Наталья Долматова
Рекомендации воспитателям по организации положительных взаимоотношений дошкольников.
▼ Скачать + Заказать документы
Самое главное- воспитать те нравственные силы ребёнка,
без которых он не может не делать добра,
т. е. учить сопереживать.
В. А. Сухомлинский
Дети с самого раннего возраста начинают проявлять интерес к своим сверстникам, уже в возрасте 2-3 лет дети способны устанавливать какие-то взаимоотношения друг с другом.
Взаимоотношения между детьми в младшем дошкольном возрасте уже носят избирательный характер, т. е. ребёнок играет, даёт игрушки, разговаривает с определёнными детьми, хотя объяснить, чем вызвана симпатия ещё конечно не может. «Друг» в таком возрасте меняется очень часто.
Публикация «Рекомендации воспитателям по организации положительных взаимоотношений дошкольников,» размещена в разделах
Начиная с возраста 4-5 лет, у детей начинают формироваться дружеские отношения. Обычно это проявляется в процессе игры, ведь именно игра является основной деятельностью ребёнка. Посредством игры ребёнок познаёт правила поведения, учится общаться и договариваться с другими детьми.
Ближе к старшему дошкольному возрасту, ребёнок уже вполне может обосновать выбор своего друга или, наоборот, объяснить свою неприязнь к кому-либо, дать характеристику: «Ваня добрый, не жадный», «Таня вредная, дразнится» и т. п. Себя же ребёнок дошкольного возраста, как правило, оценивает очень положительно и желает оставаться таким. Это желание как раз и надо поощрять в ребёнке, заостряя его внимание на положительных качествах.
Чтобы каждый ребёнок комфортно себя чувствовал в коллективе, очень важно, чтобы в нём царила дружеская, позитивная атмосфера. Конечно, в первую очередь это зависит от воспитателя. Не всегда на деле это удаётся. В каждой группе есть несколько детей, наиболее активных. Именно на них, как правило, и ориентируются воспитатели. Таких детей выделяют среди других. Это приводит к тому, что у «заводил» формируется желание во что бы то ни стало быть впереди, покровительственное отношение к другим, менее активным детям, завышенная самооценка.
Другие же дети либо стараются любой ценой добиться «дружбы» лидеров, либо замыкаются (так называемые «тихони»).
Таким образом, в некоторых детских коллективах у детей могут даже развиваться такие негативные качества как эгоизм, агрессивность, высокомерие и др. по поведению воспитанника в группе можно сказать, какими основными личностными качествами он обладает. В старшем возрасте, дети уже точно знают, что хорошо, а что плохо и как надо себя вести в той или иной ситуации. Но в коллективе часто реальные поступки детей расходятся с «теорией». Педагоги, психологи должны задавать образец поведения, при котором вырабатывается уважительное и доброе отношение к другим, и при этом ценностное отношение к себе.
В своём детском коллективе дети должны «пройти» все виды взаимоотношений между людьми, в том числе и ссоры, конфликты, их разрешение. Все эти моменты взаимодействия со сверстниками формируют у ребёнка модель поведения в обществе, систему ценностей умение понимать других, сопереживать другому человеку, в то же не бояться иметь своё собственное мнение, пусть даже отличное от мнения большинства.
Для того, чтобы у ребёнка складывались нормальные дружеские отношения в коллективе, очень важно всегда «держать руку на пульсе». Необходимо постоянно разговаривать с ребёнком, знать, что его волнует и тревожит, есть ли у него друзья. Наблюдать за игрой несовершеннолетних с другими детьми, участвовать и организовывать детские игры, задавать тон взаимоотношениям между детьми. Всячески поощрять дружбу между детьми.
Воспитывать гуманные чувства у несовершеннолетних. Формировать представления о правдивости, о справедливости, о смелости, о скромности.
Формировать у воспитанников быть отзывчивыми к сверстникам, проявлять внимание к их переживаниям, оказывать помощ, радоваться успехам своим и товарищей, сопереживать в случаях неудачи. Развивать дружеские взаимоотношения.
Приучать детей выражать своё отношение к поступкам сверстников, правильно оценивать свои поступки и поступки товарищей.
1. Если ребёнок забывает речевые этикетные формулы (прощания, приветствия, благодарности, то ему можно подсказать в стихотворной форме: «Лена, ты знаешь, что растает даже ледяная глыба, от слова тёплого (спасибо)». «Миша, ты что-то забыл сказать, а во Франции и Дании на прощание говорят …. (до свидание)» и т. п.
2. Для развития умения устанавливать контакт с собеседником предложите детям следующие упражнения.
«Улыбка»- Дети сидят в кругу. Они берутся за руки и, глядя соседу в глаза, дарят ему самую дорогую улыбку, какая есть.
«Комплимент»- дети становятся в круг по очереди, глядя в глаза соседу, говорят несколько добрых слов, хвалят его. («Ты всегда делишься, ты весёлая, у тебя красивое платье….»). Принимающий, кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» вместо похвалы можно просто сказать «вкусное», «сладкое», «молочное» слово.
3. Для поддержания желания и совершенствования умения выражать своё настроение предложите детям завести «Дневник настроения». В нём ребёнок сможет изобразить явления природы, предметы, которые будут характеризовать его настроение. В конце недели можно поиграть с детьми в игру «Волшебные мешочки». В один из них предложить детям сложить плохое настроение, в другой – хорошее, до этого необходимо посмотреть в дневник и посчитать, сколько раз ребёнок был в хорошем (радостном, весёлом) и плохом (грустном, печальном) настроении.
Предложить детям игры и упражнения 2Передай настроение», «Малыш и Карлсон», «Собачка ждёт ласки».
«Лица» дети рисуют на листе бумаги лица с различными выражениями настроения: весёлое, хмурое и т. д.
«Мимическая гимнастика» дети хмурятся, как осенняя туча или как рассерженный человек; улыбаются, как солнце или как хитрая лиса; пугаются, как заяц. Увидевший волка; как ребёнок, у которого отняли мороженное.
«Маски» : один ребёнок изображает настроение при помощи мимики, а остальные дети определяют, удалось ли изобразить маску;
«Глаза в глаза» : дети разбиваются на пары и, глядя друг другу в глаза, молча передают разные эмоции.
Активное гуманное отношение к природе поддерживается и укрепляется при формировании у детей осознания эстетической ценности объектов природы, их непреходящей и неувядающей красоты, вот почему воспитание эстетических чувств, на наш взгляд, является одним из необходимых условий экологического воспитания, включающего в себя любовь к природе.
Неверно было думать, что одно лишь постоянное общение с природой (экскурсии в лес, на реку, прогулки, рассматривание живописных полотен, иллюстраций и т. д.) способно пробудить и развивать эстетическое к ней отношение. Необходимо обращать внимание детей на красоту природы. А именно: проводить тематические прогулки, например, «Ещё прозрачные леса как будто пухом зеленеют», «Как молоком облитые, стоят сады вишнёвые»; учить соблюдать за состоянием растений и поведением животных, получая от этого удовольствие и замечая красоту жизни «Что в уголке природы тебе нравится больше всего?
Правда этот цветок необыкновенно красив?»; осознать, что красота никак не определяется утилитарным подходом ( многие дети считают: то, что красиво, то хорошо, что вредно, то некрасиво). Главное, всегда помнить: прежде чем научить детей видеть красоту и понимать суть прекрасного как эстетической категории, необходимо развивать их эмоциональную сферу, ибо чувства дошкольников ещё недостаточно устойчивы и глубоки, носят избирательный и субъективный (например, заяц нравится, потому что он колючий) характер.
Признание значимости его для всей группы вызывает тяготение к обществу сверстников, потребность в их поддержке, стремлением стать равноправным членом детского «сообщества».