Оксана Юрьевна Гончаренко
Психолого-педагогические рекомендации по развитию ребёнка дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Психолого-педагогические рекомендации по развитию ребёнка дошкольного возраста
игнорирование типологических особенностей нервной системы ребенка может привести к одностороннему развитию, так как у него будут в первую очередь складываться те черты, формированию которых благоприятствует его тип нервной системы. «В процессе воспитания, писал Б. М. Теплов, - следует искать не пути изменения нервной системы, а лучшие формы, пути и методы воспитания с учётом особенностей нервной системы воспитанника».
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Консультации для родителей
- Психология. Работа психолога
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
В соответствии с этим, на основе анализа работ В. В. Белоус [5], Е. Дзятковская [9], А. Сиротюк [26], Т. Смирнова [27], мы разработали психолого-педагогические рекомендации по организации работы с детьми различных типов нервной системы. Чтобы правильно взаимодействовать с ребенком, грамотно обучать и воспитывать, необходимо знать его психологические особенности развития.
Так, чтобы правильно взаимодействовать с ребенком, у которого сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы (сангвиник) необходимо:
• - Воспитывать усидчивость, устойчивые интересы, более серьезное отношение к любому делу.
• - Учить быть ответственным за свои обещания.
• - Научить дорожить дружбой.
• - Обращать внимание на мелкие нарушения со стороны ребёнка (не убрал игрушки).
• - Необходимо чтобы начатое дело доводилось до конца и с хорошим качеством (не разрешать заниматься другим делом, если не выполнено первое).
• - Целесообразно давать выход их энергии, стимулировать раскрытие потенциала и способностей в общественно полезном труде.
• - Оказывать помощь в форме дружеских советов.
Важно: целесообразно использовать его лидерские качества.
С ребенком сильным, неуравновешенным, подвижным типом нервной системы (холерик) необходимо:
• - Вырабатывать у ребенка умение тормозить себя, нежелательные реакции (игры с командами, где он будет подчиняться).
• - Приучать его к правилам общения: говорить спокойно, не перебивать говорящего, считаться с другими, просить, а не требовать.
• - Надо постоянно и настойчиво требовать спокойных и обдуманных ответов, спокойных и нерезких движений.
• - Воспитывать сдержанность в поведении и отношениях с товарищами и взрослыми.
• - В трудовой деятельности воспитывать последовательность, аккуратность и порядок в работе.
• - Говорить подчеркнуто спокойным, тихим голосом.
• - С пониманием относиться к проявлению активности ребёнка.
• - Целесообразно ограничивать всё, что возбуждает нервную систему ребёнка (кино, чтение и так далее) - всё должно быть в меру. За два часа до сна – только спокойные игры и занятия.
• - Необходимо развивать у ребёнка сосредоточенное внимание: настольные игры (без соревнований, конструирование, рисование, лепка – всё, что требует усидчивости.
• - Необходимо строго соблюдать режим дня.
Важно: холерика важно воспитывать добрым, заботливым.
Для ребенка, у которого сильный, уравновешенный, малоподвижный тип нервной системы (флегматик) следует применить следующее:
• - Помочь преодолеть их некоторую леность.
• - Развивать большую подвижность и общительность.
• - Не допускать, чтобы они проявляли безразличие к деятельности, вялость, инертность.
• - Вызывать у них эмоциональное отношение к тому, что делают они сами и их товарищи.
• - Нельзя применять окрики, угрозы, поторапливания – это оказывает тормозящее влияние на нервную систему ребёнка.
• - Следует чаще хвалить детей за их быстрые действия.
• - Побуждать ребёнка к игре, труду, конструированию – активизировать его.
• - Нельзя резко обрывать ребёнка. Необходимо предупреждать его за несколько минут о смене вида деятельности.
• - Привлекать ребёнка к деятельности в коллективе.
Важно: флегматика необходимо на жизненных примерах знакомить с разными видами чувств и эмоций, учить правильно проявлять их в соответствующих ситуациях: сочувствовать, радоваться.
И наконец, с ребенком со слабой, неуравновешенной, малоподвижной нервной системой (меланхолик) необходимо придерживаться следующих рекомендаций :
- Мягкость, тактичность, чуткость и доброжелательность в отношениях с этими детьми.
- Большую роль играют одобрение, похвала, подбадривание, что способствует укреплению веры в себя.
- Развивая работоспособность, помнить, что эти ребята быстро переутомляются.
- Развивать общительность.
- Нужно ограничить шум, новые знакомства, количество игрушек, но в то же время приучать ребёнка не бояться большого шума, спокойно, без тревоги относиться к новому человеку.
- Нельзя повышать голос на ребёнка, проявлять к нему чрезмерную требовательность, наказывать, подчёркивать его недостатки.
- Целесообразно беседовать с ребёнком, так как он отличается внушаемостью. Говорить нужно мягко, убеждающее, но уверенно, определённо.
- Ребёнку полезно заниматься спортом. Необходимо разнообразить жизнь ребёнка.
- Надо привлекать ребёнка к совместному труду со взрослыми.
- Необходимо поддерживать у него положительные эмоции, проявлять по отношению к нему доброжелательность, чуткость.
Важно: меланхолика необходимо с детства учить планировать свою деятельность, разумно распределять свое время, иначе возможно нервное или физическое перенапряжение, хроническая усталость, формирование отвращения к труду, апатия.
Я считаю, что нужно искать лучшие формы, методы и пути воспитания детей с учётом особенностей разного типа нервной системы. Большое значение имеет индивидуальный подход в воспитании дошкольника, потому что нет одинаковых условий, одинакового материала для работы и главная задача педагогов, родителей помочь детям научится чувствовать себя комфортно в любой ситуации, в любом месте, при любых обстоятельствах.
Таким образом, изучив теоретическое обоснование проблемы, мы провели эмпирическое исследование для того, чтобы доказать выдвинутую гипотезу о том, что свойства нервной системы влияют на развитие детей дошкольного возраста. Для достижения намеченной цели и доказательства выдвинутой гипотезы нами были выбраны и применены на практике следующие психодиагностический процедуры : методика определения темперамента детей дошкольного возраста : Г. П. Лаврентьева, Т. М. Титаренко, методика «Перенос кубиков» Ю. А. Самарина, методика «Нелепицы» Р. С. Немова. По итогам данных методик, выяснилось, что действительно свойства нервной системы оказывают влияние на развитие детей дошкольного возраста. В процессе эксперимента мы наблюдали за тем, как ведут себя дети с различными типами нервной системы. В данной группе преобладал тип сангвиника и флегматика. Дети сангвиники вели себя очень активно. Быстро пошли на контакт. С радостью выполняли предложенные задания. Легко переживали неудачи, но бывали моменты, когда ребята отвлекались на другие явления. Дети флегматики вели себя очень спокойно. Предложенные задания выполняли с предельной аккуратностью. Неудачи также переживали в легкой форме. Дети меланхолики были немного застенчивы, стеснительны, но старательны. Эффективно, вдумчиво, с удовлетворением работали при выполнении предложенных заданий. Дети холерики занимают малую часть данной группы. Они бурно проявляли свои чувства, причем недовольство и радость быстро сменяли друг друга. Очень подвижны, а разыгравшись, долго не могли успокоиться. Всё это является подтверждением того, что все дети разные и в зависимости от того какой тип нервной системы у них преобладает они по-разному развиваются. Это еще раз доказывает тот факт, что к каждому ребенку необходимо иметь индивидуальный подход и развивать в соответствии с его индивидуально-типологическими особенностями. В противном случае у ребенка будут развиваться те способности, которые предусматривает его тип нервной системы.