Елена Болычева
Психолого-педагогическая диагностика как инструмент педагога для коррекционной работы с детьми с ОВЗ
Диагностическая работа по обследованию детей с ОВЗ в ДОУ проводится в четыре этапа:
• Первый этап – Педагогическая диагностика – осуществляется воспитателями образовательной организации с детьми с ОВЗ.
• Второй этап – психолого – педагогическая диагностика отклонений в развитии ребенка. Проводится специалистами ДОУ - педагогом – психологом и логопедом ДОУ.
Публикация «Психолого-педагогическая диагностика как инструмент педагога для коррекционной работы с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
• Третий этап - Проводится углублённое обследование ребёнка с ОВЗ направленного на ПМПК, Комплексной диагностикой психолого –медико - педагогическим консилиумом дошкольного образовательного учреждения для организации коррекционно-развивающей работы.
• Четвертый этап - дифференциальная диагностика, которая проводится психолого – медико – педагогической комиссией.
Психолого-педагогическая диагностика - это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей ребёнка.
Для проведения диагностики целесообразно следовать следующему алгоритму:
• определение цели и задач диагностики;
• подбор критериев и показателей для определения результативности;
• выбор методик изучения;
• подготовка диагностического инструментария;
• проведение диагностики;
• формулирование выводов по результатам диагностики.
Психолого-педагогическая диагностика является одним из компонентов комплексного подхода в изучении развития детей с ОВЗ.
Разделяется на:
• Педагогическая, проводится воспитателями.
• Комплексная психолого-педагогическая диагностика детей с ОВЗ, проводится специалистами ДОУ.
Диагностика строится с опорой на ряд принципов:
1. Комплексное изучение развития ребенка с ОВЗ. Реализация комплексного подхода означает, что обследование осуществляется группой специалистов (дефектолога, педагога-психолога, логопеда, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, воспитателя).
2. Системный подход к диагностике развития ребенка с ОВЗ. Этот принцип опирается на представление о системном строении психики и предполагает анализ результатов деятельности ребенка на каждом из ее этапов.
3. Динамический подход к изучению ребенка с ОВЗ предполагает учет возрастных особенностей ребенка при организации обследования, выборе диагностического инструментария и анализа результатов изучения.
4. Выявление и учет потенциальных возможностей ребенка. Потенциальные возможности ребенка определяют возможности и темп усвоения новых знаний и умений. Эти возможности выявляются в процессе сотрудничества ребенка со взрослым при усвоении ребенком новых способов действий.
5. Качественный анализ результатов психодиагностического изучения ребенка.
Воспитатели:
В основе диагностики лежит метод – наблюдение, в ходе образовательной деятельности наблюдать за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности.
Результатом диагностики является индивидуальная траектория развития каждого ребенка, которая воспитателем выстраивается 2 раза в год.
Специалисты:
Комплексная диагностика детей с ОВЗ, направлена на выявление их особых образовательных потребностей. В ее основе лежит метод - создание специальных диагностических ситуаций для оценки индивидуальной динамики детей.
Инструментарий для нее - индивидуальная карта развития ребенка.
Логопед:
Обследование состояния речи ребенка с ОВЗ включает исследование:
-произносительной стороны речи;
-лексико-грамматических навыков;
-фонетико-фонематических навыков.
Для педагога – психолога :
Психологическое исследование ребёнка - включает в себя методы диагностики :
• изучает документы ребенка;
• проводит беседу с родителями и индивидуальные беседы с ребенком для установления контакта, выявление особенностей психики в процессе личного общения с ребенком;
• осуществляет наблюдение за ребенком в различных видах деятельности;
• изучает результаты деятельности детей (рисунки, поделки);
• проводит психологическую диагностику (с учетом возраста и цели исследования, выявляя особенности:
- восприятия, зрительного (величины, формы, цвета); слухового; пространственного (взаиморасположение частей, расположение изображения на месте, размеры изображения, различение правой и левой стороны и др.); целостность и обобщенность восприятия;
- представлений (соответствие представлений реальному миру) и воображения (оригинальность, стереотипность, причудливость и др.);
- внимания (произвольность, концентрация, устойчивость, способность распределения и переключения); способность к волевым усилиям и саморегуляции; работоспособность (когда и при каких видах работы наступает утомление);
- памяти (слуховой, зрительной, объем и качество кратковременной и долговременной памяти;
- речи (понимание обращенной речи, активный и пассивный словарь, звукопроизношение, фонематическое восприятие).
- мышления (операции с единичным и несколькими признаками, создание целостного образа из частей, способность к обобщению, пониманию смысла и установлению причинно-следственных связей);
- ведущей деятельности (учебной, трудовой, игровой) : целенаправленность; наличие и стойкость интереса к заданию; темп деятельности и наличие навыка самоконтроля в ходе выполнения задания; самостоятельность в работе; использование помощи (организационной, наводящей, уточняющей, разъясняющей);
- эмоционально-волевой сферы (реакции на ситуацию обследования и адекватность поведения в этой ситуации; выраженность эмоциональных проявлений); особенности контакта (активность, нежелание общаться, проявления страха); адекватность эмоционального реагирования на похвалу, порицание при выполнении предложенного задания, степень выраженности реакции (улыбается, плачет, кричит, бросает вещи, грубит и др.);
- самооценки и уровня притязаний (адекватная, завышенная, заниженная); особенности направленности личности, наличие тенденции к беспокойству, страхам, тревожности; значимые для ребенка качества при построении взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
В качестве источников диагностического инструментария я взяла научно-практические разработки :
Немов Р. С. «Диагностика познавательных процессов дошкольников», Забрамной С. Д. «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей».
Данная методика представляет собой комплексную систему, включает в себя
• исследование зрительного восприятия;
• пространственного восприятия и ориентировки в пространстве;
• воспроизведения сложной формы;
• зрительного внимания;
• исследования осязательного и слухового восприятия.
Таким образом, все результаты системы психолого – педагогической диагностики в соответствии с ФГОС используются исключительно для:
• Оптимизации работы с группой детей (выбор наилучших форм, методов и принципов обучения);
• Индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории и профессиональной коррекции особенностей его развития).