Лидия Сныткина
Психолого-педагогические условия, обеспечивающие сохранность и укрепление здоровья дошкольника и младшего школьника
Психолого-педагогические условия, обеспечивающие сохранность и укрепление здоровья, непрерывность психофизического развития дошкольника и младшего школьника
Непрерывность психофизического развития дошкольника и младшего школьника представляет собой процесс физического, психического и социального созревания и охватывает все количественные и качественные изменения врожденных и приобретенных средств, происходящие под воздействием окружающей действительности.
Публикация «Психолого-педагогические условия, обеспечивающие сохранность и укрепление здоровья дошкольника и младшего школьника» размещена в разделах
- Здоровье. Мероприятия по теме здоровья для школьников
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция февраль 2019
Физическое развитие связано с изменением роста, веса, увеличением мышечной силы, совершенствованием органов чувств, координации движений и т. д.
В процессе психического развития происходят существенные изменения в познавательных, волевых, эмоциональных процессах, в формировании психических качеств и черт личности.
Социальное развитие ребенка, осуществляется в процессе его включения в жизнь общества, проявляется в изменении его поведения, отношения к окружающим, в особенностях участия в делах коллектива и т. д.
Потребность в движении составляет одну из основных физиологических особенностей детского организма, являясь условием его нормального формирования и развития.
В нашем понимании психолого-педагогические условия – это совокупность психолого-педагогических средств, методов, способов педагогического взаимодействия, информационного содержания, особенностей психологического микроклимата, обеспечивающая возможность целенаправленного педагогического воздействия на воспитанников для формирования определенных качеств личности.
Психолого-педагогические условия, обеспечивающие сохранность и укрепление здоровья обучающихся :
1. Использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным психофизическим особенностям развития;
2. Личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств; обеспечивается опора на его личный опыт при освоении новых знаний и жизненных навыков;
3. Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности, то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка, стимулирование самооценки;
4. Создание развивающей образовательной среды, способствующей развитию ребенка и сохранению его индивидуальности;
5. Поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность;
6. Профессиональное развитие педагогов в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Психофизиологические особенности дошкольника и младшего школьника
дошкольник младший школьник
Возраст от 3 до 7 лет (включительно). В этот период мальчики и девочки мало отличаются внешним строением тела, а также многими физиологическими и биохимическими параметрами.
Развитие опорно-двигательной системы ребенка еще не завершено. Каждая из 206 костей скелета продолжает меняться по размеру, форме, строению, причем фазы развития неодинаковы. Позвоночник ребенка соответствует его форме взрослого человека, но окостенение еще не закончено, в нем еще много хрящевой ткани. Скелетная мускулатура слабая.
Для детей этого возраста характерно преобладание тонуса мышц-разгибателей, что приводит к невозможности при длительном сидении удерживать спину выпрямленной. Поэтому необходимо контролировать позу ребенка.
Развитие ЦНС характеризуется ускоренным формированием ряда морфофизиологических признаков. Продолжается интенсивное развитие коры головного мозга. Завершается дифференциация нервных элементов тех слоев, в которых осуществляются процессы, определяющие успех сложных умственных действий: обобщение, осознание последовательности событий, причинно-следственных отношений, формирование сложных межанализаторных связей. У детей расширяются представления об основных видах взаимосвязей между живой и неживой природой. Преобладающим на протяжении всего дошкольного периода, остается непроизвольное внимание. Даже старшим дошкольникам еще трудно сосредоточиться на чем-то однообразном. К 6–7 годам структура памяти претерпевает существенные изменения, связанные со значительным развитием произвольных форм запоминания и припоминания. Непроизвольная память, не связанная с активным отношением к текущей деятельности, оказывается менее продуктивной, хотя в целом она сохраняет господствующее положение.
Подобное соотношение произвольной и непроизвольной форм памяти отмечается в отношении такой психической функции, как воображение. Большой скачок в его развитии обеспечивает игра, необходимым условием которой является наличие замещающей деятельности и предметов-заместителей. В старшем дошкольном возрасте замещение становится чисто символическим и постепенно начинается переход к действиям с воображаемыми предметами.
Продолжает развиваться дыхательная система. Ребра постепенно принимают такое же расположение, как у взрослого, развивается дыхательная мускулатура и ткань легких. Но размеры дыхательных путей ребенка дошкольного возраста значительно уже взрослых, поэтому нарушения температурного режима и влажности воздуха в помещении приводят к заболеваниям органов дыхания.
Сердечно-сосудистая система становится более работоспособной и выносливой.
Продолжает развитие иммунная система. Возраст от 7 до 11лет. В этот период происходят существенные изменения в анатомо-физиологическом строении организма детей.
Костно-мышечная система в младшем школьном возрасте, хотя и достигает определенной степени развития, еще не устойчива к неблагоприятным воздействиям. Чрезмерная физическая нагрузка быстро приводит к утомлению. Вследствие гибкости скелета при неправильной позе ребенка на занятиях развиваются нарушения осанки. В школьном возрасте отмечается самая высокая частота травм в связи с резко возрастающей двигательной активностью детей.
Крупные мышцы тела развиваются раньше мелких, поэтому школьникам данного возраста трудно выполнять мелкие и точные движения. Продолжается совершенствование движений (ходьба, бег, прыжки, метание) и двигательных качеств (быстрота, ловкость, гибкость, сила, выносливость, заканчивается развитие и созревание периферических отделов нервной системы, ускоряются темпы развития скелетной мускулатуры, нарастает мышечная сила, повышается упругость мышц.
Строение коры головного мозга почти такое же, как у взрослых. Останавливается увеличение размеров коры головного мозга, но нарастает интенсивность качественных изменений в структурах клеток головного мозга. Совершенствуется и становится более сложной нервно-психическая деятельность.
Механизмы произвольного и непроизвольного внимания имеют черты незрелости. С 9-10 лет непроизвольное внимание организуется по типу взрослого. В младшем школьном возрасте растет объем кратковременной памяти, к 10 годам приближаясь к показателям взрослого человека. Овладение навыками чтения и письма способствуют дальнейшему развитию речи, ее образности, способности передать в ней свои мысли. Речь является основой формирования мышления ребенка. Для 7-8 лет характерно преобладание наглядно-образного мышления, основой которого является достигшее определенной зрелости зрительное восприятие, а средством – образ. Развитие механизмов речевой деятельности стимулирует развитие словесно-логического мышления.
Вместе с тем в поведении детей младшего школьного возраста еще много игровых элементов, они еще не способны к длительному сосредоточению, самоконтролю.
У дошкольников жизненная емкость легких увеличивается.
Сердечно - сосудистая система в младшем школьном возрасте продолжает свое активное развитие.
Продолжает развитие иммунная система.
Как мы видим психофизиологическая разница между старшим дошкольником и младшим школьником не столь велика.
Для сохранения и укрепления здоровья важна систематическая работа с детьми по воспитанию ценностных ориентаций на физическое и духовное развитие, здоровый образ жизни, формирование потребности и желаний к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом, развитие волевых и нравственных качеств.
Психолого-педагогические условия обеспечивающие личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми
Использование приобретенных умений и навыков в повседневной жизни и деятельности
- Педагоги предоставляют возможность детям самостоятельно отбирать способы действий по обеспечению здоровья в игровых ситуациях.
- Предоставляют возможность практического овладения навыками соблюдения безопасности при выполнении дыхательной, артикуляционной, пальчиковой гимнастики, самомассаже пальцев и ладоней рук и т. д.
- Поощряют самостоятельную двигательную активность детей, поддерживают положительные эмоции.
Поддержка и развитие детской инициативы
- Педагоги поддерживают стремление у детей развивать координацию и гибкость движений, крупную и мелкую моторику рук.
- Поддерживают стремление детей узнавать о возможностях собственного организма, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере, становление ценностей здорового образа жизни.
Поощрение творческой двигательной деятельности
- Предоставляют возможность детям использовать воображаемые ситуации, игровые образы на физкультурных минутках, утренней гимнастике и т. д.
- Предоставляют возможность активно использовать предметы для самостоятельной двигательной деятельности.
- Предоставляют возможность детям использовать элементы двигательной активности в разных видах деятельности.
- Предоставляют возможность детям видоизменять подвижные игры новым содержанием, усложнением правил, введением новых ролей.
Поддержка диалогов детей о событиях физкультурной и спортивной жизни детского сада, города, страны, поощрение использования различных источников информации.
Компонентами образовательной среды в дошкольной образовательной организации являются:
- содержание дошкольного образования;
- развивающая предметно-пространственная среда;
- взаимодействие участников образовательных отношений.
Содержание дошкольного образования определяется:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 г. Москвы «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Образовательной программой дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 79 «Соловушка» на 2018-2019 учебный год;
- Возрастными особенностями и спецификой индивидуального развития детей.
Для укрепления здоровья детей и предупреждения заболеваний необходимо не только повышать уровень их двигательной активности, но и систематически проводить активные закаливающие мероприятия, а также использовать новые формы по организации образовательной деятельности по физическому воспитанию.
Развивающая предметно-пространственная среда представлена специально организованным пространством, материалами, оборудованием, электронными образовательными ресурсами и средствами обучения и воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья.
Взаимодействие участников образовательных отношений - это согласованная деятельность педагогов, детей и родителей (законных представителей) направленная на решение задач сопровождения личностного и возрастного развития дошкольников.
Также одним из условий обеспечения сохранности и укрепления здоровья, непрерывность психофизического развития дошкольников и младших школьников является организация сетевого взаимодействия между образовательными учреждениями и другими социальными партнерами.
Участие семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка дошкольного возраста предполагает организацию работы с родителями (законными представителями) в различных формах взаимодействия:
- презентация дошкольного образовательного учреждения. Родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми, об оказываемых услугах, работе специалистов (логопед, психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель).
- дни открытых дверей, позволяют родителям познакомиться с работой всего коллектива детского сада, увидеть, как строятся образовательные отношения.
- родительская инициатива, позволяет родителям самим предстать в роли воспитателей, инструкторов по физической культуре.
- совместные праздники и досуги, развлечения позволяют родителям активно участвовать в проводимых мероприятиях. Традиционными праздниками стали: спортивные состязания с участием пап в празднике, посвященном 23 февраля, Новый год, выпускной, 8 Марта, день Здоровья.
- тематические выставки;
- проектная деятельность. Родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогам в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка.
- Педагогические советы с участием родителей;
- участие в фотоконкурсах и фотовыставках;
- изготовление портфолио воспитанника;
- официальный сайт МБДОУ «Детский сад № 79 «Соловушка»;
- традиционные формы работы: анкетирование, консультации, индивидуальные беседы, наглядная пропаганда.
Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в соответствии с ФГОС дошкольного образования, как одно из условий, для сохранение и укрепление здоровья детей, обеспечивается курсовой подготовкой педагогов, консультированием, самообразованием, изучением опыта коллег, трансляцией своего собственного опыта.
Таким образом, создание психолого-педагогических условий с учетом особенностей психофизического развития в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте обеспечивает сохранность и укрепление здоровья в процессе физического, психического и социального созревания, а также преемственную связь между ними.