МААМ-картинки

Психолого-педагогические особенности формирования навыков диалогического общения детей младшего дошкольного возраста

Арифа Алекперова
Психолого-педагогические особенности формирования навыков диалогического общения детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

На страницах электронного периодического журнала «Познавательный» отмечалось, что в современном российском обществе на первый план выходит проблема коммуникации людей, т. е. взаимодействия посредством общения, где оно, в свою очередь, играет важную роль как средство развития личности. Формирование личности начинается с рождения в процессе общения ребенка с близкими взрослыми (это и родители, и братья, сестры, а также другие члены семьи). Приобщение детей к общественным нормам происходит в дошкольном возрасте, когда ребенок усваивает основные социальные знания, приобретает определенные ценности, необходимые ему в дальнейшей жизни.

Публикация «Психолого-педагогические особенности формирования навыков диалогического общения детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Характеризуя современного ребенка, Д. И. Фельдштейн отмечает такую неблагоприятную тенденцию как обеднение и ограничение общения детей, когда уже в периоду поступления в школу у 25% детей наблюдается беспомощность в отношениях со сверстниками, неспособность разрешать простейшие конфликты. Поэтому именно в дошкольном возрасте должны развиваться коммуникативные навыки, строиться межличностные отношения ребенка со сверстниками и взрослыми.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования коммуникативно-личностная образовательная область выделена отдельно. Организация коммуникативной деятельности должна способствовать конструктивному общению и взаимодействию с взрослыми и сверстниками, овладению устной речью как основным средством общения.

Одним из критериев эффективности учебно-воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении является способность ребенка к коммуникации, которая выступает как форма открытого действия при воспитании детей дошкольного возраста, поэтому именно от того, насколько хорошо будет развита коммуникативная деятельность ребенка, будет зависеть успешность плодотворного взаимодействия ребенка и взрослого.

Каково же определение коммуникативной деятельности? М. И. Лисина отмечает, что коммуникативная деятельность - это взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Коммуникативная деятельность является одним из важнейших способов получения информации о внешнем мире и способом формирования личности ребенка, ее познавательной и эмоциональной сфер.

Как отмечали отечественные психологи (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, Д. Б. Эльконин и др., коммуникативная деятельность выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, важнейшего фактора формирования его личности, наконец, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя через посредство других людей.

М. И. Лисина рассматривает общение и коммуникативную деятельность как тождественные понятия. Точнее говоря, коммуникативная деятельность представляет собой сложную многоканальную систему взаимодействия людей, требующая оценки себя и партнеров, и создающая для нее оптимальные возможности. В ее составе структурные специфические компоненты: потребности, предмет, мотивы и средства.

Развитие коммуникативной деятельности происходит, по мнению М. И. Лисиной, в несколько этапов. Для начала необходимо установление отношений ребенка с взрослым, в которых взрослый является носителем нормативов деятельности и образцом для подражания. На следующем этапе взрослый выступает уже не носителем образцов, а равным партнером по совместной деятельности. На третьем этапе, наиболее актуальном для нашего исследования, между детьми налаживаются отношения равноправных партнеров по совместной деятельности. И, наконец, на заключительном, четвертом этапе, ребенок в коллективной деятельности выступает в роли носителя образцов и нормативов деятельности. Именно эта позиция позволяет реализовывать максимально активное отношение ребенка к осваиваемой деятельности и осуществлять трансформацию "знаемого" в "реально действующее".

Таким образом, в результате освоения последнего этапа в развитии коммуникативной деятельности решаются две проблемы: ребенок использует усвоенный материал не шаблонно, а творчески, ему становится понятен смысл предметов и явлений; с другой стороны, задавая товарищам нормы и образцы деятельности, демонстрируя способы ее выполнения, ребенок учится контролировать и оценивать других, а затем и себя, что исключительно важно в плане формирования психологической готовности к школьному обучению.

Как уже отмечалось выше, нормативные документы дошкольного образования ориентированы на развитие коммуникативной деятельности дошкольников. Выделим те социальные и психологические характеристики личности ребенка, на которые должны ориентироваться педагоги и психологи в процессе осуществления образовательного процесса. Итак, завершая этап дошкольного образования, ребё нок должен быть: инициативным и самостоятельным в общении; уверенным в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относиться к себе и к другим, обладать чувством собственного достоинства; быть способным взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместных играх. Среди целевых ориентиров отмечается способность договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты, а также умение очень хорошо выражать свои мысли и желания.

Cформированные навыки коммуникативной деятельности ребенка дошкольного возраста обеспечат его успешную адаптацию в среде сверстников, позволят совершенствовать коммуникативную компетентность в процессе учебной деятельности при переходе к новой ступени образования. Именно развитие коммуникативной деятельности, на наш взгляд, а также умение ребенка активно включаться в нее, является необходимым условием успешности учебной деятельности, важнейшим направлением социально-личностного развития.

Как указывала Г. А. Урунтаева, специфика общения дошкольников со сверстниками во многом отличается от общения со взрослыми. Контакты со сверстниками более ярко эмоционально насыщены, в них отсутствуют жесткие нормы и правила, которые соблюдает ребенок,общаясь со взрослым.

В общении со сверстниками дети более раскованы, часто говорят неожиданные слова, передразнивают друг друга, проявляя творчество и

фантазию. Как показывает практика, в контактах с товарищами преобладают инициативные высказывания над ответными. Ребенку значительно важнее высказаться самому, чем выслушать другого. Но в итоге беседа с ровесником часто не получается, потому что каждый говорит о своем, не слушая и перебивая друг друга – отсутствует умение слушать, развивать диалог.

Общение со сверстниками психологически комфортнее, богаче по назначению и функциям. Действия ребенка, направленные на сверстника, более разнообразны, чем при коммуникативном общении со взрослыми, который является носителем информации, «оценщиком» действий ребенка, арбитром решения возникших между детьми спорных моментов. Общаясь с товарищами, дошкольник учится управлять действиями партнера, по-своему контролировать их, делая замечания, учит, показывая или навязывая собственный образец поведения, деятельности и сравнивая других детей с собой. В среде ровесников малыш демонстрирует свои способности и умения.

Дети рисуют человека.

Аня (5 лет 4 мес.) : Ты неправильно сделал, Максим (дергает его за рукав). Володя Л. (5лет) : Татьяна Сергеевна, я правильно делаю?

Воспитатель (подходит и смотрит на рисунок Максима) : Правильно. Максим (обращаясь к Ане) : Вот так! Поняла? .

На протяжении дошкольного возраста развиваются, сменяя друг друга, три формы общения со сверстниками.

Как отмечала М. И. Лисина, к третьему году складываются основы деловых контактов в форме совместных предметно-практических и игровых действий, именно здесь закладывается основа последующего полноценного общения со сверстниками.

Однако инициативные проявления в адрес сверстников, стремление привлечь к себе внимание наблюдаются редко, как и ответная активность. Общение в полном смысле еще отсутствует, закладываются лишь его предпосылки. Эмоции ребят очень глубоки и интенсивны. Предметно-действенные операции тоже вносят свой вклад в установление контактов.

На 4-м году жизни все большее место в общении занимает речь.

По мнению Галигузовой Л. Н. и Смирнова Е. О, речь позволяет преодолеть давление воспринимаемой ситуации и выйти в сознании за пределы того, что ты в данный момент видишь или делаешь. Но в четырехлетнем возрасте речь, даже если она достаточно хорошо развита, может долгое время оставаться ситуативной. Все высказывания такого ребенка связаны с его сиюминутными действиями. Речь при этом как бы вплетена в конкретную ситуацию и потому не может служить средством ее преодоления, а значит, и осознания себя.

Нам представляется необходимым в связи с вышеизложенным дать определение коммуникативной компетентности, которая, по мнению О. С. Ушаковой и В. И. Яшиной, представляют собой конгломерат знаний, прогнозирования и программирования процесса общения, «вживания» в коммуникативную ситуацию и управление ею, общение (вербальное и невербальное) учет социальной роли партнера и коммуникативная культура. В дошкольном образовании тесная взаимосвязь этих структурных компонентов коммуникативной компетенции рассматривается как взаимосвязь коммуникативных и речевых умений ребенка, как развитие речи в общении, усвоение социального опыта, познание, развитие творческих способностей дошкольников.

Таким образом, необходимо внеситуативное общение, которое поможет ребенку осознать себя и овладеть собой. В то же время речевое общение, оторванное от фактических действий ребенка, может иметь отрицательные последствия для детского развития.

Публикации по теме:

Психолого-педагогические особенности развития детей дошкольного возраста «Психолого-педагогические особенности развития детей дошкольного возраста» Цель: повышение психолого-педагогической компетенции по вопросам,.

Психолого-педагогические подходы к развитию эмоций и чувств детей младшего дошкольного возраста Психолого-педагогические подходы к развитию эмоций и чувств детей младшего дошкольного возраста. С первых лет жизни ребенок под влиянием.

Теоретические основы формирования культуры общения у детей младшего дошкольного возраста Введение Современный этап развития общества выдвигает новые задачи воспитания детей дошкольного возраста. Владение богатством русского литературного.

Консультация для воспитателей «Психолого-педагогические особенности работы со сказкой с детьми младшего дошкольного возраста» Сказка — одно из первых произведений искусства слова, которые слышит ребенок в раннем детстве. Сказка, созданная в давние времена, живет.

Консультация «Особенности формирования первоначальных вербальных коммуникативных навыков у детей раннего возраста с ЗРР» Понятие «задержка психического развития» употребляется по отношению к детям со слабо выраженной недостаточностью центральной нервной системы.

Психолого-педагогические особенности адаптации детей младшего возраста к условиям ДОУ Адаптация - процесс приспособления организма к новой среде. Речь идет о целостном, системном приспособлении, которое объединяет биологический,.

Психолого-педагогические особенности формирования межличностных отношений детей дошкольного возраста Межличностные отношения в детской группе, начиная с дошкольного возраста, представляют собой достаточно сложное социально-психологическое.

Психолого-педагогические особенности одаренных детей Проблема одаренности человека занимала с давних времен. Именно в античную эпоху зародились такие понятия, как «гений» и «талант», которые.

Самообразование «Особенности формирования навыков самостоятельности у детей дошкольного возраста» Самообразование на тему: «Особенности формирования навыков самостоятельности у детей дошкольного возраста в условиях предметно-развивающей.

Психолого-педагогические основы обучения сюжетно-ролевой игре детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта Одним из основных факторов развития личности человека является деятельность. Каждому этапу развития человека соответствует определенный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогические особенности формирования навыков диалогического общения детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 29 ноября 2018 в 19:53
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психолого-педагогические особенности формирования навыков диалогического общения детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Арифа Алекперова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД