Наталья Колпакова
Психолого-педагогические условия гуманизации образовательной деятельности в виде проекта «Что такое доброта?»
▼ Скачать + Заказать документы
Психолого-педагогические условия гуманизации образовательной деятельности в виде проекта «Что такое доброта?»
Выполнила: Воспитатель Колпакова Н. В.
Тип проекта : групповой познавательный
Участники проекта : дети средней группы, воспитатель, родители.
Описание проекта
Актуальность проекта
Публикация «Психолого-педагогические условия гуманизации образовательной деятельности в виде проекта „Что такое доброта?“» размещена в разделах
- Гуманизация. Гуманистический подход в воспитании
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Конспекты занятий на тему добра
- Доброта. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
В последние годы много говорят о кризисе нравственности. Этот кризис проявляется, прежде всего, в доминировании материальных ценностей над духовными, что приводит к искажению представлений детей о таких добродетелях, как доброта, отзывчивость, милосердие, великодушие, справедливость. В обществе отмечается общий рост социальной напряженности и агрессии, а это отражается на детях и проявляется в детской агрессивности и враждебности. Искажения нравственного сознания, эмоциональная, волевая, душевная и духовная незрелость прослеживаются сегодня у детей дошкольного возраста. Поэтому работа педагогов ДОУ, главной целью которой является формирование первоначальных представлений о нравственных чувствах и эмоциях представляется на сегодняшний момент очень актуальной.
Современное общество заинтересовано в воспитании высокоразвитой неповторимой личности. Умение справляться с проявлениями собственного эгоизма, уважать мнение других людей, приходить на помощь, сочувствовать и сопереживать другим людям, доброта – вот те необходимые качества, которые необходимо заложить в раннем возрасте.
Проблема
На сегодняшний день проблема жестокости и равнодушия в молодежной среде становится все более очевидной. Она проявляется как в напряженных межэтнических отношениях, так и в рамках одной национальной группы. Агрессия, нетерпимость, а порой и вовсе жестокость – это реалии настоящего, игнорировать которые невозможно. Едва ли существует однозначный ответ на вопрос как решать эту проблему. Основа гуманного отношения к людям - способность к сопереживанию, к сочувствию - проявляется в самых разных жизненных ситуациях. Поэтому у детей нужно формировать не только представления о должном поведении или коммуникативные навыки, а прежде всего нравственные чувства.
«Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь.» -писал В. А. Сухомлинский.
Объект проекта
Создание образовательной среды для формирования нравственных качеств и общечеловеческих ценностей.
Программное содержание
Содержание психолого-педагогической работы с детьми 4-5 лет дается по образовательным областям : «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» и ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов — как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.
Формы организации проекта :
1. Образовательная деятельность :
Ознакомление с окружающим, развитие речи, рисование, лепка, аппликация, конструирование, музыка, ознакомление с художественной литературой, физическая культура.
2. Совместная деятельность :
Дидактические игры, беседы, игровые ситуации, драматизация, подвижные игры, разучивание мирилок, физкультминутки, ролевая гимнастика, пальчиковые игры.
3. Самостоятельная деятельность :
Трудовая деятельность, художественная деятельность, игровая деятельность.
Предмет проекта
Создание условий для формирования потребностей в гармоничном взаимодействии с окружающим миром.
Цель проекта
- Приобщить детей к общечеловеческим ценностям (доброта, взаимопонимание, вежливость);
- Формировать положительный опыт нравственных отношений и общения.
Задачи проекта
- Создать в группе тёплый микроклимат;
- Поощрять стремление детей совершать добрые поступки;
- Заложить основы самопознания, формирования положительного образа Я, заботливого отношения к сверстникам;
- Расширять представления о доброте, добрых поступках;
- Формировать познавательные, коммуникативные навыки общения;
- Воспитывать отзывчивость, дружелюбие.
- Развивать умение поддерживать инициативу в общении со сверстниками;
- Поощрять творческие способности ребенка.
Время выполнения
Краткосрочный (1 месяц)
Участники проекта
- Дети средней группы
- Родители (законные представители) и семьи воспитанников
- Воспитатель
Развивающая предметно-пространственная среда проекта
Уголок природы.
Леечки, палочки для рыхления почвы, опрыскиватель, тряпочки, кисточки для протирания листьев, фартуки.
Природный и бросовый материал: желуди, шишки; камешки, пробки и т. д.
Наборы объемных и плоских игрушек «Зоопарк», «Домашние животные», «Овощи», «Фрукты»
Центр конструирования
Крупный строительный конструктор, средний строительный конструктор, конструкторы типа «Лего», игровые наборы (транспорт и строительные машины; фигурки животных, людей.
Нетрадиционный материал: подборка из бросового материала – бумажные коробки, цилиндры, катушки, конусы, пластиковые бутылки, пробки и т. п.
Центр музыки.
Музыкальные игрушки с набором мелодий, картинки животных и птиц к песням, исполняемым на музыкальных занятиях, картотека детских песен, фонограммы.
Центр театра и центр ряжения.
Настольный театр, театр резиновой игрушки, театр «рукавичка», шапочки-маски животных и птиц, костюмы и атрибуты для переодевания, настольная и напольная ширмы, одежда для ряженья, альбомы «расскажи сказку», «назови сказку».
Центр физического развития.
Атрибуты к подвижным играм: шапочки-маски домашних животных и птиц, деревянные лошадки, алгоритмы подвижных игр и физических упражнений.
Дидактические игры: «Составь портрет», «Угадай настроение».
Центр игры.
Игрушки домашних животных и птиц, различные машинки, куклы, комплект мебели, комплекты кухонной посуды, набор предметов-заместителей.
Центр речевого развития.
Произведения русского фольклора, частушки, потешки, песенки, народные сказки, рассказы, стихи современных авторов, игрушки домашних животных и птиц для обыгрывания литературных произведений, иллюстрации к детским произведениям, иллюстрации по теме, книжки-самоделки «Мирилки», «Расскажи сказку», «Что делает?», Д/и на уточнение качеств предметов и явлений – н-р на сравнение (Куклы – подружки); картинки, изображающие эмоции (Кукла грустная, веселая, печальная и д. р.).
Серии картинок «Времена года» (сезонные явления и деятельность людей).
Сюжетные картинки по теме, крупного и мелкого формата
Альбомы для рассматривания: «Профессии», «Семья».
Центр художественно-эстетического развития.
Произведения народного искусства - глиняные и деревянные игрушки домашних животных и птиц, бумага различного цвета и размера, альбомы с иллюстрациями по теме, животных и птиц, трафареты, печатки, раскраски по теме, мелки, карандаши, фломастеры, игрушки домашних животных и птиц.
Список литературы
1. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст] : утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.
2. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании (воспитатель, учитель) (проект);
3. Бережнова О. В., Тимофеева Л. Л. Проектирование образовательной деятельности в детском саду : современные подходы. - М. : Цветной мир, 2013;
4. Предметно – пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации/ Сост. Н. В. Нищева. - СПб, Детство – Пресс, 2010 ;
5. Буре Р. С., Социально-нравственное воспитание дошкольников.
Методическое пособие. М., 2011г. ;
6. Петрова В. И., Стульник Т. Д., Нравственное воспитание в детском саду:
методическое пособие. М., 2010 г. ;
7. Веракса Н. Е., Веракса А. Н., Проектная деятельность дошкольников.
Методическое пособие. М., 2008 г.
8. Интернет – ресурс: nsportal.ru, ped-kopilka.ru, maam.ru
9. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. : Т. С. Комаровой, Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Мозаика-Синтез, 2012.