любовь ворожейкина
Педагогические условия организации физического воспитания детей младшего дошкольного возраста в семье и ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Выбранная тема является в настоящее время особо актуальной, так как правильное физическое воспитание и развитие детей – одна из ведущих задач ДОУ.
Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека. Ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые шесть лет, так как в период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья.
Публикация «Педагогические условия организации физического воспитания детей младшего дошкольного возраста в семье и ДОУ» размещена в разделах
Поэтому крайне важно правильно организовать занятие физической культурой именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечит в дальнейшем не только полноценное физическое, но и разностороннее развитие личности.
В ДОУ особое значение придается физическому воспитанию, которое строится на основе знаний о возрастных и индивидуальных особенностях дошкольника.
Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ включает в себя следующие мероприятия:
• физкультурные занятия;
• утреннюю гимнастику;
• гимнастику после дневного сна;
• физкультминутки;
• игры и упражнения между занятиями (динамические паузы);
• подвижные игры и упражнения на прогулке;
• закаливающие мероприятия
В рамках достижения поставленной цели исследования, мною были определены педагогические условия для повышения эффективности организации физкультурно-оздоровительной работы, к которым я отнесла:
• повышение профессиональной компетентности педагогов;
• формирование интереса у родителей к физкультурно-оздоровительной работе в ДОУ;
• реализация индивидуально-дифференцированного подхода в работе с детьми.
Если говорить о профессиональной компетентности педагога, то в содержание этого понятия вкладывают личные возможности воспитателя, позволяющие ему самостоятельно и достаточно эффективно решать педагогические задачи.
Реализация второго условия базируется на том, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей.
В воспитании детей дошкольного возраста чрезвычайно важна роль здорового образа жизни семьи. Поэтому в целях повышения грамотности родителей хорошо использовать:
- информацию в родительских уголках, в папках передвижках;
- различные консультации с участием медиков, специалистов по физическому образованию;
- семинары-практикумы,
- «открытые дни» для родителей с просмотром и проведением разнообразных занятий;
- совместные физкультурные праздники;
- анкетирование и тестирование родителей по вопросу воспитания здорового ребенка.
Третье условие – индивидуально-дифференцированный подход в работе с детьми.
Для реализации этого условия необходимо изучить особенности развития ребенка (физиологические, интеллектуальные, психологические). С этой целью обычно в начале и в конце учебного года рекомендуется проводить психолого-педагогическую диагностику.
Диагностика в детском саду позволяет обнаружить сильные и слабые стороны ребенка. Анализ результатов диагностики помогает правильно подобрать формы и методы воспитания.
Таким образом, реализация данных педагогических условий в ДОУ предоставляет возможности для физического развития каждого ребенка.
В исследовании была рассмотрена реализация предложенных условий физического воспитания в дошкольном учреждении на примере физкультурно-оздоровительной работы в МБДОУ №31 г. Пензы.
Образование дошкольников в данном учреждении складывается из основного образования и дополнительных образовательных услуг. Обеспечение основного образования является обязанностью ДОУ. Организация дополнительных образовательных услуг определяется возможностями ДОУ и желанием родителей.
Качество образования дошкольников обеспечивается созданием хороших условий для занятий детей физическими упражнениями, профессиональной компетентностью педагогов, организующих их двигательную деятельность, а также содержанием программ, используемых в ДОУ.
Программа ДОУ предусматривает ежедневное проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий (утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные игры и упражнения между занятиями и на прогулке, упражнения после дневного сна, 3 физкультурных занятия в неделю, физкультурные досуги).
Физкультурная работа в детском саду, ведё тся по следующим направлениям:
-физкультурные занятия.
-Физкультурно-оздоровительные мероприятия, включающие утреннюю гимнастику, физкультминутки, подвижные игры, игры на прогулке, бодрящую гимнастику после сна.
Параллельно с физическим развитием идёт обучение детей основам культуры здоровья. Валеологический материал очень хорошо включается в структуру занятий, способствуя расширению знаний детей о строении человека, влиянии физических упражнений на организм.
Занятия становятся эффективными только в том случае, если они не ущемляют индивидуальность ребенка, реализацию его склонностей.
Для полноценного физического развития детей в ДОУ созданы определенные условия :
1. Оборудован спортивный зал для занятий;
2. В каждой группе оборудованы физкультурные уголки;
3. На участке детского сада оборудована физкультурная площадка с зонами для подвижных и спортивных игр, беговой дорожкой.
Мною было замечено, что гораздо большей эффективности решения задач физического воспитании дошкольников можно достичь, если разнообразить имеющееся оборудование нестандартным, которое способствует повышению интереса. Поэтому совместно с родителями были изготовлены корригирующие дорожки, массажные коврики и др.
Таким образом, мною разработана система оздоровительной работы по следующим направлениям:
• использование вариативных режимов дня и пребывания ребёнка в ДОУ;
• разнообразные виды организации режима двигательной активности ребёнка;
• система работы с детьми по формированию основ гигиенических знаний и здорового образа жизни;
• организация питания;
• оздоровительное и лечебно-профилактическое сопровождение.
Эффективное функционирование системы образования дошкольников обеспечивается коллективом сотрудников ДОУ в тесном взаимодействии с семьей.
В планировании и проведении такой работы большую помощь оказывает анкетирование в начале учебного года, помогающее изучить особенности внутрисемейного воспитания и наметить эффективные формы взаимодействия.
В совместной работе детского сада и семьи я использую консультации для родителей, родительские собрания, беседы, тематические выставки, анкетирование.
Удачно проходят спортивные досуги с родителями «Папа, мама, я – спортивная семья», «Семейные старты» и др. Кроме того, для родителей организуются «Дни открытых дверей», когда они могут посетить любое мероприятие.
Анализируя опыт работы ДОУ №31 г. Пензы, основанный на соблюдении выделенных мною педагогических условий физического воспитания дошкольников, я пришла к выводу, что последовательная реализация данных условий и принципов организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении и семье предоставляет возможность достижения гармонического духовного и телесного развития личности каждого ребенка.