Дефектолог
Психолого-педагогические консилиумы. Психолого-педагогическая диагностика
▼ Скачать + Заказать документы
Психолого-педагогические консилиумы. Психолого-педагогическая диагностика
Первые тревоги в развитии ребё нка возникают обычно при начале учебной деятельности: в детском саду и, особенно, в начальной школе.
Проблемы в обучении характеризуются, как правило, трудностями усвоения письма, чтения и счёта, а также неумением общаться и подчиняться школьным правилам.
Причинами данных проблем могут служить: особенности психо-физического развития, педагогической и/или социальной запущенности, несформированность предпоссылок к школьному обучению.
Публикация «Психолого-педагогические консилиумы, Психолого-педагогическая диагностика» размещена в разделах
На обследование в психолого-медико-педагогическую комиссию сразу не отправляют. Сначала необходимо разобраться с проблемой ребёнка в рамках образовательного учреждения, где происходит создание своих психолого-педагогических консилиумов. В данном консилиуме состоят наиболее опытные педагоги и специалисты. При отсутствии необходимых специалистов допускается их привлечение по договору.
Задачи консилиума :
- выявление причин и характера трудностей у ребёнка, педагогов и родителей.
- создание конкретных рекомендаций и условий воспитания и обучения.
При обследовании необходимо придерживаться принципов:
- системности
- комплексности
- индивидуального подхода
- динамики
- развития
В ходе психолого-педагогической диагностики также нужно обратить внимание на следующие показатели:
1. эмоциональная реакция и адекватность поведения на факт обследования. Например:
Естественные реакции: заинтересованность, лёгкое волнение в непривычных условиях.
Неестественные реакции: панибратство, несоблюдение дистанции, безразличие, беспричинный смех.
2. понимание инструкции и цели задания, характер понимаемой инструкции, соблюдение инструкции до конца работы. Например:
Нормальное умственное развитие (при сохранном слухе) – для понимания достаточно устной инструкции, соблюдение инструкции до конца работы.
Задержка психического развития – для понимания необходима невербальная инструкция, несоблюдение инструкции вследствие отвлекаемости, импульсивности и неорганизованности.
Умственная отсталость – для понимания необходима невербальная инструкция в виде показа требуемых действий или выполнения задания обследователем, инструкция не соблюдается, вследствие чего требуется контроль за деятельностью обследуемого.
3. характер деятельности:
- наличие и стойкость интереса к заданию;
- целенаправленность и активность деятельности;
- адекватность и рациональность способов деятельности: зрительное представление и соотнесение, метод проб и ошибок;
- навыки самоконтроля;
- использование помощи, её виды и мера;
- волевые усилия.
Например:
Нормальное умственное развитие – элементы несформированной деятельности и целенаправленности, низкий уровень самоконтроля, отвлекаемость, быстрое пресыщение работой. Коррекция в обычных условиях класса, помощь эффективна.
Задержка психического развития – сниженная познавательная активность, недостаточная сформированность умственных операций, трудности в обобщении, абстрагировании признаков предмета, слабая произвольная регуляция деятельности, отсутствие самоконтроля. Необходима организующая помощь, потенциальная обучаемость средняя.
Умственная отсталость – отсутствие выраженных адекватных эмоциональных реакций вследствие недоразвития познавательных процессов и непонимания смысла задания, краткосрочность концентрации внимания, нарушение целенаправленной деятельности, отвлекаемость на посторонние несвязанные действия, инактивность психических процессов, быстрая пресыщаемость деятельностью, отсутствие самоконтроля, недостаточное использование помощи. Низкий уровень обучаемости, проявляющийся при переносе навыков на аналогичные задания.
4. критичность оценки собственных результатов. Например:
Нормальное умственное развитие – понимание успехов и неудач.
Задержка психического развития – сниженная критичность, слабое понимание неудач.
Умственная отсталость – некритичность, отсутствие понимания неудач.