Папки-передвижки

Психолого-педагогические рекомендации по развитию ребёнка дошкольного возраста

Оксана Гончаренко
Психолого-педагогические рекомендации по развитию ребёнка дошкольного возраста

игнорирование типологических особенностей нервной системы ребенка может привести к одностороннему развитию, так как у него будут в первую очередь складываться те черты, формированию которых благоприятствует его тип нервной системы. «В процессе воспитания, писал Б. М. Теплов, - следует искать не пути изменения нервной системы, а лучшие формы, пути и методы воспитания с учётом особенностей нервной системы воспитанника».

В соответствии с этим, на основе анализа работ В. В. Белоус [5], Е. Дзятковская [9], А. Сиротюк [26], Т. Смирнова [27], мы разработали психолого-педагогические рекомендации по организации работы с детьми различных типов нервной системы. Чтобы правильно взаимодействовать с ребенком, грамотно обучать и воспитывать, необходимо знать его психологические особенности развития.

Так, чтобы правильно взаимодействовать с ребенком, у которого сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы (сангвиник) необходимо:

• - Воспитывать усидчивость, устойчивые интересы, более серьезное отношение к любому делу.

• - Учить быть ответственным за свои обещания.

• - Научить дорожить дружбой.

• - Обращать внимание на мелкие нарушения со стороны ребёнка (не убрал игрушки).

• - Необходимо чтобы начатое дело доводилось до конца и с хорошим качеством (не разрешать заниматься другим делом, если не выполнено первое).

• - Целесообразно давать выход их энергии, стимулировать раскрытие потенциала и способностей в общественно полезном труде.

• - Оказывать помощь в форме дружеских советов.

Важно: целесообразно использовать его лидерские качества.

С ребенком сильным, неуравновешенным, подвижным типом нервной системы (холерик) необходимо:

• - Вырабатывать у ребенка умение тормозить себя, нежелательные реакции (игры с командами, где он будет подчиняться).

• - Приучать его к правилам общения: говорить спокойно, не перебивать говорящего, считаться с другими, просить, а не требовать.

• - Надо постоянно и настойчиво требовать спокойных и обдуманных ответов, спокойных и нерезких движений.

• - Воспитывать сдержанность в поведении и отношениях с товарищами и взрослыми.

• - В трудовой деятельности воспитывать последовательность, аккуратность и порядок в работе.

• - Говорить подчеркнуто спокойным, тихим голосом.

• - С пониманием относиться к проявлению активности ребёнка.

• - Целесообразно ограничивать всё, что возбуждает нервную систему ребёнка (кино, чтение и так далее) - всё должно быть в меру. За два часа до сна – только спокойные игры и занятия.

• - Необходимо развивать у ребёнка сосредоточенное внимание: настольные игры (без соревнований, конструирование, рисование, лепка – всё, что требует усидчивости.

• - Необходимо строго соблюдать режим дня.

Важно: холерика важно воспитывать добрым, заботливым.

Для ребенка, у которого сильный, уравновешенный, малоподвижный тип нервной системы (флегматик) следует применить следующее:

• - Помочь преодолеть их некоторую леность.

• - Развивать большую подвижность и общительность.

• - Не допускать, чтобы они проявляли безразличие к деятельности, вялость, инертность.

• - Вызывать у них эмоциональное отношение к тому, что делают они сами и их товарищи.

• - Нельзя применять окрики, угрозы, поторапливания – это оказывает тормозящее влияние на нервную систему ребёнка.

• - Следует чаще хвалить детей за их быстрые действия.

• - Побуждать ребёнка к игре, труду, конструированию – активизировать его.

• - Нельзя резко обрывать ребёнка. Необходимо предупреждать его за несколько минут о смене вида деятельности.

• - Привлекать ребёнка к деятельности в коллективе.

Важно: флегматика необходимо на жизненных примерах знакомить с разными видами чувств и эмоций, учить правильно проявлять их в соответствующих ситуациях: сочувствовать, радоваться.

И наконец, с ребенком со слабой, неуравновешенной, малоподвижной нервной системой (меланхолик) необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

- Мягкость, тактичность, чуткость и доброжелательность в отношениях с этими детьми.

- Большую роль играют одобрение, похвала, подбадривание, что способствует укреплению веры в себя.

- Развивая работоспособность, помнить, что эти ребята быстро переутомляются.

- Развивать общительность.

- Нужно ограничить шум, новые знакомства, количество игрушек, но в то же время приучать ребёнка не бояться большого шума, спокойно, без тревоги относиться к новому человеку.

- Нельзя повышать голос на ребёнка, проявлять к нему чрезмерную требовательность, наказывать, подчёркивать его недостатки.

- Целесообразно беседовать с ребёнком, так как он отличается внушаемостью. Говорить нужно мягко, убеждающее, но уверенно, определённо.

- Ребёнку полезно заниматься спортом. Необходимо разнообразить жизнь ребёнка.

- Надо привлекать ребёнка к совместному труду со взрослыми.

- Необходимо поддерживать у него положительные эмоции, проявлять по отношению к нему доброжелательность, чуткость.

Важно: меланхолика необходимо с детства учить планировать свою деятельность, разумно распределять свое время, иначе возможно нервное или физическое перенапряжение, хроническая усталость, формирование отвращения к труду, апатия.

Я считаю, что нужно искать лучшие формы, методы и пути воспитания детей с учётом особенностей разного типа нервной системы. Большое значение имеет индивидуальный подход в воспитании дошкольника, потому что нет одинаковых условий, одинакового материала для работы и главная задача педагогов, родителей помочь детям научится чувствовать себя комфортно в любой ситуации, в любом месте, при любых обстоятельствах.

Таким образом, изучив теоретическое обоснование проблемы, мы провели эмпирическое исследование для того, чтобы доказать выдвинутую гипотезу о том, что свойства нервной системы влияют на развитие детей дошкольного возраста. Для достижения намеченной цели и доказательства выдвинутой гипотезы нами были выбраны и применены на практике следующие психодиагностический процедуры: методика определения темперамента детей дошкольного возраста: Г. П. Лаврентьева, Т. М. Титаренко, методика «Перенос кубиков» Ю. А. Самарина, методика «Нелепицы» Р. С. Немова. По итогам данных методик, выяснилось, что действительно свойства нервной системы оказывают влияние на развитие детей дошкольного возраста. В процессе эксперимента мы наблюдали за тем, как ведут себя дети с различными типами нервной системы. В данной группе преобладал тип сангвиника и флегматика. Дети сангвиники вели себя очень активно. Быстро пошли на контакт. С радостью выполняли предложенные задания. Легко переживали неудачи, но бывали моменты, когда ребята отвлекались на другие явления. Дети флегматики вели себя очень спокойно. Предложенные задания выполняли с предельной аккуратностью. Неудачи также переживали в легкой форме. Дети меланхолики были немного застенчивы, стеснительны, но старательны. Эффективно, вдумчиво, с удовлетворением работали при выполнении предложенных заданий. Дети холерики занимают малую часть данной группы. Они бурно проявляли свои чувства, причем недовольство и радость быстро сменяли друг друга. Очень подвижны, а разыгравшись, долго не могли успокоиться. Всё это является подтверждением того, что все дети разные и в зависимости от того какой тип нервной системы у них преобладает они по-разному развиваются. Это еще раз доказывает тот факт, что к каждому ребенку необходимо иметь индивидуальный подход и развивать в соответствии с его индивидуально-типологическими особенностями. В противном случае у ребенка будут развиваться те способности, которые предусматривает его тип нервной системы.

Публикации по теме:

Современные психолого-педагогические технологии в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗСовременные психолого-педагогические технологии в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ Выступление из опыта работы подготовила: Гатауллина С. Т., педагог-психолог МБДОУ Детский сад № 12 "Алтынчач" г. Дюртюли, Республика Башкортостан.

Буклет «Как научить ребенка говорить правильно?» Рекомендации родителям по развитию речи детей старшего дошкольного возрастаБуклет «Как научить ребенка говорить правильно?» Рекомендации родителям по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Учитель-логопед Литвинова Яна Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи,.

Психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУПсихолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУ Педагогическая конференция на тему: Психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУ Психолого-педагогические.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Психолого-педагогические рекомендации по развитию ребёнка дошкольного возраста
Опубликовано: 19 августа 2024 в 14:12
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психолого-педагогические рекомендации по развитию ребёнка дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Гончаренко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 августа. Яблочный Спас, папка-передвижка

19 августа празднуется Яблочный Спас. Это народное название православного праздника в честь Спасителя Христа — Преображения Господня. В августе три праздника в честь Спасителя, которые так и называются —...

12 августа. День Военно-воздушных сил России. Передвижка «Летчики. Авиация России»

12 августа в России отмечается День Военно-воздушных сил, День ВВС.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД