Получи документы

Психолого-педагогическая академия «Толерантность — профессионализм или духовное качество»

Юлия Карелина
Психолого-педагогическая академия «Толерантность — профессионализм или духовное качество»
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность.

Педагогическая толерантность – это способность понять и принять ребенка таким, какой он есть, видя в нем носителя иных ценностей, логики мышления, иных форм поведения.

Процесс формирования толерантности, как и любого нравственного качества, зависит не только от профессиональных усилий педагога, но и от той среды, в которой происходит воспитание качества и в которой живет ребенок. Следовательно, результативность данного процесса зависит не только от организации воспитательной работы, но и от наличия атмосферы толерантности в образовательной и социальной среде образовательного учреждения.

Публикация «Психолого-педагогическая академия „Толерантность — профессионализм или духовное качество“» размещена в разделах

Цель: Формирование гуманной педагогической толерантности к людям с ограниченными возможностями.

Задачи:

• Способствовать изменению общественного мнения педагогов по отношению к особым детям.

• Повышать эмпатийность к «нетипичным» людям через «проживание» подобного опыта;

• Способствовать формированию у педагогов педагогической толерантности, т. е. умению понять и принять ребенка таким, какой он есть.

• Содействовать формированию чувства милосердия и доброжелательного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья.

Материалы и оборудование

Мольберт для записей, маркеры, компьютер, видеопроектор, пищевая плёнка, 1 модуль с застежками, пуговицами и т. д., бутылка с водой, стакан, листы А4, цветные карандаши, аудиозапись с шумом леса и пением птиц, дерево, цветные листья, скотч.

Форма проведения: Психолого- педагогическая академия

Методы и приё мы:

Организационные: установление благоприятной обстановки,

эмоциональная завязка.

Словесные: беседа, чтение притчи, мозговой штурм, дискуссия

Наглядные: просмотр видео, памятки-буклеты, слайды презентации.

Мотивирующие: создание ситуации неоднозначности, вопросы, ведущие не к однозначному правильному ответу, а к размышлению.

Методы, возбуждающие интерес к получению знаний и умений:

создание ситуации столкновения мнений, игровые упражнения, эвристический метод – метод открытий, проблемно-поисковые методы.

Место проведения: МБДОУ №73 «Веснянка»

Возраст обучающихся 20-65 лет

План проведения:

1 этап – организационный.

• установление благоприятной обстановки;

• настрой участников на работу, активизация мышления педагогов;

• стимулирование воображения участников в поисках собственного

понимания толерантности.

2 этап – теоретический.

• ознакомление с понятием педагогическая толерантность;

• ознакомление с понятиями толерантной и интолерантной личности;

• обсуждение основных психологических особенностей детей с ОВЗ;

• знакомство с особенностями общения таких детей с членами общества.

3 этап – основной

• содействие формированию нравственных установок по отношению

к детям с ограниченными возможностями

• повышение эмпатии к детям с ОВЗ;

• определение основных страхов и проблем, которые могут возникнуть или возникают в процессе общения с детьми с ОВЗ;

• тренинговые упражнения, целью которых является более полное понимание проблем данных детей, их обсуждение.

4 этап – завершающий

• рефлексия тренинга от каждого участника;

• заключение.

Ход мероприятия

I Организационный этап

Педагоги получили рабочую тетрадь (подготовленную предварительно, в которой находится информация из теоретического блока, текст притчи «Про котят», упражнения для письменного выполнения, а также буклет «Рекомендации по межличностному взаимодействию с людьми с различными ОВЗ».

1. Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что. Разные мы…»

Проводится для создание благоприятной обстановки и для того, что б привести к мысли о том, что даже полноценные люди очень сильно друг от друга отличаются.

Педагог-психолог представляется, рассказывает о себе с акцентом на то, чем он может отличаться от окружающих (и внешне, и внутренне, а также чем похож. Участники, вытянув жребий, отвечают на вопросы. По очереди, продолжают фразу, которая начинается со слов: «Мы с тобой похожи тем, что.». Например: что живем на планете Земля, работаем в одном детском саду и т. д. Участники внутреннего круга отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что…». Например: что у нас разный цвет глаз, разная длина волос и т. д.

Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник не выскажет своё мнение вкратце.

2. Информационная часть.

Добрый день. Сегодня мы войдем в мир толерантных партнерских отношений инклюзии. За период развития общественных отношений к детям с ОВЗ цивилизация прошла противоречивый путь как равнодушия, преследования, ненависти и агрессии, так и примеры заботы, милосердия. Сегодня – это толерантные партнерские отношения инклюзивного образования. Понятие инклюзия – адаптация системы к потребностям ребёнка. В настоящее время в России насчитывается около двух миллионов детей с ограниченными возможностями здоровья и данный показатель имеет тенденцию к стремительному росту. Преимущества такого обучения очевидны. Это развитие эмпатии, гуманности, альтруистического поведения в обществе, так и устранение социальной изоляции детей с ОВЗ. Вместе с тем, инклюзивное образование актуализирует необходимость целенаправленного формирования в обществе толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья.

4. Мозговой штурм «Что такое толерантность

Еще в 18 в. понятие толерантности было достаточно новым. На сегодняшний день это вполне известное понятие, однако, имеет не однозначную трактовку.

Уважаемые коллеги, подумайте и озвучьте ваше понимание определения «толерантность». Какой смысл вы вкладываете в данное понятие?

Педагог-психолог выслушивает и записывает на мольберт определения участников, а участники записывают в рабочих тетрадях.

II. Теоретический этап.

1. Введение в тему. Толерантность – от лат. tolerantia — «терпение, терпеливость, принятие»

Педагогическая толерантность – это способность понять и принять ребенка таким, какой он есть, видя в нем носителя иных ценностей, логики мышления, иных форм поведения.

Выделяются два пути развития личности: толерантный и интолерантный.

Американский психолог Гордон Олпорт отмечает, что толерантные люди лучше знают самих себя, причем не только свои достоинства, но и недостатки, поэтому менее удовлетворены собой. В связи с этим потенциал для саморазвития у них выше.

Интолерантный человек замечает у себя больше достоинств, чем недостатков, поэтому во всех проблемах чаще склонен обвинять окружающих. Интолерантному человеку трудно жить в согласии, как с самим собой, так и с другими людьми. Он опасается своего социального окружения и даже себя, своих инстинктов, находится в ощущении постоянной угрозы. Толерантный человек обычно чувствует себя в безопасности. Отсутствие угрозы или убежденность, что с ней можно справиться, - важное условие формирования толерантной личности. Толерантные люди, в отличие от интолерантных, не перекладывают ответственность на других и не стремятся во всем обвинять окружающих. Интолерантные личности делают акцент на различиях между "своей" и "чужой" группами. Они не могут относиться к чему-то нейтрально. Толерантный человек, наоборот, признает мир в его многообразии и готов выслушать любую точку зрения. Толерантная личность больше ориентирована на себя в работе, творческом процессе, теоретических размышлениях. В проблемных ситуациях толерантные люди склонны винить себя, стремясь к личной независимости. Стремление принадлежать к общественным институтам у интолерантных людей выражено значительно сильнее, чем у толерантных.

Психолог : - А сейчас, я вам предлагаю назвать и записать в своих рабочих тетрадях хотя бы 15 характеристик, свойственных толерантной личности.

(Педагоги называют характеристики, которые записываются на мольберте).

Дискуссия. В процессе обсуждения педагоги определяют качества толерантной и интолерантной личности и выясняют, каких качеств им не хватает для того, чтобы считаться толерантными людьми.

Беседа. Деление людей на толерантных и интолерантных является достаточно условным. Крайние позиции встречаются довольно редко. Каждый человек в своей жизни совершает как толерантные, так и интолерантные поступки. Я вам расскажу о них.

(Сопровождается слайдами презентации на экране и дублируется в рабочих тетрадях).

1. Знание самого себя. Толерантные люди больше знают о своих достоинствах и недостатках. Относясь критично к себе, они не стремятся во всех своих бедах обвинять окружающих. Интолерантный человек замечает у себя больше достоинств, чем недостатков, поэтому во всех проблемах чаще склонен обвинять окружающих.

2. Защищенность. Интолерантному человеку трудно жить в согласии, как с самим собой, так и с другими людьми. Он опасается своего социального окружения и даже себя, своих инстинктов. Над ним как бы нависает ощущение постоянной угрозы. Толерантный человек обычно чувствует себя в безопасности. Поэтому он не стремится защищаться от других людей и групп. Отсутствие угрозы или убежденность, что с ней можно справиться - важное условие формирования толерантной личности.

3. Ответственность. Интолерантный человек считает, что происходящие события от него не зависят. Он не властен над судьбой. Толерантные люди, напротив, убеждены, что судьба зависит не от расположения звезд, а от них самих. Толерантные люди не перекладывают ответственность на других, они несут ее сами. Интолерантные стремятся снять с себя ответственность за то, что происходит с ними и вокруг них.

4. Потребность в определенности. Интолерантные личности делят мир на две части - черное и белое. Для них не существует полутонов, есть только два сорта людей - плохие и хорошие, только один правильный путь в жизни. Они делают акцент на различиях между «своей» и «чужой» группами. Толерантный человек, напротив, признает мир в его многообразии и готов выслушать любую точку зрения.

5. Ориентация на себя - ориентация на других. Обнаружилось, что толерантная личность больше ориентирована на себя в работе, в фантазиях, творческом процессе, теоретических размышлениях. В проблемных ситуациях толерантные люди склонны винить себя, а не окружающих.

6. Способность к эмпатии. Способность к эмпатии определяется как социальная чувствительность, умение давать верные суждения о других людях.

Что является основой эмпатических способностей, точно не определено. Возможно, это продукт благоприятной семейной атмосферы, развитых эстетических чувств, высоких социальных ценностей.

7. Чувство юмора. Чувство юмора и способность посмеяться над собой - важная черта толерантной личности. У того, кто может посмеяться над собой, меньше потребность чувствовать превосходство над другим.

8. Авторитаризм. Интолерантный человек считает, что внешняя дисциплина чрезвычайно важна. Толерантный человек предпочитает жить в свободном, демократическом обществе.

2. Упражнение «Я подарок для человечества…»

- Каждый человек - уникальная личность. И верить в свою исключительность необходимо каждому. Я предлагаю вам сейчас подумать над тем, что каждый из здесь присутствующих действительно является "подарком" для человечества. Свои мысли вы можете записать в рабочие тетради. – А теперь, каждый из вас аргументируйте свое утверждение, например: "Я подарок для человечества, так как я. "

Обобщение высказывания участников с акцентом на то, что у всех много возможностей, много того, что делает каждого уникальным, и того, что всех объединяет. Поэтому мы нужны друг другу, и каждый человек может добиться в жизни успеха и сделать так, чтобы другим людям рядом с ним было веселее и радостнее жить.

- Коллеги, на педагогическом часе мы с вами с вами обсуждали вопрос «кто считается ребенком с ограниченными возможностями здоровья?». Обратите, пожалуйста, внимание, что напоминание есть в ваших рабочих тетрадях, которые вы получили в начале мероприятия.

К сожалению, последнее время с каждым годом увеличивается количество детей с ОВЗ. К группе детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) относятся дети, состояние здоровья которых препятствует освоению всех или некоторых разделов образовательной программы дошкольного учреждения вне специальных условий воспитания и обучения.

Главная проблема «особого ребенка» заключается в ограничении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда – и к элементарному образованию. А также проблема негативного отношения к детям с ограниченными возможностями со стороны сверстников, наличия физических и психических барьеров, мешающих повышению качества образования детей с ограниченными возможностями. Проблемы усугубляет тот факт, что педагоги иногда сами интолерантно относятся к таким детям, называя их «неполноценными», «ущербными», «отсталыми». В связи с этим, одной из центральных задач по отношению к детям с особыми потребностями является формирование у педагога педагогической толерантности, т. е. способности понять и принять ребенка таким, какой он есть, видя в нем носителя иных ценностей, логики мышления, иных форм поведения. А также воспитать у сверстников толерантное и уважительное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья.

III Основной этап

1. Просмотр видеоролика притчи «Мальчик и хромой котёнок»

- Текстовый вариант притчи есть в ваших в рабочих тетрадях.

2. Беседа.

Уважаемые педагоги, скажите, пожалуйста:

- Кто такие люди с ОВЗ?

- Обращаете ли вы внимание на то, как другие люди ведут себя, когда видят людей с ОВЗ на улице?

- Отличается ли поведение взрослых людей с ОВЗ от детей с ОВЗ? Чем? Как?

- Часто ли вы встречаете детей с ОВЗ?

- Есть ли в ваших группах дети с ОВЗ? Чем они отличаются от нормально-развивающихся детей?

- Как важно вести себя с такими детьми в группе?

- Как вы думаете, что чувствуют дети с ОВЗ, когда на них обращают внимание? Когда не обращают внимание?

Групповая дискуссия

3. Упражнение «Список наших проблем в общении»

Когда я слышу фразу: «ребенок с особыми потребностями»,

у меня возникает мысль…

Встаньте пожалуйста в круг. И, передавая игрушку сердце по кругу, расскажите, что вас напрягает в работе с особыми детьми или определите основные проблемы, которые могут возникать в процессе взаимодействия с детьми с ограниченными возможностями. (Результатом обсуждения становится список из проблем, который записывается потом в рабочих тетрадях).

4. Психотехническая игра «Связанные руки»

Участники с перевязанными руками пытаются сделать то, что в обычных условиях у них это получается сделать с лёгкостью.

В данной игре вам будет предоставлена возможность пережить то, что чувствует человек, имеющий ограничения движения рук. Ведь среди детей с ОВЗ это частое явление. Сейчас я вам каждому свяжу руки, и именно в таком положении вам нужно будет выполнять задания. Участникам связываются руки, а затем их просят:

- застегнуть-расстегнуть пуговицы на модуле,

- открыть книгу и найти нужную страницу,

- нарисовать цветок.

- Какие чувства у вас вызывает эта игра?

Имея подобных детей в группе, теперь вы имеете представление, как им сложно и насколько они нуждаются в вашей помощи и, конечно же, терпении.

5. Рассказывание притчи «Я – инвалид. Как мне быть?»

Однажды, в дверь одинокой женщины кто-то настойчиво постучал. Женщина подошла к двери и открыла ее. На пороге стоял мужчина.

- Добрый день! Не дадите ли вы мне немного денег?

- Почему я должна давать вам деньги? – спросила женщина.

- Хотя бы потому, что у меня нет одной руки.

- Хорошо, я вам дам денег, только вы перенесите кирпичи со двора в дом.

- И как я это сделаю? У меня ведь нет одной руки!

Женщина демонстративно завела одну руку за спину, подошла к кирпичам, лежащим на улице, взяла один и занесла его домой.

Показав на собственном примере как это сделать. Мужик носил кирпичи в дом весь день, а когда выполнил работу и все кирпичи были перенесены, женщина расплатилась с ним.

Прошли годы и в дверь женщины вновь постучали. Когда она открыла дверь, увидела стоящего на пороге незнакомца, в дорогой одежде и сопровождении слуг, позади которых стояли дорогие автомобили. Незнакомец протянул женщине толстую пачку денег и сказал:

- Вот, возьмите, это ваши деньги!

- И за что такое вознаграждение? – спросила женщина.

- Несколько лет назад, именно вы подарили мне веру в себя и свои силы.

Женщина присмотрелась и увидела, что у богатого незнакомца нет одной руки. Она посмотрела ему в глаза, задумчиво улыбнулась и сказала:

- Возьмите эти деньги и отдайте тому, у кого вообще нет рук.

- О чем эта притча?

- Притча, в первую очередь, о том, что к особым людям, детям нужно относиться так же, как и к развивающимся в норме, чтобы они не чувствовали себя особыми, не такими как все. Именно такой подход позволит им проще адаптироваться к окружающему миру, научит самостоятельности, заложит веру в себя и в свои силы, что особенно важно для дальнейшего развития.

IV. Итоговый этап.

1. Подведение общих итогов:

- Продолжите фразы:

• Я сегодня вспомнила.

• Меня порадовало.

• Мне было трудно.

- Запишите их, пожалуйста, на разноцветных листиках и выходя, прикрепляйте их на «Древо терпимости»

- Так всё-таки какое ваше мнение? Толерантность — это профессионализм или духовное качество?

- В завершение нашей с вами работы, мне бы хотелось поделиться с вами одной историей.

Как-то, один человек увидел на улице ребенка, который был болен, голоден и дрожал от холода. Прохожий в гневе обратился к Богу:

- Чем провинился перед Тобой этот ребенок? Почему Ты допускаешь такую несправедливость? Почему ничего не предпринимаешь!

И вдруг человек услышал: «Кое-что я предпринял – послал ему навстречу тебя».

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Виртуальная экскурсия для педагогов «Академия Штиглица» в период самоизоляцииВиртуальная экскурсия для педагогов «Академия Штиглица» в период самоизоляции Проводить подобные виртуальные экскурсии для педагогов на меня возложили в нашем детском саду. И вас, дорогие друзья, я приглашаю на такую.

Классный час «Толерантность — путь к миру» Цель: Познакомить учащихся с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного.

Консультация для педагогов «Современное качество дошкольного образования: критерии и показатели результативности»Консультация для педагогов «Современное качество дошкольного образования: критерии и показатели результативности» Консультация для педагогов «Современное качество дошкольного образования: критерии и показатели результативности» Слайд №1-2 «Как никто.

НОД «Путешествие в страну Толерантность» в подготовительной группеНОД «Путешествие в страну Толерантность» в подготовительной группе НОД в подготовительной группе «Путешествие в страну Толерантность»Цель: знакомство детей с понятием «толерантность», воспитание гуманности.

Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной школы ПРОГРАММА Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной школы Программа рассчитана.

Психолого-педагогическая характеристика 4 класса В 4 классе обучается 23 ученика: 9 мальчиков и 14 девочек. Возраст 10 - 11 лет: 2007 г. р. - 1 человек, 2008 г. р. – 22 человека. В коллективе.

Психолого-педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста Фамилия, имя ребенка *** Возраст ребенка 3 г. 3 м. Дата рождения: *** Адрес проживания:. ***, посещает, воспитанник младшей.

Психолого-педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника Начало школьного обучения-закономерный этап на жизненном пути: каждый дошкольник, достигнув определенного возраста, идет в школу. Однако.

Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема. (Автор Левченков В. В.) Предметы и явления в окружении.

Забота — великое качество!Забота — великое качество! Что такое забота?Это, конечно же интересоваться жизнью и судьбой кого нибудь, конечно же переживать и участвовать в жизни и судьбе интересующего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогическая академия «Толерантность — профессионализм или духовное качество»
Опубликовано: 20 января 2022 в 17:24
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психолого-педагогическая академия «Толерантность — профессионализм или духовное качество»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Карелина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


Получи документы

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД