Хажиева Лилия
Консультация «Шестилетки на пороге школы»
▼ Скачать + Заказать документы
«Шестилетки на пороге школы»
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
Венгер Л. А.
Многие родители всерьез полагают, что если они научили своего ребенка читать и писать, то они подготовили его к школе. Наивное заблуждение!Ведь в школе детям придется не только читать и писать, но и соблюдать определенную дисциплину, выполнять учебную программу. Умение общаться в коллективе тоже не приходит за один день. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в школе лучше себя чувствуют те дети, которые воспитывались в детском саду, где они имели возможность получить соответствующую практику.
Публикация «Консультация „Шестилетки на пороге школы“» размещена в разделах
Чтобы шестилетний ребенок мог успешно учиться и выполнять свои обязанности, к моменту поступления в школу он должен достигнуть определенного уровня физического и психического развития- так называемой школьной зрелости.
Это касается, прежде всего, развития психики ребенка, быстроты и прочности создания так называемых условных связей, лежащих в основе обучения. Должны быть выработаны способность тормозить на определенное время высокую двигательную активность. Умение сохранять необходимую рабочую позу. Для выполнения письма и рисования необходимы соответствующее развитие мелких мышц кисти, координация движения пальцев рук. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. То есть на протяжении всей жизни ребенок нуждается в использовании точных и координированных движениях кистей и пальцев.
Целенаправленная и систематическая работа способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное сохранению психического и физического развития ребенка. К тому же уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Важную роль в дальнейшем обучении играет совершенствование речи. Все это вместе и определяет уровень функциональной готовности к школе.
Из сказанного выше можно сделать недвусмысленный вывод: подготовка ребенка к школе должна быть подчинена вся его предшествующая жизнь. Но непосредственную подготовку можно начать, когда ребенок достигнет пятилетнего возраста. Необходимо начать приучать ребенка к усидчивости. Тренировать внимание, готовить выполнять тех требований, которые предъявляет школьная учеба.
Следует обратить пристальное внимание на развитие кистей рук ребенка Физиологами доказано что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становления речи. Хорошо развивают кисть руки, занятия рисованием, лепкой из пластилина. Полезны все виды рукоделия. Их нужно обязательно включить в занятия с детьми
Один-два раза в неделю следует заниматься специальной подготовкой руки ребенка к письму. В настоящее время существует очень много различных рабочих тетрадей с образцами бордюров, узоров, элементов письма. Это поможет детям освоить приемы движений пальцев и кисти рук, необходимые для дальнейшего овладения навыком письма в школе. Будущий школьник не может писать непрерывно, поэтому всякий раз следует делать перерывы, во время которых проводить физкультурные паузы.
Не менее важно постоянно заниматься развитием и совершенствованием речи у ребенка. Этим целям служат заучивание песен, стихотворений, составление рассказов и пересказов по картинке. Овладевая речью, ребенок приобретает способность к мышлению, обобщению, осознанию своих действий.
Первый год обучения в школе является одним из существенных и переломных периодов в жизни ребенка. Ведь от того, как пройдет привыкание к школе. во многом зависит эмоциональное состояние. Работоспособность, успешность учебы в начальной школе и во все последующие годы и, конечно же, здоровье.
Ребенок, поступивший в школу, попадает в непривычную для него среду. Изменяется весь уклад жизни. Ежедневные учебные занятия требуют напряженного умственного труда, активизации внимания, сосредоточенной работы на уроках и, кроме того, относительно неподвижного положения тела, удержания правильной рабочей позы. Известно, что для ребенка 6 лет очень трудна эта, так называемая статическая нагрузка. К тому же двигательная активность ребенка снижается в школе ровно наполовину, хотя в его физиологии заложена большая потребность в движении.
Большинство шестилетних детей по уровню своего интеллектуального развития могут обучаться в школе, однако в этом возрасте трудно переносить социально –личностную нагрузку, к которой обязывает школьное обучение. Психологи указывают на то, что для многих шестилетних детей трудна социальная адаптация в школе, так как не сформировалась еще личность, способная подчиняться школьному режиму, усваивать школьные нормы поведения.
В ответ на новые повышенные требования к организму в первые недели и месяцы могут появляться жалобы на головные боли, возникать раздражительность, плаксивость, нарушение сна, аппетита. Случаются и трудности психологического плана, такие как, чувство страха, отрицательное отношение к учебе. Весь этот комплекс явлений специалисты классифицируют как адаптационную болезнь.
В этот трудный для ребенка период и в школе и дома его необходимо окружить вниманием, проявить доброжелательность и терпимость, наладить для него соответствующий режим.
Сроки адаптации к школе бывают различными. Обычно для этого требуется не менее полугода. Однако нередки случаи, когда этот процесс длится на протяжении всего первого года обучения. У таких детей, как правило, сохраняется низкая работоспособность, плохая успеваемость. К концу года нередко выявляется ухудшение состояния здоровья. Чаще всего оно выражается в отклонениях со стороны нервной и сердечно- сосудистой систем. Вот почему ребенок идущий в школу с шести лет должен быть здоров.
До школы еще учебный год. Как и на что обратить внимание при подготовке ребенка к школе?
МАТЕМАТИКА
Совершенно не обязательно уметь считать до 100, да это, по большому счёту, и не представляет особой сложности. Гораздо важнее, чтобы ребёнок ориентировался в пределах десятка. Хорошо ориентировался в пространстве: вверху, внизу, слева, справа, между, впереди, сзади. Предлагайте ребёнку несложные задачки из окружающей его жизни.
ЧТЕНИЕ
Вы можете поиграть с ребенком в звуки: пусть он назовёт окружающие предметы, начинающиеся на определённый звук, или придумает слова, в которых должна встречаться заданная буква. Можно играть в испорченный телефон и раскладывать слово по звукам.
РАЗГОВОРНАЯ РЕЧЬ
Обсуждая прочитанное, учите ребёнка ясно выражать свои мысли, иначе у него будут проблемы с устными ответами. Приучайте последовательно рассказывать о произошедших событиях и анализировать их. Компании его сверстников предложите поиграть. Точно так же играйте в съедобное -несъедобное, одушевлённое -неодушевлённое, в антонимы.
ОБЩИЙ КРУГОЗОР
Многие родители думают, что чем больше слов знает ребёнок, тем более он развит. Но это не совсем так. Сейчас дети буквально "купаются" в потоке информации, их словарный запас увеличивается, но важно, как они ими распоряжаются. Прекрасно, если ребёнок может к месту ввернуть сложное слово, но при этом он должен знать самые элементарные вещи о себе, о близких людях и об окружающем мире: свой адрес (разделяя понятия “страна”, “город”, “улица”) и не только имена папы и мамы, но и их отчество и место работы.
Воспитание детей – сложный процесс. Проявите изобретательность в выборе средств воспитания, а главное не забывайте, что одно из самых надёжных – добрый пример, вас, родителей.
Приучайте детей к самообслуживанию, собрать за собой игрушки, завязать шнурки,в правильном порядке одеться и раздеться, сложить вещи, убрать за собой в столовой,и многое другое в школе придется делать самому, да еще в условиях ограниченного переменой времени.
Для вас небольшая памятка от ребенка:
• Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, то я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.
• Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это дает мне ощущение тщетности попыток сравниться с вами.
• Не бойтесь быть твердыми со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место.
• Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам.
• Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».
• Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко превращаюсь в лжеца.
• Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойство. Иначе я буду бояться еще больше.
Сказка «Колобок»
А сейчас я предлагаю вам всем известную сказку “Колобок” на психологический лад и попрошу вас принять активное участие в ее разборе.
Итак, начали. (Родители помогают в пересказе сказки по картинкам.)
Жили-были дед со старухой. Не было у них детей. Было им одиноко, и решили они испечь колобок. Что они сделали? Правильно. По сусекам помели, по коробу поскребли, и получился у них колобок.
Первая заповедь: Родившийся ребенок в семье должен быть всегда желанным. Осознанно подходите к вопросам пополнения семейства.
По сусекам поскребли, по коробу помели, и получился у них колобок. Положили они его на подоконник остужаться.
Вторая заповедь: Не оставляйте маленьких детей без присмотра.
Покатился колобок по дорожке и встретил там сначала зайку, потом медведя, потом волка.
Третья заповедь: Научите ребенка общаться с окружающим миром.
Встретилась ему лиса ласковая, хитрая.
Заповедь четвертая: Научите ребенка распознавать добро и зло, истинные намерения людей.
Съела лиса колобка.
Заповедь пятая: Научите ребенка самостоятельно с честью и достоинством, без ущерба для жизни, выходить их сложных жизненных ситуаций.
Вот такая всем известная сказка у нас с вами получилась с пятью важными заповедями для вашего ребенка.
- Скажите, можно одной ладошкой сделать хлопок? Нужна вторая ладошка. Хлопок – это результат действия двух ладоней. Педагог - это только одна ладошка. И какой бы сильной, творческой и мудрой она не была, без второй ладошки (а она в Вашем лице, дорогие родители) педагог бессилен. Отсюда можно вывести первое правило:
- только сообща, все вместе, мы преодолеем все трудности в воспитании и учебе детей.
- Возьмите все по цветку. Раскрасьте их. (На столах лежат одинаковые цветы по размеру, по цвету, по форме, цветные карандаши, фломастеры.) А теперь сравните свой цветок с цветками своих соседей. Все цветы были одинаковые по размеру, цвете, форме. Скажите, после того как вы раскрасили цветок, можно найти два совершенно одинаковых цветка? (Нет.) Мы – взрослые люди ПРИ ОДИНАКОВЫХ УСЛОВИЯХ делаем все по-разному. Отсюда второе наше правило:
- никогда не сравнивайте своего ребенка с другим! Нет кого-то или чего-то лучше или хуже. Есть ДРУГОЕ! Мы будем сравнивать, но только это будут результаты одного и того же ребенка вчера, сегодня и завтра. Это называется МОНИТОРИНГ. Это мы будем делать для того, чтобы ЗНАТЬ, КАК И ЧТО ДЕЛАТЬ С ЭТИМ ЗАВТРА. Это мы будем делать для того, чтобы расти каждый день. Причем не только в учебе, но и в поступках.