Kristina Anashina
Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
Также характерны нарушения :
1. Нарушение работоспособности центральных и периферических отделов анализаторных систем, их координированная работа.
2. Нарушение состояние зрительных и моторных функций.
3. Нарушение осознания собственной речи и овладение ею.
4. Низкий уровень развития внимания, памяти, мышления, различных мыслительных операций.
5. Эмоционально-личностная незрелость, расстройства поведения (Жукова Н. С. [2016]).
Публикация «Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
С точки зрения психолого-педагогического подхода, Левина Р. Е. [2009] выделила три уровня речевого развития, которые отражают характерное состоя-ние компонентов языка у детей с общим недоразвитием речи.
У детей с общим недоразвитием речи I уровня развития речи фразовая речь не сформирована. Дети старшего дошкольного возраста имеют скудный ак-тивный словарь, который состоит из звукоподражаний и звуковых комплексов. Звуковые комплексы, сопровождаемые жестами, составлены самими детьми и не всегда понятны окружающим. В общении преобладают лепетные слова, одно-словные предложения, дополненные мимикой и жестами, смысл которых непо-нятен вне ситуации.
У детей этой группы словарный запас резко ограничен, состоит из отдель-ных звуков, звукоподражаний, некоторых обиходных слов. Также нарушено восприятие речи других людей : отсутствует понимание смысла многих слов и грамматических категорий. Значительно нарушена слоговая структура слова, вплоть до воспроизведения только звуковых комплексов, состоящих из одного-двух слогов. Артикуляция смазанная, произношение звуков неустойчивое, мно-гие вообще недоступны для произношения. Фонематические процессы у детей, имеющих первый уровень речевого развития, находятся в зачаточном состоя-нии: фонематический слух грубо нарушен, для ребенка неясен и невыполним звуковой анализ слова. Пассивный словарь, находится на первом уровне рече-вого развития, он шире активного. Поэтому создаться впечатление, дети все по-нимают, но сказать не могут.
У детей с общим недоразвитием речи, имеющим II уровень речевого раз-вития, наряду с лепетом и жестами, уже появляются простые двух-трехсложные предложения, но фразы содержательно бедны и однотипны, чаще выражают предметы и действия. Качественный и количественный состав словаря сильно отста т от возрастной нормы : значение многих слов детям недоступно, они за-меняют их похожими по смыслу. Речь аграмматична: формы падежей употреб-ляются неправильно, согласование частей речи, употреблении единственного и множественного числа, предлогов и т. д. затруднено. Дети со II уровнем разви-тия речи вс ещ плохо произносят слова с простой и сложной слоговой струк-турой, стечением согласных. Звукопроизношение множественно искажено, зву-ки заменяются и смешиваются. Фонематическое восприятие значительно недо-статочно, к звуковому анализу и синтезу дети не готовы Хомская, Е. Д. [2003].
Детям с общим недоразвитием речи, имеющим III уровень речевого раз-вития, уже доступна развернутая фразовая речь, но используются преимуще-ственно простые предложения, построении сложных затруднено. Понимание речи близко к норме, трудности проявляются в понимании и усвоение сложных грамматических форм (причастных и деепричастных оборотов) и логических связей (пространственных, временных, причинноследственных отношений). Заметно увеличивается объем словарного запаса: в речи используются почти все части речи (чаще – существительные и глаголы, реже – прилагательные и наре-чия); характерно неточное употребление названий предметов. Дети испытывают трудности в использовании предлогов, согласовании частей речи, употреблении падежных окончаний и ударений. Звуко-слоговая структура слов нарушена только в трудных словах. Звукопроизношение и фонематическое восприятие по-прежнему страдают, но в меньшей степени.
У детей IV уровня наблюдается нерезко выраженные остаточные проявле-ния лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития речи. Также в речи ребенка может встречаться отдельные нарушения слоговой струк-туры слов и звуконаполняемости. Остается недостаточная внятность, вырази-тельность, немного вялая артикуляция, нечеткая дикция. Не до конца сформиро-ваны звуковые структуры, имеется смешение звуков. У детей проявляется не только недостатки фонетико-фонематического характера, но и некоторые нару-шения смысловой речи. Дети испытывают трудность при дифференцированном обозначении пола, образование слов при помощи увеличительных суффиксов. На 4 уровне отсутствуют ошибки в употреблении простых предлогов, проявля-ются незначительные трудности в согласовании прилагательных с существи-тельными. Но остаются сильные трудности в употреблении сложных предлогов, в согласовании числительных с сущетсвительными. (Филичева Т. Б. ,[1999])