МААМ-картинки

Психологическое здоровье педагога ДОУ — залог здоровья ребенка

Любовь Кузнецова
Психологическое здоровье педагога ДОУ — залог здоровья ребенка
▼ Скачать +Заказ

Здоровье педагога – это союз физического и эмоционального благополучия

Однако между здоровьем детей и здоровьем педагогов существует непосредственная связь и взаимозависимость. И прежде всего речь должна идти об обеспечении психологического здоровья

Неблагополучие психологического здоровья, деформация личности педагога, проявления у него синдрома выгорания самым непосредственным образом влияют на здоровье дошкольников.

Публикация «Психологическое здоровье педагога ДОУ — залог здоровья ребенка» размещена в разделах

Нездоровый, неблагополучный педагог не может обеспечить ребенку необходимый уровень внимания, индивидуальный подход. Он не может заниматься и воспитанием культуры здоровья дошкольников, так как в этом вопросе необходим личный пример

Все дети мечтают о воспитателях, которые являются для них источ

ником добра, безопасности, душевного тепла, источником вдохновения,

радости, удивления. Такое общение педагога с детьми – главное условие

воспитания здорового ребенка в ДОУ.

Почему же не всегда сбываются мечты ребенка? Что же иногда

происходит с педагогами, которые перестают чувствовать радость от своего

труда? Почему же профессия, которую мы выбираем, которой мы гордимся,

вдруг перестает нас похорошему волновать и не приносит радость?

Психологическое самочувствие воспитателя оказывает непосред

ственное влияние на всю атмосферу дошкольного учреждения. Не стоит

забывать, что отрицательно окрашенное психологическое состояние

педагога снижает эффективность воспитания и обучения детей, повы

шает конфликтность во взаимоотношениях не только с воспитанниками,

но и родителями, коллегами по работе. А также способствует возник

новению и закреплению в структуре характера и профессиональных

качеств педагога негативных черт, разрушает его психическое здоровье,

обуславливает высокую напряженность, агрессивную самозащиту,

подавляет творческую активность.

А что же всетаки происходит? Одним из показателей профессио

нальной дезадаптации педагога является так называемый «синдром

эмоционального выгорания» – сложный психофизиологический фе

номен, определяется как эмоциональное, умственное и физическое

истощение, которому способствует продолжительная эмоциональная

нагрузка. Выражается в депрессивном состоянии, чувстве усталости,

опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способности

видеть положительный результат своего труда. А также в отрицательной

установке по отношению к работе и жизни вообще. Что может привести

и к профессиональной деформации? Что способствует возникновению

у педагогов «синдрома эмоционального выгорания»?

Перечислим некоторые причины:

• восприятие работы как рутинной, особенно если ее смысл

кажется сомнительным;

• чрезмерная эмоциональная вовлеченность в работу, вклады

вание в нее больших ресурсов;

• недостаточность признания и положительной оценки работы;

• строгая временная регламентация работы, особенно при

нереальных сроках ее исполнения;

• напряженность и конфликтность в профессиональной среде,

недостаточная поддержка коллег и их излишний критицизм;

• отсутствие условий для самовыражения личности на работе,

когда экспериментирование и инновации не поощряются, а

подавляются;

• работа без возможностей дальнейшего обучения и профес

сионального совершенствования;

• неразрешенные личностные конфликты педагога;

• высокая психоэмоциональная нагрузка, эмоциональная энер

гия расходуется постоянно, дети – родители – коллеги;

• сопереживание, сочувствие, сострадание, принятие решений;

• чем больше детей в группе – тем больше нагрузка – ответ

ственность за жизнь и здоровье ребенка;

• есть «особенные родители», а это дополнительные эмоцио

нальные затраты.

Надо отметить, что эмоциональное выгорание – процесс довольно

коварный, поскольку человек, подверженный этому синдрому, часто

мало осознает его симптомы. Он не может увидеть себя со стороны и

понять, что происходит, поэтому нуждается в поддержке и внимании, а

не конфронтации и обвинении.

Однако «сгорание» не является неизбежным. Своевременно пред

принятые профилактические шаги могут предотвратить, ослабить или

исключить его возникновение.

Остановимся на способах недопущения и профилактики СЭВ:

• развитие интересов, не связанных с работой;

• адекватные требования к собственным профессиональным

возможностям;

• возможность сочетать работу с учебой, исследованием, напи

санием научных статей;

• внесение разнообразия в работу, создание новых проектов и

их реализация без ожидания санкций, без инспекций со сто

роны официальных лиц;

• поддержание своего здоровья (сон, питание);

• удовлетворительная социальная жизнь, наличие друзей жела

тельно других профессий;

• умение проигрывать без самоуничижения и агрессивности;

• способность к адекватной самооценке (без опоры только на

мнение, признание окружающих);

• умение не спешить и давать себе достаточно времени для

достижения позитивных результатов в работе и жизни;

• чтение не только профессиональной, но и другой литературы,

просто для своего удовольствия;

• участие в семинарах, конференциях, где предоставляются

возможности встречи с новыми людьми, а также возможность

обмениваться опытом;

• периодическая совместная работа с коллегами, значительно

отличающимися профессионально и личностно;

• участие в работе профессиональной группы, дающее возмож

ность обсудить проблемы, связанные с работой;

• хобби и увлечения, доставляющие удовольствие;

• научиться расслабляться; смеяться над собой;

• периодически «заглядывать в будущее» (в памяти других наши

ошибки не важны);

• повышать самооценку.

Здоровье педагога Оно необходимо не только для его профессионального долголетия, но и здоровья детей,наших воспитанников.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Правильное питание — залог здоровья!»Фотоотчет «Правильное питание — залог здоровья!» Всемирный день защиты прав потребителей 15 марта 2016 года прошёл под девизом: «Исключить антибиотики из меню» В Самарской области в преддверии.

Книжка-передвижка «Чистота — залог здоровья»Книжка-передвижка «Чистота — залог здоровья» Воспитание культурно - гигиенических навыков у детей начинается, естественно, уже в дошкольном возрасте. Книжка - передвижка "Чистота.

Консультация для родителей «Красивая осанка — залог здоровья ребенка»Консультация для родителей «Красивая осанка — залог здоровья ребенка» Помимо детского сада я работаю в МБУЗ ЦГБ г. Азова инструктором-методистом по лечебной физической культуре (ЛФК). Каждый день я сталкиваюсь.

Консультация для родителей «Залог здоровья малыша» Очень часто мы слышим много такого рода вопросы: «От чего зависит здоровье ребенка?», «Когда начинать заботиться о здоровье ребенка?» и.

Проект «Здоровое питание — залог здоровья!»Проект «Здоровое питание — залог здоровья!» Подготовила: Кузнецова Оксана Сергеевна МБДОУ Детский сад№28 "Здоровое питание, залог здоровья!".Здоровье– это необходимый компонент.

Психологическое просвещение педагога-психолога для подростков. Занятие «Самое ценное, что у меня есть» Цель: - помочь учащимся в личностном осмыслении, осознании ресурсов, которые составляют силу личности, личностную основу Задачи: - создать.

Психологическое здоровье дошкольника-залог его успешности и благополучияПсихологическое здоровье дошкольника-залог его успешности и благополучия Говоря о здоровье каждого человека, в том числе ребенка, мы имеем в виду не только физическое состояние, но и психологическое. Человек,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психологическое здоровье педагога ДОУ — залог здоровья ребенка
Опубликовано: 27 мая 2024 в 13:58
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психологическое здоровье педагога ДОУ — залог здоровья ребенка» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Кузнецова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД