Любовь Кузнецова
Психологическое здоровье педагога ДОУ — залог здоровья ребенка
▼ Скачать +Заказ
Здоровье педагога – это союз физического и эмоционального благополучия
Однако между здоровьем детей и здоровьем педагогов существует непосредственная связь и взаимозависимость. И прежде всего речь должна идти об обеспечении психологического здоровья
Неблагополучие психологического здоровья, деформация личности педагога, проявления у него синдрома выгорания самым непосредственным образом влияют на здоровье дошкольников.
Публикация «Психологическое здоровье педагога ДОУ — залог здоровья ребенка» размещена в разделах
Нездоровый, неблагополучный педагог не может обеспечить ребенку необходимый уровень внимания, индивидуальный подход. Он не может заниматься и воспитанием культуры здоровья дошкольников, так как в этом вопросе необходим личный пример
Все дети мечтают о воспитателях, которые являются для них источ
ником добра, безопасности, душевного тепла, источником вдохновения,
радости, удивления. Такое общение педагога с детьми – главное условие
воспитания здорового ребенка в ДОУ.
Почему же не всегда сбываются мечты ребенка? Что же иногда
происходит с педагогами, которые перестают чувствовать радость от своего
труда? Почему же профессия, которую мы выбираем, которой мы гордимся,
вдруг перестает нас похорошему волновать и не приносит радость?
Психологическое самочувствие воспитателя оказывает непосред
ственное влияние на всю атмосферу дошкольного учреждения. Не стоит
забывать, что отрицательно окрашенное психологическое состояние
педагога снижает эффективность воспитания и обучения детей, повы
шает конфликтность во взаимоотношениях не только с воспитанниками,
но и родителями, коллегами по работе. А также способствует возник
новению и закреплению в структуре характера и профессиональных
качеств педагога негативных черт, разрушает его психическое здоровье,
обуславливает высокую напряженность, агрессивную самозащиту,
подавляет творческую активность.
А что же всетаки происходит? Одним из показателей профессио
нальной дезадаптации педагога является так называемый «синдром
эмоционального выгорания» – сложный психофизиологический фе
номен, определяется как эмоциональное, умственное и физическое
истощение, которому способствует продолжительная эмоциональная
нагрузка. Выражается в депрессивном состоянии, чувстве усталости,
опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способности
видеть положительный результат своего труда. А также в отрицательной
установке по отношению к работе и жизни вообще. Что может привести
и к профессиональной деформации? Что способствует возникновению
у педагогов «синдрома эмоционального выгорания»?
Перечислим некоторые причины:
• восприятие работы как рутинной, особенно если ее смысл
кажется сомнительным;
• чрезмерная эмоциональная вовлеченность в работу, вклады
вание в нее больших ресурсов;
• недостаточность признания и положительной оценки работы;
• строгая временная регламентация работы, особенно при
нереальных сроках ее исполнения;
• напряженность и конфликтность в профессиональной среде,
недостаточная поддержка коллег и их излишний критицизм;
• отсутствие условий для самовыражения личности на работе,
когда экспериментирование и инновации не поощряются, а
подавляются;
• работа без возможностей дальнейшего обучения и профес
сионального совершенствования;
• неразрешенные личностные конфликты педагога;
• высокая психоэмоциональная нагрузка, эмоциональная энер
гия расходуется постоянно, дети – родители – коллеги;
• сопереживание, сочувствие, сострадание, принятие решений;
• чем больше детей в группе – тем больше нагрузка – ответ
ственность за жизнь и здоровье ребенка;
• есть «особенные родители», а это дополнительные эмоцио
нальные затраты.
Надо отметить, что эмоциональное выгорание – процесс довольно
коварный, поскольку человек, подверженный этому синдрому, часто
мало осознает его симптомы. Он не может увидеть себя со стороны и
понять, что происходит, поэтому нуждается в поддержке и внимании, а
не конфронтации и обвинении.
Однако «сгорание» не является неизбежным. Своевременно пред
принятые профилактические шаги могут предотвратить, ослабить или
исключить его возникновение.
Остановимся на способах недопущения и профилактики СЭВ:
• развитие интересов, не связанных с работой;
• адекватные требования к собственным профессиональным
возможностям;
• возможность сочетать работу с учебой, исследованием, напи
санием научных статей;
• внесение разнообразия в работу, создание новых проектов и
их реализация без ожидания санкций, без инспекций со сто
роны официальных лиц;
• поддержание своего здоровья (сон, питание);
• удовлетворительная социальная жизнь, наличие друзей жела
тельно других профессий;
• умение проигрывать без самоуничижения и агрессивности;
• способность к адекватной самооценке (без опоры только на
мнение, признание окружающих);
• умение не спешить и давать себе достаточно времени для
достижения позитивных результатов в работе и жизни;
• чтение не только профессиональной, но и другой литературы,
просто для своего удовольствия;
• участие в семинарах, конференциях, где предоставляются
возможности встречи с новыми людьми, а также возможность
обмениваться опытом;
• периодическая совместная работа с коллегами, значительно
отличающимися профессионально и личностно;
• участие в работе профессиональной группы, дающее возмож
ность обсудить проблемы, связанные с работой;
• хобби и увлечения, доставляющие удовольствие;
• научиться расслабляться; смеяться над собой;
• периодически «заглядывать в будущее» (в памяти других наши
ошибки не важны);
• повышать самооценку.
Здоровье педагога Оно необходимо не только для его профессионального долголетия, но и здоровья детей,наших воспитанников.