Петрова Ольга Дмитриевна
Психолого-педагогические и исторические аспекты нравственного воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность нравственного развития и воспитания.
Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Кто как не педагог, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка, должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. Именно поэтому детский сад, а в частности педагог, решая задачи воспитания, должны опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности. Этому поможет нравственное воспитание, органически вплетенное в образовательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть.
Публикация «Психолого-педагогические и исторические аспекты нравственного воспитания» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» октябрь 2017
Актуальность проблемы воспитания детей старшего дошкольного возраста связана с четырьмя положениями:
Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих прекрасными чертами личности.
Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка.
В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность – это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.
В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только формируют старшего дошкольника о нормах поведения, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Психолого-педагогические и исторические аспекты нравственного воспитания
Из всех наук, которые должен знать человек,
главнейшая есть наука о том, как жить,
делая как можно меньше зла
и как можно больше добра.
Л. Н. Толстой.
В истории развития человеческого общества менялся подход к рассмотрению моральных ценностей. Каждый период характеризуется новым этапом в развитии морали. Рассмотрим в кратком изложении сущность терминов. Термин «этика» был введен Аристотелем и означает обычай, характер, образ мыслей. Наряду с понятием этики используется понятие мораль. Это слово имеет более узкое значение и является отражением степени приобщения к «своей» культуре. Со временем «этика» и «мораль» стали наполняться разным содержанием. Под этикой понимают науку, область знания, предметом которой является мораль. С понятиями «мораль» и «нравственность» дело обстоит сложнее. Здесь существует два основных подхода. Эти понятия ранее не разделялись в философии. Но современные авторы их разводят.
Под моралью понимается совокупность норм и принципов, которыми люди руководствуются в своем поведении.
«Нравственность» же трактуется как более узкое понятие, как сфера моральной свободы личности.
Нравственное воспитание предполагает усвоение человеком общественных норм.
Роль морали в обществе огромна. Для нас важным моментом является то, что учеными признается мораль как один из основных механизмов регулирования общественной жизни. Например, Леонид Михайлович Архангельский выделяет три функции морали: отражательная, регулятивная и воспитательная.
Таким образом, мораль имеет всеобъемлющий характер и осуществляет основные функции:
1. Функция социальной ориентации или социального регулирования;
2. Познавательная;
3. Мораль как система ценностей и побуждений.
Говоря о структуре морали, необходимо сказать, что она отражается, во-первых, в сфере общественного сознания, во-вторых, в сфере общественной деятельности и, в-третьих, в сфере общественных отношений.
Для выявления условий нравственного развития человека, необходимо знать структуру нравственного сознания. Элементарной формой требования являются нравственные нормы. Посредством предъявления норм в обществе предписывается или же запрещается поведение определенного типа. Следующий уровень сознания – нравственное качество. Когда у человека сформировались определенные нравственные качества, конкретные предписания или запрещения определенных действий в сознании не фиксируются, поскольку человек способен самостоятельно принимать решения.
Еще более обобщенно моральное сознание отражается в понятии «нравственный принцип», в котором обозначаются выработанные требования, касающиеся нравственной сущности человека и которые служат основанием для частных норм поведения. Наконец, наиболее абстрактный слой морального сознания отражается в понятии «нравственной ценности». Это обобщенные представления о чем-то предпочитаемом, на них ориентированы нормы и принципы, подчиняющие поведение человека.
Понятие ценности является высшим результатом развития потребностей человека.
Существует понятие высшей ценности, которая не зависит от преходящих обстоятельств, но должна быть принята каждой личностью. Эту высшую ценность также называют идеалом. С моей точки зрения, именно усвоение общечеловеческих идеалов и ценностей, понимание их должно стать перспективной целью в воспитательной работе с детьми. Особое значение при этом получает система ценностных ориентаций. Ценностные ориентации человека имеют в его поведения. Если в системе ценностных ориентации существует непоследовательность, то человек способен изменить своим высоким идеалам под внешним давлением, или из-за эгоистических интересов. И, наоборот, целостная, осмысленная структура ценностей обеспечивает последовательность в поведении, верность выбранной цели, несмотря на обстоятельства.
Благодаря тому, что мораль пронизывает все сферы жизнедеятельности человека, любые действия имеют определенное нравственное значение. Поэтому, нравственная деятельность это не какая-то отдельная изолированная деятельность.
Слова «нравственность», «мораль», «этика» близки по смыслу, несмотря на то, что возникли они в трех разных языках.
Известный немецкий мыслитель Фридрих Ницше считал: «Быть моральным, нравственным, этичным – значит оказывать повиновение установленному закону или обычаю».
Исходя из этих терминов, я хочу перейти к более конкретному понятию, такому как воспитание.
Воспитание это двусторонний процесс, основанный на взаимодействии воспитателя и воспитуемых.
Доктор педагогических наук Иван Павлович Подласый понятие «нравственное воспитание» раскрывает как целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.
Основные задачи нравственного воспитания :
1. Формирование нравственного сознания;
2. Воспитание и развитие нравственных чувств;
3. Выработка умений и привычек нравственного поведения».
Нравственное сознание – активный процесс отражения ребенком своих нравственных отношений, состояний. Субъективной движущей силой развития нравственного сознания является нравственное мышление процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений.
Нравственные чувства, сознание и мышление являются основой и стимулом проявления нравственной воли.
Отсюда, непосредственно, я считаю, что следует включение такого понятия, как мотивация. Что такое мотивация? Я, думаю, каждый из вас задумается. Термином «мотивация» в современной психологии обозначаются два психических явления :
1. Совокупность побуждений, вызывающих и определяющих активность ребенка.
2. Процесс образования, формирования мотивов, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Мотивационные явления, со временем становятся чертами личности. К таким чертам можно отнести мотивы достижения успеха и избегания неудачи.
Для правильной организации своей работы педагогу необходимо знать, как формируется мотивация личности.
Существует два механизма.
1. Механизм формирования «снизу вверх», т. е., заключается в том, что стихийно сложившиеся или специально-организованные воспитателем условия образовательной и трудовой деятельности актуализируют отдельные ситуативные побуждения, которые постепенно переходят в устойчивые мотивационные образования.
2. Механизм «сверху вниз» заключается в усвоении воспитуемым предъявляемых ему в готовой форме побуждений, идеалов, содержания направленности личности, которые по замыслу воспитателя должны у него сформироваться и которые сам воспитуемый должен постепенно превратить из внешне понимаемых во внутренне принятые. Полноценное формирование мотивационной личности должно включать в себя оба механизма.
О нравственности человека обычно судят по его поведению, но
поведение – понятие широкое, поэтому для раскрытия его нравственной сущности необходимо
выделить наименьшую единицу. А такой наименьшей единицей поведения может служить поступок.
Под поступком понимают какое-либо действие или состояние человека, но всякое действие становится поступком только при условии, если оно рассматривается во взаимосвязи с порождающими его целями, мотивами и намерениями личности.
Таким образом, под поведением понимают совокупность поступков человека, выделяя при этом внешние действия и их внутреннюю обусловленность.
Однако, нравственное поведение характеризуется не только поступком, но и системой нравственных привычек. А нравственная привычка - это способность и умение произвести действие не только без особого на то контроля, но и в силу выработанной потребности в данной деятельности.
Нравственное поведение характеризуется тем, что оно у каждого определяется сознательным выбором тех или иных действий. Поведение
нравственно если человек взвешивает и продумывает свои действия.
Важнейшим средством нравственного воспитания является использование созданных нравственных идеалов, т. е. образцов нравственного поведения, к которым стремится человек.
Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени.
Существенным признаком процесса нравственного воспитания является его построение, т. е., решение воспитательных задач начинается с элементарного уровня и заканчивается более высоким. Для достижения целей используются все виды деятельности. Этот принцип последовательности реализуется с учетом возрастных особенностей детей. Процесс нравственного воспитания динамичный и творческий: педагоги постоянно вносят в него свои коррективы, направленные на его совершенствование.
Только после того, как нормы, правила и требования морали стали выступать как собственные взгляды и убеждения, как привычные формы поведения, человека можно считать нравственным.
Вот что писал об этом известный педагог Я. А. Коменский: «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней».
Такую же большую роль нравственному воспитанию отводил выдающийся швейцарский педагог Генрих Песталоцци. Нравственное воспитание он считал главной задачей детского воспитательного учреждения. По его мнению, только оно формирует добродетельный характер и сочувственное отношение к людям.
Разрабатывая вопросы педагогики, нравственное воспитание выдвигал на первый план немецкий педагог Иоган Гербарт. Он писал: «Единую задачу воспитания можно целиком выразить в одном только слове – нравственность».
Понятие нравственное воспитание всеобъемлюще. Именно поэтому, выдающийся педагог В. А. Сухомлинский разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обосновано говорил: «Если человека учат добру – учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так, в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу – все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать».
Рассматривая систему нравственного воспитания, такие педагоги, как Н. Е. Ковалев, Б. Ф. Райский, Н. А. Сорокин различают несколько условий:
Во-первых, осуществление согласованных воспитательных влияний педагога и детского коллектива в решении определенных педагогических задач, а внутри группы – единство действий всех воспитанников.
Во-вторых, использование приемов формирования учебной деятельности нравственным воспитанием.
В-третьих, под системой нравственного воспитания понимается также взаимосвязь и взаимовлияние воспитываемых в данный момент моральных качеств у детей.
В-четвертых, систему нравственного воспитания следует усматривать и в последовательности развития тех или иных качеств личности по мере роста и умственного созревания детей.
По взглядам профессора Ивана Федоровича Харламова содержание нравственности заключается в следующем:
– В отношении к Родине (патриотизм) – любовь к своей стране, истории, обычаям, языку, желание стать на ее защиту, если это потребуется.
– В отношении к труду (трудолюбие) – предполагает наличие потребности в трудовой деятельности и понимание пользы труда для себя и общества, наличие трудовых умений и навыков, и потребность в их совершенствовании.
– В отношении к обществу (коллективизм) – умение согласовывать свои желания с желаниями других.
– В отношении к себе – уважение себя при уважении других, высокое сознание общественного долга, честность и правдивость, нравственная чистота, скромность.
– В человеколюбии и гуманности.
Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность, т. е., устойчивость положительных привычек и привычных норм поведения, культура отношений и общения в условиях здорового детского коллектива.
Нравственным, как уже говорилось раннее, следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования выступают как его собственные взгляды и убеждения, как привычные формы поведения.
Доктор психологических наук Любовь Алексеевна Григорович рассматривает содержание нравственного воспитания через гуманность.
«Гуманность – это единая характеристика личности, включающая комплекс свойств, выражающих отношение человека к человеку. Как качество личности гуманность формируется в процессе взаимоотношений с другими людьми: внимательности и доброжелательности; умений понять другого человека; в способности к сочувствию, сопереживанию; терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению; в готовности прийти на помощь другому человеку».
Особой воспитательной силой обладает пример гуманного отношения педагога к детям. Важным условием воспитания гуманности является организация коллективной деятельности, особенно таких ее видов, где дети поставлены в ситуации непосредственного проявления заботы о других, оказания помощи и поддержки, защиты младшего, слабого. Кроме гуманности в содержание нравственного воспитания входит воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения. «Являясь составной частью нравственности, дисциплина готовит дошкольника к социальной деятельности».
Дисциплинированность как личностное качество, имеет разные уровни развития, что находит свое отражение в понятии культуры поведения. Оно включает в себя:
а) культуру речи (умение вести дискуссию, понимать юмор);
б) культуру общения (формирование навыков доверия к людям, вежливости, внимательности в отношениях с родными, друзьями, знакомыми и посторонними людьми, умение дифференцировать свое поведение в зависимости от окружающей обстановки дома или в общественных местах);
в) культуру внешности (формирование потребности соблюдать личную гигиену, выбирать свой стиль, умение управлять своими жестами, мимикой, походкой);
г) бытовую культуру (воспитание эстетического поведения к предметам и явлениям повседневной жизни).
Культура поведения старших дошкольников в значительной мере формируется под влиянием личного примера воспитателей, родителей, а также традиций, сложившихся в детском саду и семье.
Со стороны психологии гуманистическая теория видит развитие личности под углом зрения нравственного самосовершенствования человека. Главная задачей здесь является - выяснить, как происходит усвоение детьми тех или иных нравственных ценностей на разных этапах индивидуального развития в зависимости от складывающихся социальных условий.
Переход от одного этапа личностного развития к другому связан с двумя обстоятельствами: проявлениями кризиса возрастного развития и сменой ведущего типа общения. В это время изменяется отношение ребенка к самому себе, к окружающим людям и к своим обязанностям.
К окончанию дошкольного возраста личность можно считать вполне сформированной.
Если педагоги, психологи и другие и ученые разных времен признавали огромную роль нравственности в развитии и формировании личности, тем больше значение имеет эта проблема в системе современного воспитания. На нравственное формирование личности оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений.
Таим образом, рассмотрев основные понятия, задачи, содержание нравственного воспитания и идеи известных ученых о нем, целесообразно рассмотреть особенности нравственного воспитания в дошкольном возрасте.