Арифа Алекперова
Психолого-педагогические особенности формирования навыков диалогического общения детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
На страницах электронного периодического журнала «Познавательный» отмечалось, что в современном российском обществе на первый план выходит проблема коммуникации людей, т. е. взаимодействия посредством общения, где оно, в свою очередь, играет важную роль как средство развития личности. Формирование личности начинается с рождения в процессе общения ребенка с близкими взрослыми (это и родители, и братья, сестры, а также другие члены семьи). Приобщение детей к общественным нормам происходит в дошкольном возрасте, когда ребенок усваивает основные социальные знания, приобретает определенные ценности, необходимые ему в дальнейшей жизни.
Публикация «Психолого-педагогические особенности формирования навыков диалогического общения детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
Характеризуя современного ребенка, Д. И. Фельдштейн отмечает такую неблагоприятную тенденцию как обеднение и ограничение общения детей, когда уже в периоду поступления в школу у 25% детей наблюдается беспомощность в отношениях со сверстниками, неспособность разрешать простейшие конфликты. Поэтому именно в дошкольном возрасте должны развиваться коммуникативные навыки, строиться межличностные отношения ребенка со сверстниками и взрослыми.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования коммуникативно-личностная образовательная область выделена отдельно. Организация коммуникативной деятельности должна способствовать конструктивному общению и взаимодействию с взрослыми и сверстниками, овладению устной речью как основным средством общения.
Одним из критериев эффективности учебно-воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении является способность ребенка к коммуникации, которая выступает как форма открытого действия при воспитании детей дошкольного возраста, поэтому именно от того, насколько хорошо будет развита коммуникативная деятельность ребенка, будет зависеть успешность плодотворного взаимодействия ребенка и взрослого.
Каково же определение коммуникативной деятельности? М. И. Лисина отмечает, что коммуникативная деятельность - это взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Коммуникативная деятельность является одним из важнейших способов получения информации о внешнем мире и способом формирования личности ребенка, ее познавательной и эмоциональной сфер.
Как отмечали отечественные психологи (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, Д. Б. Эльконин и др., коммуникативная деятельность выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, важнейшего фактора формирования его личности, наконец, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя через посредство других людей.
М. И. Лисина рассматривает общение и коммуникативную деятельность как тождественные понятия. Точнее говоря, коммуникативная деятельность представляет собой сложную многоканальную систему взаимодействия людей, требующая оценки себя и партнеров, и создающая для нее оптимальные возможности. В ее составе структурные специфические компоненты: потребности, предмет, мотивы и средства.
Развитие коммуникативной деятельности происходит, по мнению М. И. Лисиной, в несколько этапов. Для начала необходимо установление отношений ребенка с взрослым, в которых взрослый является носителем нормативов деятельности и образцом для подражания. На следующем этапе взрослый выступает уже не носителем образцов, а равным партнером по совместной деятельности. На третьем этапе, наиболее актуальном для нашего исследования, между детьми налаживаются отношения равноправных партнеров по совместной деятельности. И, наконец, на заключительном, четвертом этапе, ребенок в коллективной деятельности выступает в роли носителя образцов и нормативов деятельности. Именно эта позиция позволяет реализовывать максимально активное отношение ребенка к осваиваемой деятельности и осуществлять трансформацию "знаемого" в "реально действующее".
Таким образом, в результате освоения последнего этапа в развитии коммуникативной деятельности решаются две проблемы: ребенок использует усвоенный материал не шаблонно, а творчески, ему становится понятен смысл предметов и явлений; с другой стороны, задавая товарищам нормы и образцы деятельности, демонстрируя способы ее выполнения, ребенок учится контролировать и оценивать других, а затем и себя, что исключительно важно в плане формирования психологической готовности к школьному обучению.
Как уже отмечалось выше, нормативные документы дошкольного образования ориентированы на развитие коммуникативной деятельности дошкольников. Выделим те социальные и психологические характеристики личности ребенка, на которые должны ориентироваться педагоги и психологи в процессе осуществления образовательного процесса. Итак, завершая этап дошкольного образования, ребё нок должен быть: инициативным и самостоятельным в общении; уверенным в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относиться к себе и к другим, обладать чувством собственного достоинства; быть способным взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместных играх. Среди целевых ориентиров отмечается способность договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты, а также умение очень хорошо выражать свои мысли и желания.
Cформированные навыки коммуникативной деятельности ребенка дошкольного возраста обеспечат его успешную адаптацию в среде сверстников, позволят совершенствовать коммуникативную компетентность в процессе учебной деятельности при переходе к новой ступени образования. Именно развитие коммуникативной деятельности, на наш взгляд, а также умение ребенка активно включаться в нее, является необходимым условием успешности учебной деятельности, важнейшим направлением социально-личностного развития.
Как указывала Г. А. Урунтаева, специфика общения дошкольников со сверстниками во многом отличается от общения со взрослыми. Контакты со сверстниками более ярко эмоционально насыщены, в них отсутствуют жесткие нормы и правила, которые соблюдает ребенок,общаясь со взрослым.
В общении со сверстниками дети более раскованы, часто говорят неожиданные слова, передразнивают друг друга, проявляя творчество и
фантазию. Как показывает практика, в контактах с товарищами преобладают инициативные высказывания над ответными. Ребенку значительно важнее высказаться самому, чем выслушать другого. Но в итоге беседа с ровесником часто не получается, потому что каждый говорит о своем, не слушая и перебивая друг друга – отсутствует умение слушать, развивать диалог.
Общение со сверстниками психологически комфортнее, богаче по назначению и функциям. Действия ребенка, направленные на сверстника, более разнообразны, чем при коммуникативном общении со взрослыми, который является носителем информации, «оценщиком» действий ребенка, арбитром решения возникших между детьми спорных моментов. Общаясь с товарищами, дошкольник учится управлять действиями партнера, по-своему контролировать их, делая замечания, учит, показывая или навязывая собственный образец поведения, деятельности и сравнивая других детей с собой. В среде ровесников малыш демонстрирует свои способности и умения.
Дети рисуют человека.
Аня (5 лет 4 мес.) : Ты неправильно сделал, Максим (дергает его за рукав). Володя Л. (5лет) : Татьяна Сергеевна, я правильно делаю?
Воспитатель (подходит и смотрит на рисунок Максима) : Правильно. Максим (обращаясь к Ане) : Вот так! Поняла? .
На протяжении дошкольного возраста развиваются, сменяя друг друга, три формы общения со сверстниками.
Как отмечала М. И. Лисина, к третьему году складываются основы деловых контактов в форме совместных предметно-практических и игровых действий, именно здесь закладывается основа последующего полноценного общения со сверстниками.
Однако инициативные проявления в адрес сверстников, стремление привлечь к себе внимание наблюдаются редко, как и ответная активность. Общение в полном смысле еще отсутствует, закладываются лишь его предпосылки. Эмоции ребят очень глубоки и интенсивны. Предметно-действенные операции тоже вносят свой вклад в установление контактов.
На 4-м году жизни все большее место в общении занимает речь.
По мнению Галигузовой Л. Н. и Смирнова Е. О, речь позволяет преодолеть давление воспринимаемой ситуации и выйти в сознании за пределы того, что ты в данный момент видишь или делаешь. Но в четырехлетнем возрасте речь, даже если она достаточно хорошо развита, может долгое время оставаться ситуативной. Все высказывания такого ребенка связаны с его сиюминутными действиями. Речь при этом как бы вплетена в конкретную ситуацию и потому не может служить средством ее преодоления, а значит, и осознания себя.
Нам представляется необходимым в связи с вышеизложенным дать определение коммуникативной компетентности, которая, по мнению О. С. Ушаковой и В. И. Яшиной, представляют собой конгломерат знаний, прогнозирования и программирования процесса общения, «вживания» в коммуникативную ситуацию и управление ею, общение (вербальное и невербальное) учет социальной роли партнера и коммуникативная культура. В дошкольном образовании тесная взаимосвязь этих структурных компонентов коммуникативной компетенции рассматривается как взаимосвязь коммуникативных и речевых умений ребенка, как развитие речи в общении, усвоение социального опыта, познание, развитие творческих способностей дошкольников.
Таким образом, необходимо внеситуативное общение, которое поможет ребенку осознать себя и овладеть собой. В то же время речевое общение, оторванное от фактических действий ребенка, может иметь отрицательные последствия для детского развития.