Яровая Мария
Психологическое здоровье дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Важная роль в современном образовательном обществе отводится здоровьесберегающим технологиям, психологическому сопровождению детей в образовательных учреждениях, сохранению и укреплению психологического здоровья. Сегодня проблема психологического здоровья является актуальной. Проблеме психологического здоровья детей посвящены труды И. В. Дубровиной, В. В. Давыдова, О. В. Хухлаевой, Г. С. Никифорова, и др.).
Публикация «Психологическое здоровье дошкольников» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2023
В современном мире быстро меняется социальная ситуация, увеличивается информационный поток, в котором находятся дети, семьи в основном однодетные, распались дворовые сообщества, снизилась ценность ролевой игры. Происходит внедрение раннего обучения в ущерб игре. Игра является ведущей деятельностью дошкольника, и именно в ней должны формироваться важнейшие возрастныеновообразования, но при этом она занимает все меньшее место в жизни детей. В детском саду играют в перерывах между занятиями или на прогулке. Дома — в свободное от гаджетов и развивающих секций время. Всё чаще можно встретить ребёнка с признаками взрослости (интеллектуализм, излишний рационализм) при внутренней социальной незрелости и инфантилизме и неумении эффективно взаимодействовать с социальным окружением. Это приводит к ухудшению здоровья детей : физическому, психическому, социальному. С каждым годом появляется все больше детей с трудностями в развитии: тревожных, агрессивных, замкнутых. Именно поэтому, начиная с дошкольного возраста необходимо проводить психологические занятия в игровой форме способствующие укреплению психологического здоровья.
Психологическое здоровье является необходимым условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей, обеспечивает возможность непрерывного развития в течение всей его жизни. Психологически здоровый человек – это, прежде всего человек творческий, жизнерадостный, весёлый, открытый, познающий себя и окружающий мир, адекватно приспосабливающийся как к благоприятным, так и неблагоприятным условиям, воздействиям.
Широко распространено понимание психологического здоровья в рамках адаптационного подхода (О. В. Хухлаева, Г. С. Никифоров). В данном подходе здоровый человек - это успешно адаптирующийся и имеющий гармоничные отношения с окружающими. По мнению О. В. Хухлаевой, понимая психологическое здоровье как наличие динамического равновесия между индивидом и средой, следует считать его критерием гармонию между ребенком и социумом.
Современным воспитанникам необходима грамотная помощь взрослого в понимании самого себя и своего места в дошкольной жизни, во взаимодействии с ребятами, и воспитателем. Помощь в поиске своих ресурсов, повышении самооценки, устремлении к преодолению трудностей. Ребёнок в детском возрасте познаёт не только внешний мир, но и самого себя. Развивает коммуникативные навыки и эмпатию, дети учатся вставать на позицию другого человека, учатся сопереживать вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Именно в дошкольномвозрасте необходимо способствовать формированиюпсихологического здоровья ребенка, закладывая тем самым базу для дальнейшего будущего. Полученные навыки позволят детям легко адаптироваться к меняющимся условиям жизни. Дляформирования психологического здоровья дошкольника необходимо использовать комплексный подход который включает разнообразные методические средства: ролевые игры, психогимнастические игры, коммуникативные игры, игры на развитие произвольнго поведения, развития воображения, задания с использованием терапевтических метафор, арт-терапевтические методы, методы релаксации, а так же тренинговые упражнения для сплочения группы сверстников, выравнивания эмоционального фона, формирования умения понимать и выражать свои чувства и понимать чувства окружающих. Комплексные психологические занятия открывают перед воспитанниками возможности для самопознания, познания чувств и мыслей окружающих людей, укрепляют психологическое здоровье детей.