Вероника Ковалевская
Психолого-педагогические аспекты развития интеллектуальных способностей и качеств детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В эпоху компьютерных и информационных технологий современное общество остро нуждается в творческих людях, которые умеют нестандартно мыслить, быстро адаптироваться к изменениям. Поэтому интеллектуальное развитие детей одна из актуальных проблем дошкольного образования. Из-за обилия готовой информации дети становятся интеллектуально пассивны, у них снижается желание учится, добывать знания самостоятельно. В Государственном образовательном стандарте дошкольного образования обозначено направление на развитие интеллектуальных качеств дошкольников [1, п. 1.4.], в связи с чем внедрена образовательная область «Познавательное развитие», содержание которой направлено на развитие у детей познавательной мотивации и интересов, активности и любознательности, формирование познавательных действий, становление сознания [1, п. 2.5]. Для реализации данной образовательной области педагоги дошкольных организаций должны осознавать смысл и содержание таких понятий, как: «интеллект», «интеллектуальное развитие», «развитие интеллектуальных способностей» и «развитие интеллектуальных качеств», понимать этапы и пути интеллектуального развития в дошкольном возрасте.
Теоретическое исследование психолого-педагогической литературы показало неоднозначность подходов ученых к вопросу интеллектуального развития. Мнения и взгляды ученых в этой области различны, а порой противоречат друг другу. Доказательством этому выступает теория Э. Стоунс. Он утверждает, что «не существует единого мнения относительно того, что такое интеллект, и нет причин запрещать кому бы то ни было трактовать этот термин по-своему» [2, 410].
В философском энциклопедическом словаре и в педагогической энциклопедии понятие «интеллект» определяется как способность рационального познания, мышления (от лат. intellectus – познание, понимание, рассудок) [3, 452].
В словаре по психологии интеллект трактуется как «совокупность всех познавательных функций индивида: от ощущений и восприятия до мышления и воображения; в более узком смысле – мышление» [4, 136]
Самыми распространенными определениями «интеллекта» выступают:
- комплекс всех познавательных функций человека: воображение, ощущения, мышление, восприятие;
- умение решать поставленные задачи;
- система познавательных процессов;
- мышление;
- способность к самообразованию;
- процесс переработки информации.
В своих исследованиях М. А. Холодная, основываясь на отношение человека к окружающему, выделяла критерии его интеллектуальной зрелости:
- широта интересов;
- готовность к восприятию новой, нестандартной информации;
- умение осмыслить настоящее, с учетом причин и последствий;
- гибкость и вариативность в оценке событий;
- способность выделить важные стороны происходящего;
- возможность мыслить в категориях вероятного.
Традиционно интеллектуальное развитие детей понимается как умственное развитие, либо развитие познавательных и творческих способностей. Но при таком подходе зачастую недооценивается роль интеллектуального развития при формировании основ личности детей дошкольного возраста. Потому что главным является не передать детям систему знаний и представлений, а активизировать процесс их освоения (по А. В. Запорожцу).
Интеллектуальное развитие это система изменений, которые проходят в психической деятельности человека на притяжение всей его жизни. Интеллектуальное развитие ребенка зависит от его воспитания и обучения, происходит в ходе накопления ребенком жизненного опыта и опирается на достигнутый уровень развития, его возрастные и индивидуальные возможности.
Что бы раскрыть понятие «интеллектуальные способности» для начала необходимо изучит термин «способности». В педагогике и психологии у данного понятие нет конкретного определения.
Например С. Л. Рубинштейн определял способность как «сложную синтетическую особенность личности, которая лежит в основе ее пригодности к деятельности» [5, 126].
Такие ученые как Б. М. Теплов и Л. Д. Столяренко утверждали, что способность – это индивидуальная психологическая особенность человека, которая проявляет себя в разных видах деятельности и выступает как основа ее успешного выполнения.
В. Д. Шадриков придерживался мысли о том, что способности являются одним из основных качеств психики и включает в себя знания об окружающем мире и переживании. [6, 15].
М. И. Станкин рассматривал способности с точки зрения возможности в дальнейшем приобрести знания, умения и навыки [7, 11].
Российский ученый Б. М. Теплов также исследовал общую теорию способностей. Он заключал в понятии «способности» три идеи:
1. Способности это индивидуально-психологические особенности людей, отличающие их друг от друга;
2. Способности это индивидуальные особенности, с помощью которых успешно выполняется какая-либо деятельность;
3. Способности это уже выработанные у человека знания, навыки и умения [8, 32].
Эти идеи получили свое продолжение в исследованиях Е. А. Климова, Э. А. Голубевой и В. С. Мерлина.
А. В. Запорожец предполагал, что способности это мышление «заранее данным, оно только увеличивается в размерах, оно только растет, однако все основное его содержание, вся его основная характеристика присущи человеку от рождения. Как в росте заключается все будущее дерево, так в способностях заключается все будущее мышление» [9, 182-183].
Психолог Р. С. Немов в свою очередь трактовал способности как:
- свойства души человека, которые рассматриваются как единство психических процессов и состояний;
- большая степень развития умений и навыков, большой запас знаний, по средствам которых человек удачно выполняет различную деятельность;
- это то, что позволяет быстро усвоить знания, умения и навыки и применять их на практике.
Также Р. С. Немов классифицировал способности как:
- специальные, которые обеспечивают успехи в специфических видах деятельности;
- общие, представляющие собой совершенную речь, ум, развитую память, мелкую моторику;
- практические;
- творческие;
- теоретические;
- учебные;
- элементарные способности, они основаны на врожденных задатках и формируются при наличии жизненного опыта посредством обучения. [7, 374-378].
М. А. Холодная в своих исследования выделяет четыре стороны функционирования интеллекта, которые в свою очередь характеризуют типы интеллектуальных способностей:
- креативность - способность определять нестандартные пути решения поставленных задач.
- конвергентные способности – умение перерабатывать информацию, правильность и скорость решения в поставленных задач.
- обучаемость - способность усваивать новые знания и умения;
- познавательные стили.
Проанализировав методики определения интеллектуальных способностей дошкольников можно выделить ряд характеристик по оценке интеллекта:
- оригинальность, гибкость и результативность мышления;
- способность анализировать и классифицировать, выделять категории, сохранять высокую степень концентрации внимания и памяти;
- развитие речи;
- различные виды мышления: визуально-линейное, структурное, понятийно-интуитивное, логическое, речевое, образное;
- кратковременная речевая и зрительная память.
Далее рассмотрим понятие «интеллектуальные качества», это психологические свойства, они обеспечивают успешное решение поставленных задач, результативное осуществление различной деятельности, успешную адаптацию к окружающему миру.
К интеллектуальным качествам относятся:
- интеллектуальная инициатива;
- интеллектуальная саморегуляция;
- интеллектуальное творчество;
- интеллектуальная компетентность.
Рассмотрим значение данных понятий в соотношении с поставленными целевыми ориентирами дошкольного образования в Государственном образовательном стандарте дошкольного образования, которые можно отнести к показателя развития этих качеств у детей.
Интеллектуальная инициатива - готовность по собственной инициативе, самостоятельно искать новые знания, предлагать идеи, осваивать разные виды деятельности. К целевым ориентирам сформированости интеллектуальной инициативы ребенка к концу дошкольного возраста относятся следующее: ребенок любознательный, активный, интересуется новыми сведеньями из окружающего мира [1, п. 4.6.2.].
Интеллектуальная саморегуляция - умение самостоятельно управлять своей интеллектуальной деятельностью и способность самообучаться. К целевым ориентирам развития интеллектуальной саморегуляции относится способность ребенка планировать свою деятельность, направленную на достижение намеченной цели. Он способен предложить свою идею и воплотить ее в рисунке, постройке, поделке, рассказе и др. [1, п. 4.6.2.].
Интеллектуальное творчество - способность создавать новое, выдвигать оригинальные, не стандартные идеи и выходить за рамки требований к деятельности. В зависимости от ситуации ребенок может изменить способы решения задач и проблем. [1, п. 4.6.2.].
Интеллектуальная компетентность – это особый тип организации знаний, который обеспечивает возможность принимать решения в определенной деятельности. К концу дошкольного периода ребенок может применять на практике усвоенные знания и умения для решения готовых задач, поставленных как взрослыми так и самостоятельно. [1, п. 4.6.2.].
Л. А. Парамонова определяла интеллектуальную компетентность ребенка, как одну из базовых характеристик личности ребенка, при сформированности следующих интеллектуальных операций:
- способность выбрать информацию, которая поможет построить новое действие;
- для достижения цели выполнять действия;
- пользоваться знаниями, которые основанные на успешном или неудачном опыте
Интеллектуально развитие детей дошкольного возраста – это многосторонний процесс, который связан с всесторонним развитием личности ребенка и выступает основой для успешной подготовки к школе и будущей жизни.
В дошкольном возрасте интеллектуальное развитие имеет несколько периодов, каждый из которых является фундаментом для последующего. До начала второго года жизни ребенку присуще наглядно-образное мышление, это обусловлено не развитой активной речью. Главными в жизни малыша являются родители, которые помогают ему активно изучать окружающий мир, используя тактильные ощущения.
Дошкольникам 4-6 лет характерно нагладно-образное мышление. В этом возрасте дети, не зная конкретных понятий, мыслят образами, их мышление подчинено восприятию.
Главное для ребенка-дошкольника это благоприятная атмосфера, поддержка со стороны взрослых, ведь спокойный, уверенный в себе ребенок будет более активным, любознательным, а значит и более развитым.
Познание окружающего мира у дошкольников отличается тем, что оно не сконцентрировано на занятиях как у школьников, а происходит во время игр, труда, повседневного общения со взрослыми и сверстниками.
При правильной организации воспитания и развития ребенка, к 5-7 годам можно добиться достаточно высокого уровня умственного развития.
У детей дошкольного возраста различают три модели интеллектуального развития:
1. Эмоциональная. Она наблюдается с рождения и на протяжении полутора лет и связана с активным эмоциональным развитием. Это основа полноценного развития интеллекта малыша, здесь важно обеспечить ребенка спокойную домашнюю атмосферу, любовь и одобрение близких людей.
2. Логическая. До 5 лет у детей происходит активное развитие органов слуха и зрения. Это время идеально подходит для развития у детей способностей к логическому мышлению и восприятию музыкальных произведений. Наиболее эффективным здесь будет использование развивающих игровых технологий.
3. Речевая модель интеллектуального развития основывается на естественной способности детей запоминать информацию на слух. Например, дошкольник способен намного легче и быстрее может выучить иностранный язык, нежели любой взрослый. Такие способности необходимо развивать и поощрять в процессе воспитания. Это может быть чтение книжек, беседы на заданные темы, разучивание стихов и песенок.
Таким образом, развитие интеллектуальных способностей и качеств детей дошкольного возраста следует интерпретировать как систему мероприятий, которая осуществляется в рамках личностно-ориентированной модели взаимоотношения педагога с детьми, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, интеграцией образовательных областей, организации развивающей деятельности детей таким образом, чтобы у них формировалась мыслительная активность, способности устанавливать причинно-следственные связи в разных сферах жизни, учить планировать свою деятельность, развивать способность решать проблемные задачи.
Список литературы
1. Приказ МОН ДНР № 128-НП от 19.10.2021 «Об утверждении Государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
2. Стоунс, Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения. Пер. с англ. / Под ред. Н. Ф. Талызиной. - М. : Педагогика, 1984.
3. Большой энциклопедический словарь. Гл. ред. А. М. Прохоров. Изд. 2-е, переработанное и дополненное. - М. : Научное изд-во «Большая Российская Энциклопедия». - СПб. : Норинт, 1997.
4. Психологический словарь. /Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца. - М., 1980.
5. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: В 2т. Т. 2./ С. Л. Рубинштейн. - М. : Педагогика, 1989
6. Шадриков, В. Д. Психология деятельности и способности человека / В. Д. Шадриков. - М., 1996.
7. Немов, Р. С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В трех книгах. Кн. 1. Общие основы психологии. 3-е издание / Р. С. Немов. - М. : Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 1997
8. Теплов, Б. М. Способности и одаренность. /Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Б. М. Теплов. - М., 1981.
9. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды. В 2-х т. Т. 1. Психическое развитие ребенка. /Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. - М. : Педагогика, 1986.