Ольга Курченко
Психолого-логопедический практикум для родителей и детей подготовительной к школе группы «На пороге школы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель практикума: повышение психолого-педагогической компетентности родителей по вопросам речевого и психологического развития детей при подготовке к школе.
Задачи:
• ознакомление родителей с основными аспектами понятия «психологическая готовность к школе»;
• обучение практическим приёмам и упражнениям по развитию компонентов психологической готовности к школе;
Публикация «Психолого-логопедический практикум для родителей и детей подготовительной к школе группы „На пороге школы“» размещена в разделах
- Консультации логопеда для родителей
- Подготовительная группа
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2019
• ознакомление с играми, развивающими речевые способности (звуко-буквенный анализ, фонематический слух, связную речь) и познавательные психические процессы;
• предоставление практического опыта игрового партнёрства с детьми;
• акцентирование внимания на соучастии, сопереживании и поддержке ребёнка, а не на роли эксперта, оценивающего уровень его интеллектуального развития.
План практикума
1. Вводная часть. Игровое упражнение с мячом «Закончите фразу»
(5 мин).
2. Теоретическая часть. Мини-лекция педагога-психолога, учителя-логопеда (15 – 20 мин).
3. Практическая часть:
• встреча детей, выполнение упражнения «Давайте поздороваемся»
(3 мин);
• демонстрация фрагмента занятия по развитию речи и обучению грамоте
(15 мин);
• упражнение «Летит – едет – плывёт» (3 мин);
• игра «Графический диктант» (5 – 7 мин);
• упражнение «Рукавички» (5 – 7 мин);
4. Заключительная часть:
• упражнение «Связующая нить» (5 мин);
• рефлексия с родителями (5 мин).
Продолжительность: 1 час 20 мин.
Необходимые материалы: мяч, картинки для речевых игр и упражнений (см. приложение 1, магнитная доска и магниты разноцветные+ для составления схемы (синий – 3 шт., красный – 2 шт., зеленый – 1 шт., листы бумаги в клетку (для графического диктанта, карандаши цветные, клубок шерстяных (желательно цветных) ниток, парные рукавички из бумаги (одна пара на семью, карточки с буквами «к», «ш», «л», «о», «а», разрезное Колумбово яйцо – 2 набора (см. приложение 2)
Ход практикума
1. Вводная часть
Приветственное слово ведущих, сообщение темы практикума.
Игровое упражнение с мячом «Закончите предложение».
Инструкция. Педагог-психолог по очереди бросает родителям мяч, произнося начало предложения: «Для меня выражение «Ребёнок готов к школе» означает…». Участник, поймавший мяч, формулирует свой вариант окончания данного предложения.
2. Теоретическая часть. Мини-лекция педагога-психолога и учителя логопеда
Педагог-психолог: «Я хочу начать наш практикум словами выдающегося детского психолога Леонида Абрамовича Венгера. «Быть готовым к школе уже сегодня – не значит уметь читать, писать, считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». В чём же суть «готовности»?
Часто под готовностью к обучению подразумевают только определённый уровень знаний, умений, навыков ребёнка, но для успешной учёбы этого недостаточно. Надо не обучать ребёнка тому, чему его будут учить в школе, а развивать предпосылки к обучению. Детские психологи выделяют несколько критериев готовности детей к обучению в школе:
1) интеллектуальная готовность – ориентировка ребёнка в окружающем мире, запас его знаний, усвоенных в системе, способность к концентрации внимания, развитие памяти, воображения, мелкой моторики, речи и мышления, умение строить логические связи, развитие образных представлений. Оценка готовности к школе по уровню интеллектуального развития – наиболее распространённая ошибка. Усилия родителей направляются на «впихивание» в ребёнка всевозможной информации. Но важен не столько объём знаний, сколько их качество, степень осознанности, чёткость представлений;
2) волевая готовность – управление своими эмоциями, поведением, умение организовать своё рабочее место и поддерживать порядок на нём, положительное отношение к целям деятельности, принятие их, стремление преодолевать трудности, стремление к достижению результата своей деятельности. Волевая готовность необходима для нормальной адаптации к школе. Речь идёт не столько об умении слушаться, хотя это тоже важно, но это больше относится к вопросам избалованности, вседозволенности, а сейчас мы говорим об умении слушать, вникать в содержание того, о чём говорит взрослый;
3) мотивационная готовность – принятие позиции школьника, положительное отношение к школе, к учебной деятельности. Мотивационная готовность – это наличие у детей желания учиться. Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу, следовательно, мотивационная готовность у них есть. (Хотя сейчас некоторые дети прямо заявляют, что в школу идти не хотят.) Однако это совсем не так. Желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Ребёнок может хотеть в школу потому, что все его сверстники туда пойдут, потому что слышал дома, что попасть в школу очень важно, наконец, потому, что в школе он получит новый красивый ранец, пенал и другие подарки. Существует огромная пропасть между «хочу в школу» и «надо учиться работать», без осознания этого «надо» ребёнок не сможет хорошо учиться, даже если он уже умеет хорошо читать, писать и считать;
4) социально-психологическая готовность – потребность в общении, умение общаться со взрослыми, со сверстниками, войти в детское общество. Подготавливая ребёнка к школе, необходимо научить его слушать, видеть, наблюдать, запоминать, перерабатывать полученную информацию».
Учитель-логопед: «Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребёнком родного языка как средства общения. Перечислим их:
1) сформированность звуковой стороны речи – владение правильным, чётким произношением звуков всех фонетических групп;
2) полная сформированность фонематических процессов – умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка;
3) готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи – умение выделять начальный гласный звук из состава слова; анализ гласных из трёх звуков типа «ауи»; анализ обратного слога (гласный – согласный) типа «ап»; умение слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове и т. д. Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение»; знать и верно произносить гласные, согласные, звонкие, глухие, твёрдые, мягкие звуки;
4) сформированность грамматических категорий и связной речи – правильное употребление слов с уменьшительно-ласкательным значением; умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами, образовывать прилагательные от существительных; умение пользоваться развёрнутой фразовой речью, работать с предложением, правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами; работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их; составлять предложения по опорным словам и картинкам, владеть пересказом, сохраняя смысл и содержание первоначального текста; самостоятельно составлять рассказ-описание.
Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведёт к серьёзным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.
Формирование грамматически правильной, лексически и фонетически чёткой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, - одна из важных задач. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь затрудняет взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на характер ребёнка.
Важно, чтобы родители вовремя обратили внимание на различные нарушения устной речи своего ребёнка, чтобы начать логопедическую работу с ним до школы, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе.
Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше её результат».
Педагог-психолог: «Важно понять, что ребёнка лучшая подготовка к школе – это естественное желание играть, а не серьёзные занятия на заданную тему. Не гасите его интерес! Радость, которую вы доставите ребёнку, станет и вашей радостью, а проведённые вместе приятные минуты помогут вам сделать совместную жизнь добрее и веселее. Так давайте поиграем!»
3 Практическая часть
Ведущие вместе с родителями встречают и приветствуют детей.
1) Упражнение «Давайте поздороваемся»
Инструкция педагога-психолога: «Вместе со своими мамами и папами вставайте в круг. Будем здороваться необычным способом. Когда я хлопну в ладоши один раз, вам нужно пожать друг другу руку, когда два раза – потереться носами, когда три раза – обняться. Будьте внимательны! Замечательно.
По дороге знаний предлагаю пройти.
Разные задания вас ждут на пути.
С ними справиться сумеете,
Будьте смелее и не робейте!
А мамы и папы вам помогут в пути
Дорогу знаний достойно пройти!»
ини
2) Демонстрация фрагмента занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной к школе группе.
Игра «Какой общий звук»
Цель: развитие слухового внимания, фонематических процессов
На магнитную доску выставляются по очереди картинки – самокат, кактус, сапоги, лиса, ананас, слон. Задача детей назвать все картинки и определить звук, который встречается во всех словах (звук с). Дети дают характеристику звуку «С» - твердый, глухой, согласный. При произнесении звука «С», губы в улыбки, зубы «заборчиком, корень языка выгибается, а кончик языка упирается в нижние зубы, при произнесении звука, если поставить ладошку к губам, выдыхаемая воздушная струя холодная.
Игра «Домики»
Цель: развитие фонематического восприятия, связной речи, внимания, памяти, мышления
На магнитной доске выставлены три крыши со схемой позиции звука в слове (начало, середина, конец). Детям раздаются картинки со звуком «Р» в разных позициях. Задача ребенка определить в какой позиции стоит звук в слове, прикрепить свой кирпичик к крыше домика и выполнить задание логопеда. К выполнению задания подключаются родители.
Задания:
1) Придумай предложение со своим словом;
2) Сколько слогов в твоем слове;
3) Каким звуком заканчивается (начинается) твое слово;
4) Посчитай изображенный предмет на твоем кирпичики до пяти;
5) Назови свой предмет ласково;
6) Скажи, а как правильно сказать, если этих предметов много;
Игра «Анализ слов»
Цель: формирования звуко-буквенного анализа
На магнитной доске две картинки «Кот» и «Кит», под картинками схема слов, но пустая. Задача детей назвать все звуки в словах по порядку и заполнить схему соответствующими по цвету магнитиками. (Кот – синий (звук К – согласный, твердый, красный (звук О – гласный, синий (звук Т – согласный твердый)
Примечание. За выполнение заданий в конце участники получают карточку с буквой «к».
3) Упражнение «Летит – едет – плывёт»
Инструкция учителя-логопеда: «Сейчас я буду называть различные предметы. Если предмет летит – машем руками над головой, если едет – топает ногами, если плывёт – разводим руками в стороны, плывём. Готовы? Будьте внимательны!»
Предметы: самолёт, лодка, автобус, самокат, пчела, воздушный шарик, корабль, поезд, велосипед, мопед, кит, птица, вертолёт, пароход, муха, поезд, дельфин, мотоцикл.
4) Игра «Колумбово яйцо»
Для справки. «Колумбово яйцо» - это головоломка, в которой детям предлагается из десяти геометрических фигур, на которые разбита плоская фигура в виде яйца, построить различные изображения. Из набора фигур можно сложить вполне осмысленные схематические фигурки, создать узоры или орнаменты. Выполняя задания, дети знакомятся с пропорциями, учатся ассоциировать силуэты с реальными предметами. Игра способствует развитию мышления, смекалки, фантазии, комбинаторских способностей. Кроме работы по инструкции, ребёнку предоставляется возможность самостоятельно фантазировать, изобретая новые контуры знакомых предметов.
Инструкция педагога-психолога: «Для следующего задания вам нужно разделиться на команды. Первая команда – дети, вторая – родители. Команда, которая быстрее выполнить задание, получит следующую карточку. Необходимо глядя на образец составить интересные фигуры-силуэты. При составлении фигур-силуэтов следует использовать все части, присоединяя одну к другой, но не накладывая их друг на друга… Молодцы!»
Примечание. По окончании игры команды получают карточки с буквами «ш», «л».
5) Упражнение «Графический диктант».
(Участников приглашают за столы).
Инструкция педагога-психолога: «Для выполнения следующего задания вам понадобится листок в клетку, простой карандаш и внимательность. Будем выполнять графический диктант и о, посмотрим какое животное у нас получится. Для этого нужно внимательно слушать меня – я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону вы должны провести линию.
3 клетки вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 4 клетки вниз, 7 клеток вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка влево, 8 клеток вниз, 1 клетка влево, 3 клетки вверх, 5 клеток влево, 3 клетки вниз, 1 влево, 7 клеток вверх, 3 клетки влево, 3 клетки вверх. Молодцы!»
Примечание. За графический диктант участники получают карточку с буквой «о».
6) Упражнение «Рукавички».
Инструкция педагога-психолога: «Перед вами пара рукавичек, вырезанных из бумаги. Нужно как можно быстрее и, главное, одинаково раскрасить рукавички».
Примечание. За выполнение задания участники получают карточку с буквой «а».
Учитель-логопед: «Молодцы! Вы выполнили все задания и собрали карточки. Предлагаю вам выложить из них слово, тогда мы узнаем, куда нас привела дорога знаний.
4 Заключительная часть
1) Упражнение «Связующая нить».
(Упражнение проводится в круге).
Инструкция. Передавая друг другу клубок ниток, дети заканчивают фразу «Когда я стану первоклассником, я хочу, чтобы мама и папа…», а родители – фразу «Когда (имя ребёнка) станет первоклассником, я буду…».
Упражнение выполняется одновременно родителями и детьми: сначала фразу продолжает ребёнок, затем его родитель. Таким образом, взрослые получают возможность услышать потребности и ожидания своих детей, а дети – эмоциональную поддержку от родителей.
2) Рефлексия с родителями.
Вопросы для обсуждения:
• Ваше настроение, чувства после участия в практикуме?
• Что нового, интересного узнали для себя?
• Когда у вашего ребёнка что-то не получалось, как вы реагировали, какие чувства испытывали?
• Какие упражнения запомнились? Будете ли вы использовать их дома?
Ссылки на картинки
1. https://ok.ru/semeiniilogoped/topic/67372612903110
2. https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%BA%D0%BE%D1%82%D0%B0%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9&lr=11285&pos=5&img_url=https%3A%2F%2Fds04.infourok.ru%2Fuploads%2Fex%2F0612%2F001032b1-6a831d12%2F2%2Fhello_html_68f20d25.jpg&rpt=simage
3. https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%BA%D0%B8%D1%82%D0%B0%20%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE&stype=image&lr=11285&source=wiz&pos=3&img_url=https%3A%2F%2Fi.ytimg.com%2Fvi%2FlFoZOo1ltpg%2Fmaxresdefault.jpg&rpt=simage&rlt_url=http%3A%2F%2F4.bp.blogspot.com%2F-91XKyr3raR0%2FT_sdATrOTFI%2FAAAAAAAABDY%2FJHM3Du7-CXs%2Fs1600%2F%25D1%258F%25D1%258F%25D1%2587%25D0%25B0%25D0%25B2.png&ogl_url=https%3A%2F%2Fi.ytimg.com%2Fvi%2FlFoZOo1ltpg%2Fmaxresdefault.jpg
4. https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2016/11/12/didakticheskaya-igra-postroim-dom-na-zvuk-r
5. https://yandex.ru/search/?clid=2186620&text=%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%83%D0%BC%D0%B1%D0%BE%D0%B2%D0%BE%20%D1%8F%D0%B9%D1%86%D0%BE%20%D1%81%D1%85%D0%B5%D0%BC%D1%8B%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9%20%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BF%D0%B5%D1%87%D0%B0%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C&lr=11285&redircnt=1559546427.1
6. https://yandex.ru/images/search?text=%D1%80%D1%83%D0%BA%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%87%D0%BA%D0%B8%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%88%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%BF%D1%83%D1%81%D1%82%D1%8B%D0%B5&stype=image&lr=11285&source=wiz&p=5&pos=167&rpt=simage&img_url=https%3A%2F%2Fsdelala-sama.ru%2Fuploads%2Fposts%2F2016-02%2F1454706503_srmehmohrcs.jpg