Ибрагимова Хеди
Психолого-педагогическая работа с родителями детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Общая цель психолого-педагогической работы с родителями детей с ОВЗ - повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество, выработка активной родительской позиции в процессе реабилитации ребенка.
Для решения данной цели необходим ряд задач:
- сформировать мотивацию к такому участию;
- научить родителей нести свою долю ответственности за ход процесса реабилитации;
Публикация «Психолого-педагогическая работа с родителями детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- научить эффективным способам взаимодействия с ребенком;
- вооружить необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и психологии развития;
- обучить навыкам реабилитационной помощи в домашних условиях;
- сформировать адекватную самооценку.
Психолого-педагогическая работа с родителями детей с ОВЗ проходит поэтапно.
1. Первичная диагностика ребёнка и его семьи. На этом этапе первое знакомство родителей со специалистами, которые в дальнейшем будут проводить коррекционные мероприятия. На данном этапе важно создание доверительного отношения к специалисту, заинтересованности родителей в участии в процессе развития и воспитания ребёнка в школе и семье. Результаты диагностики важно преподнести родителям не как диагноз, а как оценку положения дел на сегодняшний день. Если специалист не просто выносит вердикт, а привлекает родителей к диагностике («посмотрите, как малыш хорошо справился» или «это пока не получается», то родители меньше проявляют реакций сопротивления, когда результаты диагностики не слишком радужные. Для создания доверительного отношения к специалисту, побудительных мотивов, заинтересованности родителей в участии в процессе реабилитации использут следующие приемы при обсуждении результатов диагностики:
- информировать родителей о состоянии ребенка с позиций особой гибкости детской психики и компенсаторных возможностях раннего возраста, подчеркивая важность раннего начала реабилитации;
- объяснить значение их работы с ребенком в домашних условиях для выработки бытовых навыков;
- показать, что перспективы развития ребенка – это также и перспективы развития возможностей мамы и семьи в целом;
- помочь осознанию необходимости восстановления нарушенных функций ребенка для выживания в период, когда они не будут в состоянии оказывать помощь;
- рассказать об опыте других семей в таком положении. Привести примеры, когда активность и сила воли родителей способствовали восстановлению, даже при неблагоприятном медицинском прогнозе;
2. Более глубокое знакомство специалиста с родителями, налаживание тесного контакта. На этом этапе происходит ознакомление родителей с формами работы дошкольного учреждения с семьёй.
3. Коррекционно–педагогическая, психологическая, медицинская помощь семье.
Родителям ребенка поручаются реабилитационные мероприятия, которые должны проводиться регулярно изо дня в день и при этом не требуют специальных знаний и условий для проведения. К ним относятся лечебная гимнастика, развивающие занятия, прием препаратов и т. п.
Реализация планов реабилитационной работы с детьми с различными нарушениями может быть достигнута только при тесном сотрудничестве всех специалистов участвующих в этом процессе – юриста, педагогов, социальных педагогов, психологов, врачей – с родителями такого ребенка.
Раннее включение родителей в коррекционную работу с ребенком позволяет, в большинстве случаев, нейтрализовать переживания родителей, изменить их позицию по отношению к воспитанию проблемного ребенка, а также сформировать адекватные способы взаимодействия со своим малышом.
Исследования подтверждают выводы о том, что использование в комплексной реабилитации методов педагогической коррекции не только оказывает помощь ребенку, но и делает стиль внутрисемейных отношений здоровым, радостным и помогает родителям непрерывно совершенствоваться в воспитании своего ребенка.
Современные технологии в работе с педагогами и родителями дошкольного учреждения.
Педагогический коллектив детского сада целенаправленно и планомерно работает над повышением качества образования через обновление его содержания; внедрение современных технологий, которые способствуют созданию благоприятных условий для самореализации участников воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения. Мы считаем, что процесс обновления образования, его проектирование, запуск и поддержка будут тем эффективней, чем больше новых форм работы с педагогическим коллективом мы будем использовать. Одной из таких эффективных форм является внедрение в повседневную практику проектных моделей:
Индивидуальные и групповые занятия с детьми с участием родителей
На занятиях родители осваивают формы правильного и содержательного взаимодействия со своим ребенком, так как они являются самой заинтересованной в успехе реабилитации стороной и больше всего времени проводят с ребенком. Обсуждая результаты коррекционной работы важно радоваться успехам ребенка, говорить о вкладе родителей в успех, объяснять причины неудач, поощрять ребенка к самостоятельности, показывая его возможности. Это стимулирует родителей. Так же совместные занятия позволяют привести в соответствие возможности ребенка и уровень требований к нему. Совместное творчество способствует самовыражению, позволяет увидеть родителям в своих детях «особые способности и таланты», которых нет у других детей.
Просветительская работа через консультации, беседы.
Важно ориентировать усилия родителей не на дальнейший прогноз его психического развития, а на взаимодействие с ребенком в настоящий момент, на создание предметно–развивающей среды учитывающей особенности ребенка и значимости систематического проведения коррекционно–педагогических занятий в условиях семьи.
Лекции для родителей
Лекции можно посвятить знакомству родителей с этапами психического развития ребенка; основами и принципами методов первоначального воспитания и обучения; организацией предметно–развивающего пространства для ребенка в семье; условиями реабилитации, лечения, ухода за ребенком в стационаре и дома; закономерностями аномального развития. В процессе лекций очень эффективно использовать видеосъемки и фотографии моментов взаимодействия детей с близкими взрослыми и педагогом–психологом, демонстрировать соответствующие развивающие упражнения. При этом отмечать важность наблюдения за реакциями своего ребенка и изменениями в его поведении для создания оптимальных условий развития.
Тренинг для родителей детей с ОВЗ
В ходе тренинга решаются следующие задачи:
- выработка активной родительской позиции в процессе реабилитации ребенка;
- снятие чувства вины родителей;
- повышение самооценки участников;
- самопознание, с точки зрения своего родительского поведения и родительской позиции;
- развитие понимания родителями своего ребенка на основе личностно–ориентированного подхода;
- выработка навыков диалогового взаимодействия с ребенком;
- развитие синхронности в действиях родителей и ребенка;
- повышение компетентности родителей в общении с детьми;
Для решения этих задач используются следующие методы: проведение дискуссий, мини лекций, выполнение упражнений, игры.
Участие в тренинге помогает родителям приобрести навыки решения конфликтных ситуаций с ребенком, научится эффективному взаимодействию с ним, решить некоторые личностные проблемы, осознать и оптимизировать свою родительскую позицию.
Разновидностью тина является «Коучинг». Коучинг означает – тренировать, наставлять, воодушевлять. Коучинг – это развивающее консультирование. В деятельности детского сада данная идея используется давно в виде взаимопосещений опытными педагогами занятий молодых воспитателей, консультаций старшего воспитателя, заместителя заведующего приглашения научных консультантов из институтов повышения квалификации и кафедр дошкольной педагогики и т. д. Разница между обычным консультированием и новыми технологиями – это активная форма обучения, направленная на личностную поддержку профессиональной деятельности. Основа данной техники – интерактивное общение, дискуссия (вопрос-ответ, где педагог не получает советов и рекомендаций, а только отвечает на вопросы, которые ему задает консультант, и сам находит резервы и пути для решения своих проблем. Безусловно, консультант должен иметь опыт консультирования. В процессе работы он выстраивает с педагогом партнерские (равноправные) отношения, являясь в первую очередь партнером, а не советником.
Коучинг используется в управленческой деятельности.
Мастер-классы для родителей - это активная форма обучения родителей, при которой приобретаются или совершенствуются знания через практическую деятельность и развитие творческого начала каждого участника.
«Работа с соленым тестом»,«Развитие продуктивной сферы ребенка раннего возраста с применением изобразительных технологий»,«Развитие навыков звукоподражания у детей раннего возраста», «Развитие артикуляционной моторики у детей с задержкой речевого развития».
Клубная работа
В рамках Родительского клуба родителям предоставляется возможность:
- узнать о программах работы с семьей;
- встретиться с родителями такого же ребенка, уже имеющими определенный опыт и оказывающими поддержку другим семьям;
- с помощью специалиста получить информацию, связанную с заболеванием ребенка, его реабилитацией, обучением;
- проконсультироваться у юриста о правах семьи, воспитывающей ребенка–инвалида;
- получить консультацию психолога.
- провести совместный досуг
Таким образом, работа в клубе помогает решить не только личностные проблемы, но и выработать социальные навыки в преодолении трудностей, возникших с появлением ребенка с ограниченными возможностями. Целесообразно так же проведение выставок работ детей и родителей, выезды на природу, проведение праздников.
В результате:
- родители видят, что вокруг есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы;
- убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в реабилитации ребенка ведет к успеху;
- видят важность раннего вмешательства;
- принимают неискаженную реальность без обещания «золотых гор», получают объективную информацию, с описанием перспективы;
- понимают, что путь к цели будет трудным и долгим. Владея полной картиной настоящего и реальным прогнозом, родители могут принять осознанное решение и нести ответственность за последующие шаги.
«Банк идей» который нацелен на формирование накопительного центра педагогических, творческих и научных идей, их обработки и применении в практике педагогов, управленцев не только представляемого учреждения, но и педагогических работников конкретного региона и за его пределами.
«Педагогический портфель» направлен на систематизацию достигнутых результатов и распространение педагогического опыта в социуме, а также повышение имиджа ДОУ.
«Эффективный старт». Модель проекта разработана на осуществление модульного принципа воспитательного процесса во взаимодействии всех субъектов педагогического процесса в соответствии со стратегическим планом развития дошкольного образовательного учреждения. Модульный принцип модели «Эффективный старт» имеет конкретный горизонт прогнозирования который служит повышению эффективности организации качественного образования в детском саду и формирования образа будущего детского сада по ступеням. Принципиальная идея построения повышения качественных результатов образовательной системы в дошкольном учреждении напрямую взаимосвязана с проектными моделями («Банк идей», «Педагогический портфель», «Шаг за шагом» (детский сад будущего, которые имеют общие цели, задают критерии отбора нововведений и их синтезирования.
Для систематизации материалов достижений педагогической и детской деятельности, обобщения опыта работы с социальными институтами издан с детальным описанием результатов «Информационный справочник», который обеспечивает прозрачность и позволяет сделать вывод о профессионализме МДОУ в целом по внедрению новых подходов, обусловливающих возможность для профессионального творчества и инновационных процессов в управлении качеством дошкольного образования.
Тематические семейные праздники. В настоящее время в арсенале специалистов сценарии таких праздников, как «Золотой листопад», «Встреча Нового года», «Мамин праздник», «Праздник для папы», «Здравствуй, лето». Такие встречи помогают создать эмоциональный комфорт, сблизить участников педагогического процесса. Использование этой формы работы способствует установлению позитивной эмоциональной атмосферы. Родители становятся более открытыми для общения.
Семинар-практикум - это обучение теоретическим знаниям родителей и практические упражнения. Родители являются не пассивными слушателями, а активными участниками, которые на практике, на своем личном опыте осваивают передаваемые им знания.
Тематические (групповые) и индивидуальные консультации проводятся по запросам родителей, если они сталкиваются с проблемой в воспитании ребенка, которую самостоятельно решить не могут или пытаются уйти от разрешения трудной ситуации. Каждая консультация предполагает не только обсуждение проблемы, но и практические рекомендации по ее решению.
Родительское собрание – важный элемент стратегии общения с семьей, на них закладываются основы сотрудничества и взаимопонимания, обеспечивается единство взглядов на воспитание и обучение детей. Обязательно предоставляется информация о результатах коррекционной работы группы в целом за определенный период (полгода, год). Форма проведения родительского собрания выбирается таким образом, чтобы родители были активными участниками данного мероприятия - это может быть, круглый стол, устный журнал, педагогическая гостиная и т. д. Данная форма предполагает возможность родителям свободно задавать интересующие вопросы, обмениваться мнениями.
Наглядно-информационные формы являются неотъемлемой частью взаимодействия с родителями (проспекты, памятки, фотостенды). Большая часть наглядной информации имеет практическую направленность.
Родителям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья не всегда достаточно знаний и умений, чтобы помочь своим детям в преодолении имеющихся трудностей в развитии, установить с ними правильные взаимоотношения, проявить должную заботу о гармоничном развитии их личности.
Восполнить недостаток знаний они могут, воспользовавшись библиотекой на сайте дошкольного учреждения, в которой могут быть размещены книги из различных областей педагогики, психологии, дефектологии, а также методические материалы каждого учреждения. Так же на сайте могут быть размещены фотоотчеты с тематических праздников, выставок.
Наглядные формы работы среди родителей популярны, так как они интересны, доступны, носят практическую направленность. Коллективные формы взаимодействия (родительские собрания, семинары, мастер-классы) создают атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга. Индивидуальные консультации позволяют личностно затронуть родителей, тем самым активизировать их восприятие, повышают эффективность взаимодействия.
Параметры уровня готовности родителей к сотрудничеству
1. Адекватность оценки родителями и другими взрослыми членами семьи состояния развития ребенка в данный период.
2. Степень инициативы родителей в плане сотрудничества.
3. Признание ведущей роли специалистов и продуктивное использование как психолого – педагогических, так и медицинских рекомендаций.
Ожидаемый результат
- Появление интереса родителей к работе ДОУ
- Повышение компетентности родителей в психолого-педагогических и правовых вопросах
- Увеличение количества обращений с вопросами к педагогам, на индивидуальные консультации к специалистам, в «службу доверия»
- Возрастание интереса к мероприятиям, проводимым в ДОУ
- Рост удовлетворенности родителей работой педагогов и ДОУ в целом.