему творчества, ученые предложили назвать способность, соответствующую творческой деятельности, креативностью [7]. Область.

Психолого-педагогический краткосрочный проект «Необычные приключения» Проблема: по итогам срезовой диагностики области «физическая культура» в группе общеразвивающей направленности для детей от 5 до 6 лет на.

Психолого-педагогический проект «Занимательная математика на песке»Психолого-педагогический проект «Занимательная математика на песке» ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Формирование элементарных математических представлений дошкольников с использованием технологии «Игры с.

Сообщение для педагогов ДОУ «Создание благоприятного психологического климата в коллективе» Цель: содействие формированию оптимального психологического климата в педагогическом коллективе как фактора развития личности педагога.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогический практикум для педагогов «Благоприятный морально-психологический климат в коллективе»
Опубликовано: 11 октября 2017 в 21:56
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психолого-педагогический практикум для педагогов «Благоприятный морально-психологический климат в коллективе»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Байбинова (УИ 704377) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД